Сюрреализм. Смятенный человек в таинственном и непознаваемом мире

Термин "сюрреализм" (фр. surrealism - сверхреализм) ввел французский поэт Гийом Аполлинер, определивший жанр своей пьесы "Сосцы Тересия" как сюрреалистическая драма. По другим сведениям, термин ввел П. Альберт-Бироту в 1917 г.; в Париже в 20-30-х годах термин сюрреализм использовали поэты Андре Бретон и Филипп Супо, считающиеся основателями сюрреализма.

Сюрреализм собрал под свои знамена ряд видных поэтов, драматургов, художников - Поля Элюара, Роберта Десноса, Макса Эрнста, Роже Витрана, Антонина Арто, Рене Шара, Сальвадора Дали, Раймона Кено, Жака Превера.

Поэты Л. Арагон, А. Бретон, Ф. Супо издавали журнал "Литература", побуждавший искать новый литературный язык. К этой группе присоединился и сторонник классического искусства Поль Валери. В 1919 г. в нее вошел основатель дадаизма Т. Тцара. Группа регулярно организует эксцентричные художественные действа (в Pallais de fetes, Salon des Independants, la Salle Gaveau). В 1920 г. появляются "чистые" сюрреалистические тексты "Магнетические поля" Супо и Бретона.

Художественная концепция

Сюрреализм - художественное направление, прокламирующее смятенного человека в таинственном и непознаваемом мире. Концепцию личности в сюрреализме можно было бы кратко выразить в формуле агностицизма: "Я человек, но границы моей личности и мира расплылись. Я не знаю, где начинается мое "я" и где оно кончается, где мир и что он такое".

Сюрреализм - художественное воплощение агностицизма XX в.: он исходит из того, что художника окружают непознаваемые "вещи в себе", а за реальными явлениями стоит некая сверхреальность.

Поль Элюар назвал образы сюрреализма "глупыми причудами, рожденными одиночеством" и написал стихи, в которых говорил о преодолении духовного кризиса и отрекался от сюрреализма:

Я погибал, защититься от них не в силах.

Как скованный воин с кляпом во рту,

В них растворялось тело, и сердце мое, и рассудок,

В бесформенной массе, полной бессмысленных форм.

Которые прикрывают гниение и упадок.

Угодливость и преступление, равнодушие и войну.

Художественная концепция сюрреализма утверждает загадочность и непознаваемость мира, в котором исчезают время и история, а человек живет подсознанием и оказывается беспомощен перед трудностями.

Личность, конструируемая Сальвадором Дали, движима фрейдистскими комплексами. Символично восприятие действительности на одной из картин Дали: пейзаж предстает перед зрителем сквозь отверстие в тазобедренной кости. Сюрреализм можно было бы охарактеризовать как иррациональный интеллектуализм, лжеэмоциональность, рационалистическую анестезию чувств, стремление "обесчувствить" отношения человека и мира. "Переживание, эмоция заменяются демонстрацией средств передачи этой эмоции". (Подгаецкая. 1967. С. 179).

Сюрреализм отказывается контролировать и творческий процесс, и личность какими-либо нравственными и эстетическими категориями: "Мораль противоположна счастью с тех пор, как я существую" (Ф. Пикабиа). Сюрреализм стремится очистить личность от социальной, нравственной и индивидуальной "шелухи": "Отвращение к социальной жизни" (П. Эммануэль). Сюрреализм срывает индивидуальное с человека и стремится "предоставить элементарному... полную свободу" (Ж. Арп). Элементарное в личности - ее приобщенность к человечеству. Обнаружение духовной связи с человечеством - сверхзадача поэзии, декларируемая Сен-Жон Персом. Никаких других общих категорий (класс, нация, народ, общество, государство) сюрреализма не признает. Об этом пишет Пьер Уник: "И вот моему разуму открывается совершенно ясно абсурдность человеческих группировок".