Лекция 16. ТАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СЛЕДОВАТЕЛЕЙ И ОПЕРАТИВНО-РАЗЫСКНЫХ ОРГАНОВ ПРИ РАССЛЕДОВАНИИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ

Успешное решение тактических и методических задач расследования, как показывает следственный опыт, обычно бывает невозможным без четко согласованных и целеустремленных совместных действий следователей и органов дознания в процессе расследования.

Указанная организованная совместная деятельность следственных органов и органов дознания при расследовании преступлений получила в криминалистике название взаимодействие, а ее необходимость вытекает из смысла содержания уголовно-процессуального законодательства: УПК РФ (ст. 38, 40, 144, 157, 164 и 209) и Федерального закона "Об оперативно-разыской деятельности" (ст. 2, 7, 11).

Субъектами этого взаимодействия, с одной стороны, являются следователи, руководители следственного органа, с другой – главным образом сотрудники оперативных подразделений органов внутренних дел, федеральной службы безопасности, а иногда аналогичных служб других органов, перечисленных в ст. 13 Федерального закона "Об оперативно-разыской деятельности".

Рассматриваемое взаимодействие в основном осуществляется в процессе предварительного следствия, часто на стадии возбуждения уголовного дела, а также возможно и после приостановления предварительного расследования.

Необходимость взаимодействия в процессе предварительного расследования, как правило, возникает тогда, когда после проведения необходимых следственных действий преступление остается нераскрытым, или раскрыто не полностью, когда не выявлены или не найдены все участники преступления, не установлены существенные обстоятельства дела, не проверены важные версии, имеются трудности в отыскании доказательств и проведении отдельных следственных действий. На стадии возбуждения уголовного дела взаимодействие направлено на получение недостающих для возбуждения дела материалов и на их проверку. После приостановления предварительного расследования взаимодействие связано с решением задач по розыску необнаруженного или скрывающегося от следствия преступника.

Суть взаимодействия заключается в выполнении сотрудниками оперативных подразделений указанных выше органов по поручению следователя, руководителя следственного органа оперативно-разыскных мероприятий, перечисленных в Федеральном законе "Об оперативно-разыскной деятельности", и при необходимости отдельных следственных действий; в возбуждении уголовного дела, производстве оперативными сотрудниками неотложных следственных действий и оперативно-разыскных мероприятий по делу в порядке ст. 40, 157 УПК РФ и передаче дела следователю по подследственности; в совместном проведении следственных действий; обмене информацией и т.д.

Оперативно-разыскные мероприятия соответствующих оперативно-разыскных подразделений, предусмотренные Федеральным законом "Об оперативно-разыскной деятельности", в отличие от следственных действий, носят не процессуальный, а главным образом поисково-справочный, разыскной, наблюдательно-обследовательский и технико-информационный характер. Они осуществляются специальными негласными и гласными методами и средствами для решения задач, перечисленных в ст. 2 указанного Закона. Порядок их производства регламентирован ведомственными нормативными актами МВД, ФСБ России и др., разработанными на основе упомянутого Закона, а ОГЛАВЛЕНИЕ методов и средств этой специальной деятельности изучается и разрабатывается теорией оперативно-разыскной деятельности как специальной дисциплиной. Проведение специальных оперативных мер относится к исключительной компетенции оперативно-разыскных органов. Следователи в силу своего процессуального положения не обладают правом их проведения и участия в них.

Вместе с тем УПК РФ и Федеральный закон "Об оперативно-разыскной деятельности" наделили следователя достаточно широкими полномочиями, позволяющими ему давать поручения о проведении оперативно-разыскных мероприятий указанным выше органам, требовать от них содействия в проведении и производства отдельных следственных действий (ст. 38 УПК РФ, ст. 7 названного Закона). При этом следователь не должен как перелагать на оперативно-разыскные органы свои обязанности, так и подменять эти органы.

Указанное взаимодействие, предполагая общее планово-организационное руководство следователя, в то же время не имеет в виду служебного соподчинения взаимодействующих органов и слияния процессуальной и оперативно-разыскной деятельности. В процессе взаимодействия следователь и работники оперативно-разыскных органов действуют в строгом и точном соответствии с общим планом совместных действий, с их служебной компетенцией и выполняют только свои функции.

В результате вышеизложенного под взаимодействием следователей с оперативно-разыскными органами следует понимать основанную на законе и согласованную по всем необходимым условиям деятельность указанных лиц и органов, направленную на раскрытие преступлений и решение всех остальных задач их расследования и предупреждения.

Взаимодействие может быть разовым, эпизодическим (связанным лишь с выполнением поручений следователя по отдельным вопросам и эпизодам дела) и постоянным (осуществляемым на протяжении всего расследования но делу). Последний вид взаимодействия чаще всего возможен лишь в рамках расследования, которое проводится следственно-оперативной группой.

Взаимодействие должно осуществляться в строгом соответствии с уголовно-процессуальным законом, Федеральным законом "Об оперативно-разыскной деятельности" и следственной этикой; согласовываться с планом расследования (по целям, месту, времени совместных и самостоятельных действий и по компетенции); основываться на взаимной помощи и совместной ответственности за достижение поставленных перед взаимодействием целей при направляющей роли следователя, но при должной самостоятельности оперативно-разыскных органов в выборе приемов решения поставленных перед следователем задач; строиться с учетом особенностей складывающихся криминалистических ситуаций и проводиться в соответствии с тактико-методическими рекомендациями по взаимодействию.