Свойства национальной психологии

Свойства национально-психологических особенностей – это непосредственное проявление закономерностей функционирования национальной психики.

Во-первых, национально-психологические особенности, концентрируя в своем содержании национальную специфику психологических процессов и состояний, а также национальное своеобразие взаимодействия, взаимоотношений и общения людей, обладают способностью детерминировать на уровне личности или группы характер функционирования этих психологических явлений, придавая ему особую направленность.

Детерминация этнопсихологическая (от лат. determinare – определять) – процесс проявления причинной зависимости, выражающейся в способности национальной психологии (национально-психологических особенностей) влиять на характер протекания и функционирования других психологических явлений.

Каждый представитель той или иной национальной общности мыслит, переживает, ведет себя, общается и действует так, как диктуют ему его этнические традиции, сложившиеся на протяжении многолетнего опыта национального развития.

Во-вторых, важнейшим свойством национально-психологических особенностей является невозможность приведения их своеобразия к какому-то общему знаменателю. Казалось бы, для более четкого выражения специфики национально-психологических особенностей можно было бы взять психологию и формы ее проявления у представителей какой-либо национальной общности в качестве своеобразного эталона для сравнения. Однако исследования российских и зарубежных ученых показывают, что практически это невозможно. Методологически же отдавать приоритет в психологическом развитии представителям конкретного этноса просто неверно.

Национально-психологические особенности людей, кроме того, слабо подвержены непосредственному воздействию объективных обстоятельств. Поэтому, в-третьих, они обладают еще и большой по сравнению с другими психологическими явлениями консервативностью и устойчивостью.

В-четвертых, неотъемлемым свойством национально-психологических особенностей является их многообразие. У каждой конкретной общности национальная специфика психических процессов и состояний, взаимодействия, взаимоотношений и общения имеет свои особые характеристики, что затрудняет их восприятие, изучение и осмысление. Однако делать это вполне можно, если осуществлять сравнение с однотипными характеристиками представителей других наций и народностей.

Психологический механизм подобного сравнения можно представить на следующем примере. Французам типичный немец представляется блондином. Действительно, блондинов в Германии больше, чем во Франции. Однако в общей популяции немцев на долю блондинов приходится меньшинство в сопоставлении с лицами, обладающими темными волосами. Следовательно, типичный немец блондином не является, но французам и представителям некоторых других наций в силу субъективности их оценок он кажется таковым[1].

Если на примере восприятия физических качеств сравнительность оценок проявляется наглядно, то при восприятии социальных качеств людей и их поведения этот эффект порой скрыт и требует достаточной наблюдательности, а потом и правильного осмысления. Так, если китаец-неудачник в старости получает помощь от детей, он счастлив и рассказывает об этом всем окружающим. Американцы, наоборот, скрывают такого рода факты и мечтают о независимости. Самоуверенность, стремление к независимости развиты у американцев больше, чем у представителей других народов[2].

Задача этнопсихологии состоит в том, чтобы находить закономерные зависимости и связи в оценках своеобразия национально-психологических характеристик представителей конкретной нации и видеть отличие этих характеристик от им подобных у представителей других общностей.

Свойства национально-психологических особенностей – результат влияния этнопсихологического отражения, основная суть которого состоит в том, чтобы аккумулировать опыт жизни, деятельности и в окончательном итоге проявления национальной психики.

Основу этнопсихологического отражения составляет постоянное сравнение вновь воспринимаемых сознанием воздействий объективной действительности со старым, "национальным" по содержанию опытом. Образно говоря, сознание человека, представителя той или иной этнической общности, настроено на определенную "волну" восприятия и осмысления окружающего мира в соответствии со сложившимися национальными традициями и установками. Последние, во-первых, словно фильтр, очищают психику человека от того, что для нее в этническом отношении чуждо, и, во-вторых, подобно генератору, задают размер и направление этой "волны". Речь при этом, конечно, идет не об общих закономерностях функционирования психики, которые у всех народов одинаковы, а о внутреннем соотношении операций и действий в рамках этого процесса.

Сложившийся у каждой этнической общности свой, национальный настрой индивидуального и общественного сознания всегда своеобразно учитывает характер воздействия объективной действительности, соответствующий новым обстоятельствам. Психическая деятельность человека – результат диалектического взаимодействия, с одной стороны, объективных воздействий окружающей действительности, а с другой – субъективного их восприятия (сложившихся у представителей той или иной этнической общности системы мышления, своеобразного проявления эмоций и воли, традиционных представлений о характере взаимоотношений между людьми).

Поскольку этнопсихологическое отражение аккумулирует в себе огромный опыт жизни, культуры и быта предшествующих поколений, оно обладает значительной силой. В некоторых исследованиях сила психического, общественно-психологического и этнопсихологического отражения признается примерно одинаковой с идеологическим отражением. Однако это не совсем так.

Идеологическое отражение в ряде случаев сильнее отражения общественно-психологического, поскольку идеология как бы упорядочивает общественную психологию. По сравнению с общественно-психологическим этнопсихологическое отражение ближе к отражению идеологическому. Оно как бы систематизирует ОГЛАВЛЕНИЕ общественной психологии, придает ему определенную направленность, "очищает" от случайного, от всего того, что в национальном и культурном отношении непривычно. Можно считать, что этнопсихологическое отражение значительно сильнее, чем отражение общественно-психологическое, но слабее идеологического и находится как бы между ними.

В нашем сознании присущие каждой нации общие признаки представлены совершенно отдельным явлением – национальной психологией, частью общественной психологии.

Но это, с одной стороны, не собственно общественная психология, а то, что относится к эмпирически обобщенному человеческому опыту, т.е. второму составному элементу общественного сознания. И, с другой стороны, при этом идет сопоставление по различным критериям. Вот почему этнопсихологические явления раньше всегда отрывались от индивидуального сознания.

Относя национальную психологию к собственно общественной психологии, исследователи видели в силу этого в национальной психологии известную нечеткость, эмпиричность, незавершенность и неуловимость. Как следствие, появлялись замечания о трудности исследования ее содержания, невозможности полностью его постичь.

Сложность изучения национальной психологии фактически заслоняла, а порой и подменяла собой проблему осмысления ее роли в системе явлений общественного и индивидуального сознания. А она достаточно велика.

Специфика национально-психологического отражения закреплялась исторически. Появление человека, выделение его из мира животных, весь последующий ход развития был процессом развития у него качеств, необходимых для жизни в обществе. И уже с возникновением родоплеменных отношений социальнопсихологические качества людей подвергались строгому отбору. Сложившийся в системе родоплеменных связей механизм ограничения психики определенным кругом явлений продолжал функционировать в последующее время. Причем с образованием государственности, с разделением общества на классы сила его воздействия непрерывно возрастала за счет принятия идеологических теорий господства и подчинения, которые все чаще делали акцент на национальной исключительности. Предписываемые этим механизмом стереотипы реагирования и поведения людей принимали все более жесткий характер и в почти неизменном виде передавались новым поколениям.

Опыт психической деятельности и характер функционирования психики имел уже сугубо национальное (этническое) своеобразие, поскольку его развитие шло только в границах этнических общностей. Межнациональные отношения, возникавшие в ходе торговли и войн между странами, способствовали закреплению специфических национальных черт психики людей, так как они выделяли представителей данного этноса среди представителей других этносов и обеспечивали приоритет в тех или иных видах деятельности. "История внешних отношений – войны, конфликты, союзничество и сотрудничество, многообразные внешнеполитические ситуации далекого и близкого исторического прошлого глубоко запечатлеваются в памяти поколений, а следовательно, откладываются в национальном сознании, национальной психологии, объективизируясь в различных интерпретациях явлений исторической жизни народов, в определенных духовных, идеологических и общественно-психологических формах общественного сознания", – отмечал А. Ф. Дашдамиров[3]. С развитием капитализма доминирование национального над общечеловеческим, национально-психологического над общепсихологическим окончательно закрепилось.