Свойства внимания

Внимание человека обладает следующими свойствами: концентрацией, распределением, объемом, переключаемостью, устойчивостью.

Концентрация внимания - это сосредоточенность субъекта на объекте, сила поглощенности этим объектом. Концентрация внимания означает, что имеется фокус, в котором собрана сознательная деятельность человека.

Свойство, противоположное концентрации, рассеянность, т.е. неспособность сосредоточиться на чем-либо определенном в течение длительного времени. Различают подлинную и мнимую рассеянность. Мнимая рассеянность - результат большой сосредоточенности и узости внимания. Иногда ее называют "профессорской", так как она часто встречается у людей, занятых решением научных проблем. Внимание человека в этом случае настолько сконцентрировано на решаемой проблеме, что он не замечает второстепенных, на его взгляд, вещей, не слышит обращенных к нему вопросов. Физиологической причиной мнимой рассеянности является мощный очаг возбуждения в коре головного мозга, вызывающий торможение в окружающих его участках. Неясность отражения внешних воздействий при рассеянном внимании объясняется тем, что оно происходит на участках коры, находящихся в состоянии торможения.

Все великие исследователи обладали исключительной способностью к сосредоточению мысли на главном предмете. Сократ решил принять участие в войне и присоединился к походной колонне войск. В пути он углубился в разрешение какого-то философского вопроса и остановился посреди дороги, глубоко задумавшись. Когда он пришел в себя, выяснилось, что он простоял несколько часов, далеко отстав от войска.

Подлинная рассеянность - невозможность удержать внимание на объекте или действии длительное время. Физиологически подлинная рассеянность объясняется недостаточной силой внутреннего торможения. Возбуждение, возникающее под действием речевых сигналов, легко рассеивается, но с трудом концентрируется. В результате этого в коре мозга создаются неустойчивые очаги оптимальной возбудимости.

Объем внимания - количество однородных предметов (как правило, 7 + 2), которые внимание охватывает одномоментно. Количество предметов, находящихся в поле внимания, может быть и больше девяти. Это зависит от того, насколько осмысленны и как связаны между собой эти элементы. Объем внимания у детей меньше, чем у взрослых, обычно это 5 + 2 элемента.

Распределение внимания - это возможность одновременного выполнения нескольких видов действий; способность контролировать несколько независимых процессов, не теряя ни одного из них из поля внимания.

В некоторых профессиях распределение внимания приобретает особенно важное значение. Такими профессиями являются профессии летчика, шофера, диспетчера. Распределение внимания очень важно для учителя, который часто должен делать одновременно несколько дел. Учитель объясняет урок и одновременно следит за классом, часто еще пишет что-нибудь на доске.

Распределение внимания зависит от ряда условий, прежде всего от того, насколько связаны друг с другом различные объекты и насколько автоматизированы действия, между которыми распределяется внимание. Чем теснее связаны объекты и чем значительнее автоматизация, тем легче совершается распределение.

Переключаемость внимания - способность намеренно переносить внимание с одного объекта на другой. Различают преднамеренное (произвольное) и непреднамеренное (непроизвольное) переключение внимания. Преднамеренное переключение внимания совершается по воле человека, а непреднамеренное происходит само собой, часто незаметно для сознания. Непреднамеренное переключение внимания нужно рассматривать не только как отрицательное качество. Оно часто способствует временному отдыху организма, анализатора. Таким образом поддерживается высокая работоспособность нервной системы и организма в целом.

Быстрая или медленная переключаемость зависит от:

1) темперамента;

2) физического состояния: у утомленного человека переключение внимания замедлено;

3) содержания предшествующей и последующей деятельности: если предшествующая деятельность более интересна, то переключение замедлено.

Выделяют четыре классических типа центральной нервной системы, а соответственно, и четыре типа темперамента - холерик, сангвиник, флегматик, меланхолик. Люди, обладающие различными свойствами темперамента, могут с разной скоростью переключать свое внимание, следовательно, с различной скоростью будут переходить от одного вида деятельности к другому. Педагогу важно учитывать особенности переключения внимания у своих учеников.

Холерик - быстро возбуждающийся, горячий, энергичный человек. Пример холерика - A.C. Пушкин. Его реакция мгновенна, молниеносна. Может быстро и легко переключаться с одного вида деятельности на другой, после отдыха быстро включаться в работу. Однако после работы, как и после конфликта, не в состоянии сразу успокоиться, поскольку склонность к возбуждению у него сильнее, чем к торможению.

Сангвиник - подвижный, жизнерадостный, живой, увлекающийся человек. Сангвиник способен быстро переключаться. Поэтому он легко переключается с одного эмоционального состояния на другое, с одного вида деятельности на другой, быстро перестраивается и изменяет стереотипы поведения, легко переходит от отдыха к работе и наоборот.

Флегматику свойственна медленная переключаемость, следовательно, реакции при переходе от одного вида деятельности к другому замедлены. Характерной его особенностью является основательность и неторопливость. Флегматик медленно входит в начатое дело, но обязательно доводит его до конца. Флегматика будет раздражать, например, требование срочных перестроек, пересмотров, изменений планов и т.п.

Меланхолик - человек, у которого процесс возбуждения и процесс торможения снижены, поэтому он склонен к угнетенному настроению и мрачным мыслям. Он не всегда может быстро переключаться, поэтому теряется в сложных ситуациях и не всегда может быстро найти выход из трудного положения. Для него нужны более упорядоченные условия жизни. Он может удачно вписываться в социальную среду при условии грамотной оценки и правильного отношения к нему со стороны окружающих.

Организуя процесс обучения, педагоги должны помнить, что с холериком и сангвиником лучше вести занятия в быстром темпе, оперировать крупными блоками, можно быстро переключаться с одного вида работы на другой. Они будут легко успевать за быстрыми переходами мысли педагога, перестраиваться с одного вида деятельности на другой. Необходимо учитывать и то, что так же быстро ученики этих типов темперамента отвлекаются от темы урока, переключаются на более интересные для них темы и дела.

Флегматики и меланхолики не могут быстро переключить внимание, поэтому им лучше вводить материал неторопливо, основательно, не перескакивая от одной мысли к другой, не упуская даже малозначимых, казалось бы, умственных операций.

Устойчивость - длительность времени, в течение которого сохраняется концентрация внимания. Устойчивость внимания зависит от особенностей материала, степени его трудности, понятности, отношения к нему субъекта. Важным условием поддержания устойчивости внимания являются чередования напряжения и расслабления, а также возможность снятия чрезмерного напряжения.