Таможенный пост

Таможенный пост входит в единую систему таможенных органов РФ и осуществляет свою деятельность под общим руководством ФТС России, руководством РТУ и непосредственным руководством таможни.

Регион деятельности таможенного поста определяет ФТС России. Регион деятельности таможенного поста входит в состав региона деятельности таможни.

Создание, реорганизацию и ликвидацию таможенного поста осуществляет ФТС России. В целом административно-правовой статус таможенного поста был изложен в Положении о таможенном посте, утвержденном приказом ФТС России от 13.08.2007 № 965 "Об утверждении Общего положения о таможенном посте".

Как правило, таможенный пост базируется в местах наличия товаров, подлежащих таможенному оформлению и контролю (в пунктах пропуска через таможенную границу РФ, в крупных таможенных терминалах, на товарных станциях, в аэропортах, портах и т.д.) и решает возложенные на него задачи непосредственно и во взаимодействии с территориальными органами других федеральных органов исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами.

Финансирование таможенного поста осуществляется за счет средств федерального бюджета, направляемых на ОГЛАВЛЕНИЕ федеральных органов исполнительной власти, а также иных предусмотренных законодательством РФ источников.

Таможенный пост может быть образован также как юридическое лицо решением ФТС России, в том числе по представлению либо с учетом мнения РТУ или таможни, непосредственно подчиненной ФТС России.

Таможенный пост, являющийся юридическим лицом, имеет печать с изображением Государственного герба РФ и со своим наименованием, иные печати и штампы, самостоятельный баланс, счета в органах федерального казначейства, банках и иных кредитных организациях, обладает правом оперативного управления в отношении закрепленного за ним имущества, являющегося федеральной государственной собственностью.

Таможенный пост, являющийся юридическим лицом, обладает правом самостоятельно вести хозяйственную деятельность, осуществляет функции государственного заказчика.

Как правило, самостоятельными юридическими лицами являются специализированные таможенные посты, деятельность которых имеет специфические особенности.

К примеру, специализированными таможенными постами являются акцизные таможенные посты, занимающиеся таможенным оформлением товаров, облагаемых акцизом.

Особенности деятельности отдельных таможенных постов может определять ФТС России специальными нормативными правовыми актами.

Основные задачи таможенного поста

Таможенный пост непосредственно осуществляет таможенное дело в регионе, районе деятельности, т.е. участвует в реализации правового, экономического, информационно-технического и организационного механизмов, осуществлении таможенной политики РФ.

При этом должностные лица таможенного поста самостоятельно производят таможенное оформление и таможенный контроль (принимают, проверяют таможенные декларации, осуществляют досмотр товаров и транспортных средств, взимают таможенные платежи и т.д.), а также борются с административными правонарушениями, производство по которым отнесено КоАП РФ к компетенции таможенных органов РФ.

Таможенный пост, являющийся юридическим лицом, обеспечивает в пределах своей компетенции защиту сведений, составляющих государственную тайну, а также сведений, засекречиваемых им.

Основные права таможенного поста. Таможенный пост для выполнения возложенных задач имеет право:

давать согласие на перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ вне определенных для этого мест и вне времени работы таможенного органа;

останавливать принудительно транспортные средства, возвращать морские, речные и воздушные суда, покинувшие таможенную территорию РФ без разрешения таможенных органов, за исключением иностранных судов и судов, находящихся на территории других государств;

давать разрешение либо отказывать в разрешении на оставление транспортных средств и товаров без присмотра, изменение места стоянки, выгрузку и перегрузку товаров, изменение первоначального места нахождения товаров, высадку пассажиров, вскрытие упаковки, упаковку или переупаковку товаров, изменение, удаление или уничтожение средств идентификации;

идентифицировать товары и транспортные средства, находящиеся под таможенным контролем, транспортные средства, помещения и другие места, где находятся или могут находиться товары и транспортные средства, подлежащие таможенному контролю;

проводить в любое время инвентаризацию товаров и транспортных средств, находящихся под таможенным контролем, а также товаров, в отношении которых не уплачены таможенные платежи или предоставлены льготы в части уплаты таможенных платежей;

принимать решения по делам об административных правонарушениях, совершенных физическими лицами;

отменять или изменять по жалобам лиц, протестам прокуроров, в порядке контроля решения должностных лиц таможенного поста, а также принимать предусмотренные законодательством меры в отношении их неправомерных действий (бездействия);

брать пробы и образцы товаров, назначать экспертизу, разрешать лицам и другим органам государственного контроля, обладающим полномочиями в отношении товаров, брать пробы и образцы;

требовать и безвозмездно получать от государственных органов, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц документы и сведения, необходимые для выполнения возложенных на него задач и функций;

взаимодействовать в пределах своей компетенции с органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ, юридическими и физическими лицами;

привлекать для оказания содействия таможенному посту специалистов других правоохранительных, контролирующих органов, организаций, а также экспертов.

Таможенный пост, являющийся юридическим лицом, также имеет право:

быть истцом и ответчиком в суде;

заключать в пределах своей компетенции и выделенных денежных средств с юридическими и физическими лицами договоры, связанные с собственной хозяйственной деятельностью.

Структуру, штатную численность таможенного поста утверждает ФТС России.

Таможенный пост возглавляет начальник, назначаемый на должность и освобождаемый от должности приказом РТУ России.

Начальник таможенного поста, являющегося юридическим лицом, назначается на должность и освобождается от должности приказом ФТС России.

Бухгалтер таможенного поста, являющегося юридическим лицом, назначается на должность и освобождается от должности приказом ФТС России.

Иные должностные лица таможенного поста назначаются на должность и освобождаются от должности приказом таможенного поста, а таможенного поста, не имеющего статуса юридического лица, – приказом таможни.

Начальник таможенного поста:

руководит деятельностью таможенного поста на основе принципа единоначалия;

несет персональную ответственность за выполнение возложенных на таможенный пост задач и функций, состояние правовой деятельности таможенного поста, а таможенного поста со статусом юридического лица – и за правильность и обоснованность расходования средств, состояние бухгалтерского учета, планово-финансовой, бюджетной, кассовой, платежно-расчетной, штатной дисциплины, а также за своевременность и достоверность финансовой, бухгалтерской и иной отчетности;

вносит в установленном порядке в таможню представления о присвоении специальных званий подчиненным сотрудникам таможенного поста;

осуществляет другие функции, пользуется другими правами и несет ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Начальник таможенного поста, являющегося юридическим лицом, также:

подписывает (утверждает) на основе и во исполнение законодательства РФ, правовых актов вышестоящих таможенных органов и в пределах своей компетенции приказы, распоряжения и иные правовые акты ненормативного характера и документы;

применяет в пределах предоставленных ему прав в отношении должностных лиц таможенного поста меры поощрения и дисциплинарного воздействия;

несет персональную ответственность за организацию защиты сведений, составляющих государственную тайну.

Правовые акты ненормативного характера о таможенном деле, изданные таможенным постом, являющимся юридическим лицом, в пределах его компетенции, обязательны для исполнения государственными органами, органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами.

Приказом ФТС России от 25.11.2010 № 2244 "Об установлении компетенции таможенных постов" был утвержден перечень таможенных органов, обладающих компетенцией по совершению таможенных операций в отношении товаров, декларируемых исключительно с использованием информационной технологии представления таможенным органам сведений в электронной форме для целей таможенного оформления товаров, в том числе с использованием Интернета.

Данным приказом было установлено, что Владивостокский, Приамурский, Башкортостанский, Новгородский, Иркутский, Новосибирский, Владимирский, Московский, Тверской, Екатеринбургский, Челябинский, Краснодарский и Ростовский таможенные посты являются специализированными таможенными органами – центрами электронного декларирования. Эти центры специализируются исключительно на принятии таможенных деклараций в электроном виде и не имеют иных полномочий по выполнению функций, закрепленных за таможенными органами РФ.

Таможенные посты – это таможенные органы, численность которых в современных условиях меняется наиболее динамично. К примеру, после ликвидации внутренних таможенных границ между странами – участницами Таможенного союза, было ликвидировано 36 таможенных постов[1].