Свойства ощущений

Каким бы ни было ощущение, его можно описать с помощью нескольких характеристик, или свойств, присущих ему. Это такие свойства, как:

1) модальность, или качество. Модальность является качественной характеристикой, в которой проявляется специфичность любого ощущения как простейшего психического сигнала по сравнению с сигналом нервным. Однако и каждый вид ощущений имеет свои модальные характеристики: для зрительных ощущений таковыми могут быть цветовой тон, светлота, насыщенность; для слуховых – высота тона, тембр, громкость; для тактильных – твердость, шероховатость и т.д.;

2) интенсивность – количественная характеристика ощущений, которая определяется силой действующего раздражителя и функциональным состоянием рецептора;

3) длительность – временна́я характеристика ощущений. Она определяется функциональным состоянием органов чувств, временем воздействия раздражителя и его интенсивностью. Ощущение возникает позже, чем начинает действовать раздражитель, и не исчезает сразу с прекращением воздействия. Период от начала действия раздражителя до возникновения ощущения называют латентным (скрытым) периодом ощущения;

4) пространственная локализация – информация о локализации раздражителя в пространстве. Чаще всего ощущения соотносятся с той частью тела, на которую воздействует раздражитель (например, вкусовые ощущения), однако в случае болевых интерорецептивных (внутренних) ощущений локализация затруднена, неопределенна.

Развитие ощущений происходит сразу после рождения. В первые месяцы жизни интенсивно развиваются тактильные ощущения, которые очень важны для возникновения актов хватания и обследования предметов. На третьем- четвертом месяце дети реагируют на пение, музыку в пять месяцев появляется способность к различению цвета. Несколько медленнее развивается способность различать ощущения. Уровень развития ощущений у различных людей неодинаков, что объясняется генетическими особенностями. Развитие ощущений происходит путем тренировок, обучения и достигает вершины в процессе профессиональной деятельности.

Восприятие

Отражение целостных предметов и явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств называется восприятием. Долгое время господствовало представление, согласно которому образ восприятия является комплексом отдельных ощущений, связанных между собой но законам ассоциаций. Из этого следовало, что у восприятия нет своих собственных закономерностей и что первичным в процессе восприятия является отражение отдельных свойств, частей, элементов, из которых уже вторично "складывается" целостный образ. Такое представление о восприятии глубоко ошибочно. Восприятие представляет собой качественно новую ступень чувственного познания: мы воспринимаем, например, яблоко, а не сумму цвета, твердости и шарообразной формы. Воспринимая, мы не только выделяем группу ощущений и объединяем их в целостный образ, но и осмысливаем данный образ, понимаем его, привлекая для этого свой прошлый опыт, следовательно, восприятие человека невозможно без деятельности памяти и мышления.

Свойства восприятия

Как известно, в результате ощущения человек получает знание об отдельных свойствах, качествах предмета (что-то холодное, яркое, теплое, гладкое, громкое и т.д.), восприятие же дает человеку целостный образ предмета или явления (автомобиль, телевизор, светлая просторная аудитория, играющий малыш). Восприятию присущи особые свойства, среди которых наиболее важными являются:

1) избирательность – выделение каких-либо объектов или их частей, находящихся в сенсорном поле (в зоне восприятия). Избирательность восприятия проявляется во внимании. Выделяемый и поэтому более отчетливо отражаемый объект восприятия выступает как "фигура", а остальные объекты – как ее "фон". Таким образом, избирательность представляет собой преимущественное выделение одних объектов перед другими в процессе восприятия;

2) целостность – внутренняя органичная взаимосвязь частей и целого в образе. Это свойство проявляется в двух аспектах: а) объединение разных элементов в целом; б) независимость образованного целого от качества составляющих его элементов;

3) предметность – восприятие объекта как обособленного в пространстве и времени отдельного физического тела. Наиболее ярко это свойство проявляется во взаимообособлении фигуры и фона;

4) обобщенность – отнесение каждого образа к некоторому классу объектов;

5) константность – относительное постоянство восприятия образа. Наше восприятие в определенных пределах сохраняет за параметрами их размеры, форму и цвет независимо от условий восприятия: расстояния до воспринимаемого предмета, условий освещенности, угла восприятия;

6) осмысленность – связь с пониманием сущности предметов и явлений через процесс мышления.

Физиологической основой восприятия является комплексная деятельность системы анализаторов (зрительных, слуховых, двигательных и др.). Взаимодействие анализаторов может быть результатом воздействия комплекса раздражителей различной модальности или сложного раздражителя одной модальности. Например, восприятие речи, музыки происходит вследствие воздействия комплекса слуховых сигналов, выступающих как сложный единый раздражитель слуховой модальности. В этом случае в основе восприятия лежат нервные внутрианализаторные связи. Необходимым и существенным компонентом восприятия являются моторные процессы: движения рук, движения глаз, движения артикуляторного аппарата человека и т.п.

Виды восприятия

К числу разновидностей восприятия относят восприятие предметов и явлений окружающего мира; восприятие человека человеком; восприятие времени, движений, пространства; восприятие вида деятельности. Восприятия времени, движений и пространства – это сложные формы восприятий, имеющие многочисленные характеристики: продолжительный – краткосрочный, большой – маленький, высокий – низкий, далекий – близкий, быстрый – медленный. Восприятие деятельности подразделяется по видам: художественное, техническое, музыкальное и т.д. Восприятия также бывают внешненаправленными (восприятие предметов и явлений внешнего мира) и внутренне- направленными (восприятие собственных мыслей и чувств). По времени возникновения восприятия дифференцируются на актуальные и неактуальные. Наконец, восприятие может быть ошибочным (иллюзорным). Иллюзия (от лат. illusio – обман) – это искаженное восприятие реально существующей действительности. Иллюзии обнаруживаются в деятельности различных анализаторов. В наибольшей степени известны зрительные иллюзии, которые имеют самые различные причины: практический опыт, особенности анализаторов, изменение привычных условий. Восприятие может быть не только ошибочным, но и неэффективным. Опытным путем можно убедиться в том, что уровень восприятия текста при его чтении путем проговаривания вслух гораздо ниже, чем при чтении про себя. Это объясняется тем, что способность слуха ниже, чем пропускная способность зрения.

Развитие восприятия имеет большое значение для учебной и профессиональной деятельности. Развитое восприятие помогает усваивать больший объем информации с меньшей степенью энергетических затрат. Изменения, вносимые опытом и научением в восприятие, с одной стороны, заключаются в обогащении чувственных данных за счет знаний, схем или образов памяти. С другой стороны, опыт позволяет все более полно выделять свойства и элементы воспринимаемого, так что образ восприятия становится более соответствующим стимуляции.

В результате научения и созревания мозговых структур с возрастом значительно увеличивается константность восприятия, более точно воспринимаются время и пространственные характеристики объектов. В школьном возрасте восприятие совершенствуется, что во многом зависит от развития других психических функций (внимания, памяти и т.д.). Интересны и данные о влиянии профессионального опыта на восприятие. Например, те, кто работают на большой высоте, со временем видят предметы на земле не такими уменьшенными, какими они представляются неопытному наблюдателю.