Тактическая подготовка в спорте

Тактическая подготовка подразумевает совершенствование рациональных приемов решения задач, возникающих в процессе соревнования, и развитие специальных способностей, определяющих эффективность решения этих задач.

Совершенствование приемов и разучивание специальных качеств — взаимосвязанные и взаимообусловленные стороны тренировочного процесса, цель которого — оптимизация тактической деятельности спортсмена или команды. Поскольку тактическая деятельность — это решение задач, возникающих в процессе контрдействия (взаимодействия) с соперником (партнером), необходимо прежде всего рассмотреть понятие задачи. Задача соответствует определенным условиям борьбы; сами эти условия, с точки зрения психолога, в отношении тактической деятельности составляют проблемную ситуацию.

Понятие "задача" в общей психологии и психологии спорта несколько различается. Это объясняется спецификой спортивной деятельности, для которой трудно найти аналог в других видах деятельности.

С. Л. Рубинштейн определял проблемную ситуацию, в которой имеется нечто имплицитно (скрыто) в нее включающееся, предполагаемое, но в ней не определенное, не известное, эксплицитно (явно) не данное, а лишь заданное через свое отношение к тому, что в ней дано.

Ситуация может рассматриваться как проблемная до тех пор, пока человек не осознает основных ее движущих моментов. Полностью осознанная проблемная ситуация выступает уже как задача.

Несколько иначе соотносятся понятия "проблемная ситуация" и "задача" в психологии спорта. В спортивной деятельности человек практически не сталкивается с принципиально неизвестными условиями, которые определяют проблемную ситуацию. Он всегда знает свою цель, знает, какова в общих чертах будет ситуация спортивной борьбы. Неизвестно только, какие конкретно действия, совершенные в противовес конкретным действиям соперников, принесут победу. Поэтому по отношению к спортивной деятельности проблемной ситуацией целесообразно называть обстановку данного — соревнования, характеризующуюся неизвестностью конкретных путей достижения цели. Фехтовальщик стоит перед проблемной ситуацией: обыграть данного соперника. Эта ситуация имеет стадийный характер и видоизменяется хотя бы в силу того, что в фехтовании бой длится чаще всего до пяти уколов. Следовательно, проблемная ситуация при счете 4 : 0 и 0 : 0 будет различной. В первом случае скрытым, имплицитным, является способ нанесения лишь одного укола, а во втором — целая система действий, когда, скажем, тактический прием, позволивший нанести укол, нельзя повторить, потому что соперник нашел против него "противоядие".

Частные компоненты проблемной ситуации, когда спортсмен оказывается в определенных условиях взаимодействия с соперником, определяют тактическую задачу. Действуя в проблемной ситуации, спортсмен решает ряд частных задач, имеющих конкретную цель, не обязательно конечную. Если продолжить пример из фехтования, то задачей можно назвать ситуацию сложной атаки соперника. Спортсмен должен решить: попытаться ли сразу контратаковать с выигрышем темпа или в самом конце атаки соперника взять защиту и нанести ответный укол. Больше того, в ответ на сложную атаку спортсмен может просто разорвать дистанцию, тогда решение конкретной задачи не приведет к конечной цели — нанесению укола.

Специфика спортивной деятельности заключается в том, что спортсмен практически постоянно действует в условиях крайне жесткого лимита времени и, как правило, одно действие не приводит к окончательному "снятию" конфликтной ситуации, а только меняет ее или вызывает новую ситуацию. В спортивном действии анализ текущего состояния (ситуации) и выбор исполнительного акта следуют непосредственно один за другим или даже совмещены во времени. Это отличает спортивные действия от трудовых, "разнесенных" во времени.

Такое сближение моментов возникновения тактической ситуации и выполнения действия приводит к тому, что в спортивной деятельности, особенно в играх и единоборствах, решающую роль приобретают сенсомоторные реакции. Значительный процент тактических задач требует не только мгновенного, но и шаблонного решения, причем выбор чаще всего ограничивается двумя-тремя альтернативами и во многом основывается на неосознаваемых компонентах. В этом случае спортсмен действует, используя механизмы сенсомоторного реагирования и не выполняя практически никаких интеллектуальных операций. Нередко, наблюдая за спортсменами, почти невозможно дифференцировать операции как продукт мышления и операции как продукт сенсомоторного реагирования. С одной стороны, это определяет трудности экспериментального исследования тактического мышления спортсмена, а с другой — показывает роль сенсомоторных способностей в эффективной тактической деятельности.

Задачи в спорте решаются на фоне непрерывного изменения условий борьбы по ходу самого решения, при необходимости его реализации в ограниченное время, при большой плотности моторных действий. Эффективность решения определяется, следовательно, уровнем психических качеств в сфере перцепции, интеллекта и психомоторики. Перцептивные качества (широта поля зрения, быстрота восприятия изменения ситуации) обеспечивают все операции, связанные с восприятием информации, интеллектуальные (быстрота оперативного мышления, точность оперативной памяти) — с оценкой обстановки и принятием решения, психомоторные (быстрота и точность сенсомоторных реакций, точность сенсомоторной координации, быстрота движений) — с осуществлением этого решения, несмотря на противоборство соперника.

В тактической деятельности особую роль играет прогнозирование основных вариантов изменения ситуации, а также выбор приемов и средств решения тактической задачи и их умелое использование при сбивающем воздействии сильной психической напряженности, физического утомления. Иногда правильное, казалось бы, решение не дает нужного эффекта, если оно принято без учета того, что в данный момент спортсмен, скажем, сильно возбужден и поэтому не может выполнить действие, требующее хладнокровия и ювелирной точности.

Один из вариантов прогнозирования основывается на способности к вероятностному прогнозу, т.е. построению такой стратегии поведения, когда учитываются наиболее вероятные действия соперников или партнеров. Интересно отметить, что в отношении способности прогнозировать вероятность событий большое преимущество имеют представители спортивных игр и единоборств, причем "игровики" лучше предсказывают вероятность более редкого события, а "единоборцы" — более частого. Тактика игры более разнообразна по сравнению с тактикой единоборства, поэтому у "игровика" постоянно формируется установка на ожидание не только типичных, но и в принципе неожиданных событий.

В специальном моделирующем эксперименте сопоставлялись показатели решения тактических задач велосипедистами — мастерами спорта и мастерами спорта международного класса. Спортсмены находились на закрепленных в станках велосипедах, которые перемещались с помощью моторов, включаемых экспериментатором. Так менялось взаимное расположение соперников. Их действия ускорения, привставая на педалях, фиксировались с помощью специальных датчиков. В одном случае спортсмен, находящийся на второй позиции, выполнял рывок, как только при изменении взаимного расположения соперников переднее колесо его велосипеда доходило до уровня каретки велосипеда соперника (рывок "на каретке"), причем рывок можно было сделать слева или справа; в другом случае решение принималось с упреждением в зависимости от перемещений "соперника", атакующего со второй позиции (рывок "на переднем колесе"); в третьем случае эксперимент был построен таким образом, что одно из тактических действий "соперника" имело высокую вероятность. Во всех этих случаях мастера спорта международного класса опередили мастеров спорта по быстроте решения задач, но наибольшего преимущества они добились во втором случае, когда труднее всего прогнозировать действие соперника и предугадать ближайшее по времени изменение тактической ситуации.

Как ни велика роль сенсомоторных реакций в решении задач, основное значение имеют мыслительные операции, которые определяют тактическое мышление спортсмена.

Тактическое мышление в спорте имеет те же характеристики, что и так называемое оперативное мышление, хотя объекты у них различные. Нередко эти выражения употребляют даже как синонимы. Подчеркиваются общие моменты двух видов мышления: непосредственный характер, условия лимита времени, образно-действенный характер. Несомненно, что общим является и особо точное прогнозирование изменения ситуации "в ближайшем будущем".

Оперативное мышление — это процесс решения практических задач, который осуществляется на основе моделирования человеком объектов трудовой деятельности и который приводит к формированию в данной ситуации модели предполагаемой совокупности действий (плана операции) с реальным объектом и процессами.

При тактическом мышлении, в спорте высших достижений выбор решения осуществляется при выполнении ряда познавательных и преобразующих операций, когда получаемая информация создает у спортсменов образ тактической обстановки. В таком случае мышление основывается на "видении с места" всего решения с начала до конца.

Специфика тактического мышления в спорте определяется тем, что оно носит наглядно-образный и действенный характер; объединяет же его с оперативным мышлением то, что в каждом из двух этих видов мышления можно обнаружить такие интеллектуальные операции, как структурирование, динамическое узнавание и формирование алгоритма решения.

Прежде всего, наглядно-образный характер мышления подразумевает то, что большой удельный вес приобретают интуитивные решения. Интуиция — это образное отражение действительности без словесных оценок; при интуитивных решениях опытный спортсмен, используя прошлый опыт, как бы "перепрыгивает" через несколько промежуточных ходов и сразу приходит к самому концу решения. В то же время интуитивные решения не исключают словесных оценок в тактическом мышлении. Например, бегун рассуждает: "Сейчас сделаю ускорение метров на 30, кажется, противник измотан, а затем перед последним кругом на время пропущу его вперед". Здесь и ориентирующая (оценка обстановки), и регулирующая (коррективы в действиях) функции речи в тактическом мышлении.

Одно и то же действие противника спортсмен может расценивать как создающее благоприятные условия для реализации собственных замыслов или как срывающее тактический план. Мгновенные оценки ситуации и принятие решений, направленных на создание благоприятных ситуаций, выполнение целесообразных операций непосредственно в процессе решения определяют действенный характер тактического мышления. Он проявляется и в том, что в отличие от оперативного решения всегда имеет внешнее выражение в виде операций, направленных на преодоление активного сопротивления. В. Н. Пушкин выделял три компонента оперативного мышления:

1) структурирование — образование более крупных единиц действий на основе связывания элементов ситуации в структурное целое;

2) динамическое узнавание — обнаружение частей конечной ситуации в исходной, проблемной, ситуации; этот процесс проходит динамически — от узнавания подзадач до узнавания конечного эталона;

3) формирование алгоритма решения — выработка принципов решения, определение последовательности действий.

Как эти компоненты определяют тактическое мышление, можно понять на примере баскетбола.

Структурирование. В игре спортсмен объединяет элементы ситуации (мяч, кольцо, партнеры, соперники) в единое целое. Например, само по себе расположение его партнера в углу площадки еще не характеризует ситуацию, но если известно, что следующим ходом будет постановка ему заслона, а направление передачи не перекрыто защитниками, то игрок, владеющий мячом, оценит данную структуру как благоприятную для выполнения передачи.

Динамическое узнавание. Поскольку конечная цель — "взятие" кольца соперника, игрок всегда выбирает ход, максимально приближающий эту цель. Так, выиграв мяч при отскоке от своего щита, он, прежде всего, оценивает ситуацию как возможную для организации быстрого прорыва. Партнер, двигающийся к кольцу соперника, создает ту динамическую структуру, которая определяет решение задачи. Расстояние между партнером и кольцом — не главное условие решения; именно начавшийся "отрыв"—динамический элемент задачи, позволяющий игроку с мячом принять правильное решение.

Формирование алгоритма решения. Игрок, который дает партнеру передачу, мысленно формирует алгоритм: он считает, что после передачи целесообразно переместиться в угол площадки и увести за собой одного соперника; за этим должна последовать передача центровому в образовавшийся "коридор". При индивидуальных действиях, когда, например, игрок пытается переиграть соперника ведением, он тоже заранее формирует наиболее вероятные его ответные действия.

В тактической подготовке представителей единоборств особое внимание уделяется совершенствованию умения своевременно распознавать сильные и слабые стороны соперника. Например, в боксе совершенствование в тактике идет по двум основным направлениям. Во-первых, это — совершенствование собственной индивидуальной тактики, умения навязать свою манеру ведения боя, проводить свой тактической план; во-вторых, совершенствование умения разгадывать, распознавать манеру боя соперника, его сильные и слабые стороны и противопоставлять свой тактический план действий, направленных на нейтрализацию этих его сильных и использование слабых сторон.

В тактической подготовке представителей спортивных игр учитывают другие психологические закономерности, связанные С особенностями межличностных общений в команде, психологией лидеров и ведомых, особенностями взаимодействий различных звеньев и сочетания игроков. Поэтому тактическая подготовка в спортивных играх предусматривает совершенствование психологической совместимости между игроками, четкое распределение не только игровых функций, но и функций, связанных с повседневной жизнью команды.

Наряду с этим определенные психологические проблемы возникают при выборе той методической основы, которая характеризует общий игровой "почерк" команды. Как правило, в спортивных играх существуют в связи с этим два основных направления тактической подготовки команды: а) игроки "вписываются" в схему, точно определены комбинации, которые в соревнованиях легко выполняются (особенно в случае сильного утомления), так как все твердо знают их; б) игроков приучают инициативно действовать на площадке, находить в конкретной ситуации самое рациональное решение, т.е. творческая самостоятельность игрока связывается с его оперативным мышлением. В первом случае основное внимание уделяется "наигрыванию" типичных игровых решений, во втором — совершенствованию тактических качеств спортсменов.

Для классной команды всегда было проблемой найти правильное соотношение между импровизацией и игрой по заранее определенной схеме. Оно возможно лишь в тех случаях, если основные "импровизаторы" знают допустимую грань риска: когда есть смысл "взять игру на себя", а когда — подчинить свои действия строгой схеме.