Связи с общественностью в области современных международных отношений

В наше время информационно-коммуникативные службы являются непременным атрибутом штатного расписания абсолютного большинства всевозможных учреждений и организаций как государственной, так и независимой формы подчинения. Начиная от различных структур властно-управленческого аппарата, коммерческих финансово-промышленных групп, общественно-политических объединений, движений и ассоциаций и т.д. и закапчивая спортивными клубами, выставочно-развлекательными центрами и пр. — все сейчас, особенно учитывая современные технические информационно-коммуникативные средства, имеют возможность проявить себя и свои интересы в международном информационном пространстве. Тем или иным способом, непосредственно или опосредованно, оказать влияние (или, как минимум, поучаствовать) на процесс международных отношений в малой или большой степени своей значимости. Авторство в изобретении самого термина "международные отношения" принадлежит английскому мыслителю И. Бентаму (1748— 1832), который понимал под ним процесс общения между государствами, никак не меньше. Впоследствии понятие было воспринято специалистами по международной юриспруденции и применялось исключительно для обозначения правовых аспектов межгосударственных взаимодействий. Сейчас оно трактуется более широко. Ведь международные отношения охватывают самые различные сферы общественной жизни — от симпозиума специалистов в области оккультизма или соревнований среди спортсменов с ограниченными физическими возможностями до обмена мнениями по глобальным вопросам в ходе работы саммита ведущих специалистов по международной экономике. Состав участников также весьма широко варьируется — от государственных делегаций, отдельных представителей дипломатических служб и ведомств до представителей социально-общественных гуманитарных и политических объединений и рядовых индивидов. Что же объединяет в одно единое целое все эти сферы человеческой деятельности? В самом первом приближении можно сказать, что такой нитью являются политические отношения и взаимосвязи социально-общественных интересов различных сил, отразившиеся на мировой арене. Однако более детальное погружение в вопрос вскрывает размытость границ между "внутриобщественными" и "международными" отношениями. Попытка выйти за рамки межгосударственных взаимодействий в толковании термина "международные отношения" содержится в его определении как "совокупности интеграционных связей, формирующих человеческое сообщество".

Новизна современного исторического этапа в международных отношениях заключается в том, что сейчас с явной очевидностью обнаружилась ограниченность таких понятий, основанных на методологии политического реализма, как "конфигурация соотношения сил", "биполярность" или "мультиполярность" и пр. Несмотря на начавшееся с конца 60-х гг. прошлого века становление общества глобальной информации, экономической зависимости и конкуренции, основными признаками которого являлись ускоренный рост высоких технологий, увеличение числа коммуникативных каналов, постепенное превращение национальных экономик в единую мировую экономическую систему, не находят своего подтверждения утопические либирально-идеалистические прогнозы о формировании однородной системы международных отношений, функционирующей в рамках общих интересов и универсальных ценностей всех участников. Постсоветский этап развития международного сообщества после крушения сложившейся в прошлом глобальной биполярной системы (пусть и несколько относительной) не может рассматриваться в рамках традиционных политологических терминов, определений и толкований. Сейчас на мировой арене наблюдается исчезновение линии четкого раздела между "своими" и "чужими", союзниками и противниками. Менее предсказуемыми стали проявления интересов и поведение малых государств, региональных политических сил, средних и "великих" держав. Мир вступил в полосу неуверенности и возросших рисков для решения как глобальных, так и локальных политических и гуманитарных противоречий. Для их решения прибегают к использованию широкого спектра приемов, способов и инструментария — от традиционных до весьма специфичных и непривычных для большинства игроков на международной арене. Широкое и повсеместное распространение западных ценностей (и даже, более того, чуть ли не насильственное насаждение их), таких как рыночная экономика, плюралистическая демократия, индивидуальные свободы, права человека, качество жизни и т.д., не способствует стабильности глобальной международной системы. Значительно возросла массовая миграция населения (и не только трудоспособной его части) из менее развитых в экономическом отношении стран в более развитые государства. В резкой форме проявляются конфликты, связанные со столкновением культур, утратой идеалов, подрывом традиций, размыванием самоидентичности и настойчивыми попытками "возврата к исконным корням", всплесками реакционного национализма и религиозного радикализма.

Будучи прикладной и динамично развивающейся профессией, PR в существенной степени реагирует на влияние различных изменений в окружающей общественной среде -начиная от глобальных перемен международной обстановки и закапчивая появлением новых локальных рыночных продуктов. Этим и объясняется современный большой спрос на PR-технологии в бизнесе, политике, социальных отношениях. В настоящее время происходит смещение содержания PR-усилий от воздействия на общественно-потребительскую среду с использованием рационального аспекта предлагаемого PR-продукта к ее изучению и привлечению полученной информации для управления процессами в обществе с помощью виртуально-эмоциональных аспектов. Сейчас, на пороге третьего тысячелетия, на международном потребительском рынке (как экономическом, так и социально-политическом) появилось огромное многообразие товарной продукции с примерно равными ценовыми и качественными параметрами. Объект потребления с его рациональными характеристиками (например, соотношение стоимости производственных затрат к качественному содержанию продукции или, проще говоря "цена/ качество") стал трудно различим в ряду аналогичных, все более замещаясь другим товаром с основными параметрами, относящимися к виртуально-эмоциональным категориям. В реальной рекламе и PR-деятельности это можно наблюдать, когда вместо фразы "Я покупаю (выбираю этого кандидата) этот товар (телефон, телевизор, голосую за депутата и пр.), потому что он меньше по объему и удобнее в пользовании (устраивает его политическая программа реальных действий по реализации предвыборных обещаний)", употребляются другие утверждения — "Мне понравился этот (абсолютно не имеет никакого значения, что или кто именно), потому что он симпатичный". Таким образом, оставаясь на уровне производственного цикла неизменным, товар (PR-продукт), в зависимости от предпринятых по отношению к нему виртуальных действий, "улучшается" или "ухудшается".

Кроме изложенного, огромное значение для объяснения современных PR-тенденций имеет "революционное" увеличение объема информации, которая предназначена для усвоения и воздействия па общественность. Значительное ускорение роста информационного потока по отношению к росту товарного производства в целом в конечном итоге приводит к ситуации, когда потребитель не может самостоятельно синтезировать огромное количество различных информационных сообщений вокруг какого-либо факта и самостоятельно сделать определенные "рациональные выводы по факту". Он начинает искать простые и понятные подсказки "экспертов", выдающих на-гора готовые незамысловатые синтенции, которыми становятся "виртуальные выводы по смыслу". Для PR-специалиста здесь возникает Вперед формула: "Смысл вместо факта", с задачей преобразования в ходе каждого информационного повода/ проекта "простой" (т.е. фиксирующий факты) информационный поток в "сложный" (т.е. интерпретирующий факты и производящий смыслы). Ряд исследователей информационно-коммуникативных процессов отмечают: по мере увеличения информационного потока уровень эффективности воздействия на персону и целевые группы реальной (позиционированной по факту) информации и информации виртуальной (позиционированной по смыслу) меняется в пользу последней. Сейчас именно смысловое (а не фактографическое) позиционирование формирует уровень оптимального поведения потребителя информации.

Следующим аспектом, влияющим на современный PR, является процесс повсеместной "интернетизации" общества. Он влияет на все явления и события, а также имеет много составляющих. С приходом новых революционных технологий в процессе информационных коммуникаций и обмена становятся неэффективными и устаревшими многие PR-технологии, которые еще недавно считались надежными и передовыми в области формирования информационно-коммуникативного пространства и влияния на общественное мнение. Происходят изменения в механизмах действий основных коммуникативных стратегий в бизнесе и политике. На второй план отходят хорошо и успешно зарекомендовавшие себя с давних пор такие традиционные стратегии продвижения товара, как:

ВВ (business to business) бизнес для бизнеса в экономической сфере;

— ВС (business to customer) коммуникация между представителями бизнеса и потребителем в экономической сфере;

- G2G (government to government), когда одна структура власти в ходе политической коммуникации осуществляет информационное взаимодействие по поводу выполняемых политических задач с другой властной структурой;

— G2C (government to citizen) — коммуникация власти с гражданином.

В настоящее время весьма актуальными становятся коммуникационные схемы СС (citizen to citizen — когда люди, напрямую общаясь между собой, принимают решения относительно продукта, предлагаемого бизнесом или властью). В этом случае выбор делается не на основе рекламы или иного официального информационного воздействия, а исходя из рекомендаций единомышленников.

В наши дни происходит все более заметное создание глобальной посткапиталистической многоуровневой высокоподвижной международной и межгосударственной системы, где на передний план выдвигаются такие проблемы, особенно в социально-экономической сфере, которые требуют многосторонних решений, новых международных гуманитарных институтов. Глобальная международная система испытывает глубокие потрясения, связанные с трансформацией своей структуры, меняющимися взаимодействиями с внешней средой.