Таежные охотники-рыболовы Сибири

Исторически выделяют две последовательные стадии – пешую и оленную. В последнем случае речь идет только об интенсификации опромышления угодий, поскольку домашний олень, который появляется в культуре северян предположительно на рубеже нашей эры, в этих культурах является не "целью" их существования, а "средством" рационализации, прежде всего, охотничьего промысла. Это не исключает сосуществования, вплоть до настоящего времени как "пеших", так и "оленных" таежных охотников-рыболовов Сибири. К этому ХКТ относятся культуры хантов, манси, селькупов, кетов, "оленных" эвенков, тувинцев-тоджинцев, тофаларов, отчасти долган, северных якутов и эвенов, юкагиров, нсгидальцсв и удэгейцев. Для него характерно отсутствие специализации в хозяйственной деятельности, при относительном доминировании рыболовства в летний период.

Объекты охотничьего промысла весьма разнообразны: водоплавающая и боровая дичь, из крупных копытных преобладают лось, из пушных – белка. Охота носит либо экспедиционный характер (охотничьи "артели" опромышляют тайгу), либо охота ведется по мере кочевания стойбища по тайге. Охотничье снаряжение включает лук сложной конструкции (многослойная кибить, плетеная жильная тетива), функциональные по объекту промысла, в зависимости от типа наконечника, стрелы, копья. Весьма разнообразны, в зависимости от объекта промысла и механики действия, самоловные орудия – от простых нетель до пружинных орудий типа самострелов, черканов, кляпцов и т.д. В русский период получило распространение огнестрельное оружие. В пешей охоте использовались лыжи (либо камусные, скользящая поверхность которых подшивается шкурой с голени копытных животных, либо неподшитые – "голицы", для передвижения по "насту"), грузы перевозились на различных по типу волокушах, либо ручных нартах. В качестве транспорта использовался вьючно-верховой олень (Восточная и Южная Сибирь) или оленья упряжка (Западная Сибирь).

Рыболовство – пассивное (запорное) или активное в зависимости от степени подвижности населения. Первое предполагает использование "запоров", заборов, перегораживающих водоем, с оставлением проходов, в которых устанавливаются плетеные из прутьев конусообразные ловушки. На крупных водоемах применялся сетный лов. В качестве активных средств лова использовались остроги, удочки. Для передвижения по воде используются лодки различной конструкции – долбленые однодеревки грузоподъемностью от одного до 10 чел., составные – шитые, либо берестянки, деревянный решетчатый каркас которых обтягивается вываренной берестой.

Модель питания характеризуется доминированием белковой пищи. Растительная составляющая – дикоросы, позднее продукты промышленного производства. Распространено сыроедение, как мяса, так и рыбы. Основной способ термической переработки – варка мяса и рыбы, для тунгусоязычных народов жарка мяса. Заготовка впрок в традиции осуществлялась по безсолевой технологии. Это различного рода варки – длительная термическая переработка рыбы, в результате чего получается фракция типа консервов, приготовление рыбьего жира. Вяление мяса и рыбы, с последующим копчением, приготовление юколы, квашение рыбы в земляных ямах. С XVII в. широкое распространение получает хлебная пища, в южных районах – блюда крестьянской кухни.

Типы поселений варьируют в зависимости от сезона, но в любом случае малолюдны и формировались на родственной основе. Зимние, чаще стационарные, состояли из землянок, полуземлянок либо наземных построек с перекрытием шатрообразной конструкции. Отопительное сооружение – очаг, жилая зона – нары по периметру постройки. Летние поселения более мобильны, что связано с активным передвижением по тайге и смене мест рыбалки. В этих условиях основным жилищем является чум – конусообразная, круглая в основании постройка, имеющая жердевую основу и берестяное – "тиски" или ровдужное покрытие. В качестве летних жилищ широко использовались разнообразные по форме и материалу покрытия, каркасные постройки. В частности, у обских угров таких построек известно около 40 типов.

Материалами для изготовления одежды были шкуры зверей и птиц, либо ровдуга, крапивное полотно. Одежда шилась жильными нитками. Костюм состоял из штанов и укороченной распашной наплечной одежды типа "парки" для мужчин, натазников и платьев туникообразного кроя для женщин. Обувь шитая, может быть и поршнеобразная.

В качестве головных уборов использовались капорообразные шапки. И мужчины, и женщины носили платки.

Костюм тунгусоязычного населения Сибири состоит из отдельных элементов натазники, ноговицы, парка, нагрудник, голенище, головка), которые соединяются друг с другом не швами, а завязками. Сохраняется и древний принцип кроя – стан парки бесшовный, выкраивается из целой шкуры, головные уборы изготавливаются из шкуры, целиком снятой с головы оленя.