С кем дружить?

Предполагается, что "Русская Одиссея" должна стать чем-то вроде "клуба путешественников" с системой опознавательных знаков на территории края. В бренд-буке "Русской Одиссеи", выложенном на сайте ruport.ru, представлены разные варианты размещения логотипа – на автомобилях, туристических маршрутах, зданиях и т.д. Логотип послужит для туриста подсказкой, где он может получить услуги по определенному стандарту. При этом каждый, кто воспользовался "брендовыми" сервисами, автоматически становится участником программы начисления баллов, которая в дальнейшем позволяет пользоваться скидками и бонусами от фирм, входящих в "Русскую Одиссею". Все это вполне соответствует мировой практике создания туристических брендов и не выглядит доморощенной самодеятельностью.

"Курортные объекты Краснодарского края заполняются в целом на 80% в год, несмотря на то, что дорого. Но тенденцию нужно менять, – констатирует Дмитрий Никифоров. – Беда в том, что у нас идет старение туриста, поэтому сейчас нужно делать ставку на молодежь, которой пока не слишком важно качество размещения, но затем, получив от отдыха хорошие впечатления, она сможет вернуться. При этом новый бренд должен учитывать и возможность привлечения иностранных туристов – если сразу не задавать высокую планку, мы ничего не добьемся".

Идея сделать ставку на молодежь, которая пока не предъявляет больших требований к комфорту и сервису, в целом правильная – через несколько лет та же молодежь приедет обратно уже с совсем другими деньгами. Тем временем проблемы с инфраструктурой будут понемногу решаться, причем этот процесс идет уже сейчас. В этом смысле "Русская Одиссея" является перспективным стратегическим проектом и игрой на опережение. Другое дело, что в таком подходе заложен определенный риск. Можно предположить негативный сценарий, при котором "Русская Одиссея" станет ассоциироваться у российского потребителя со "студенческим" отдыхом.

Идея разнообразия программ отдыха также содержит как перспективы, так и риски. С одной стороны, рано или поздно до массового российского туриста докатится мировая тенденция снижения интереса к чистому пляжному отдыху. Так, уже сегодня российские туристы в среднем тратят в Египте на экскурсии и развлечения столько же, сколько на сам тур. Если по цене с Египтом и Турцией конкурировать мы не можем, то предложить больший выбор программ отдыха наши черноморские курорты вполне способны. Однако с организаторами этих программ у нас есть известные проблемы – разрушена советская система сертифицирования экскурсоводов, услуги активного отдыха часто оказывают сомнительные фирмы, не отвечающие за безопасность туристов, под названием "винных туров" нередко предлагают участие в массовых возлияниях и т.д. Поэтому успех "бренда возможностей" будет во многом зависеть от того, много ли наберется игроков рынка, способных соответствовать его стандартам качества.

По мнению Дмитрия Никифорова, в первую очередь в систему "Русской Одиссеи" могут войти новые отели Краснодарского края, где благодаря хорошему менеджменту удалось добиться соответствующего мировым представлениям качества услуг. "Пусть сегодня таких объектов немного, но если их объединить общим стандартом качества, это уже будет достижение, – говорит г-н Никифоров. – Мы понимаем, что в нынешних условиях больших надежд на старт крупных инвестпроектов немного, а “Русская Одиссея” дает возможность собрать один большой проект из множества мелких". Другое дело, заинтересованы ли в этой системе крупные здравницы, многие из которых до сих пор сохраняют советский стиль управления, а ведь именно они делают погоду на массовом рынке количеством койкомест. Кстати, именно им и адресовано высказывание туроператора о том, что нора бы снижать цены и улучшать сервис, т.е. в конечном итоге менять качество управления. С учетом этого обстоятельства борьба за то, чтобы "Одиссея" заработала так, как задумано, может стать для ее создателей настоящей "Илиадой".

Отдельный вопрос, как новый бренд должен работать на привлечение иностранных туристов. По мнению Романа Левицкого, в области разнообразия программ отдыха мы можем конкурировать с Африкой и Латинской Америкой, куда иностранцы едут за приключениями, а не за шиком: "Почему многие американцы предпочитают Мексику, а не Флориду? Потому что в Мексике у них есть ощущение экзотики, а Майями-Бич, мягко говоря, всем надоел". В том, что Краснодарский край (да и Россия в целом) может вступать в конкуренцию с Африкой и позиционировать себя как направление приключенческого туризма, видится один большой минус, но много маленьких плюсов. Минус состоит в том, что тем самым мы открыто ставим себя на одну доску с третьим миром, что в контексте курса на модернизацию, наверное, не очень хорошо для имиджа страны. Но плюсов очевидно больше: Россия для европейцев или американцев более понятна, чем Африка или Азия, здесь не укусит муха цеце и не нападет лев, не надо делать множество прививок, чтобы получить визу, а что касается цены за "русский экстрим", то стоимость экзотик-туров (зачастую со спартанскими условиями размещения) традиционно высока и никто на это не жалуется. И главное – наконец появилась жизнеспособная идея, чем действительно можно заинтересовать иностранцев отдыхом в Краснодарском крае.