Свобода предпринимательства и выбора

Это означает, что частные компании вправе приобретать экономические ресурсы, производить и продавать товар или услугу по собственному выбору. Никакие искусственные препятствия или ограничения, устанавливаемые правительством, не мешают предпринимателям принимать решения вступить в какую-либо отрасль или выйти из нее.

Свобода предпринимательства и выбора - это когда:

o собственники материальных ресурсов и денежного капитала могут использовать эти активы по своему усмотрению;

o наемные работники вправе заняться любым видом труда, на который они способны;

o потребители могут покупать товары и услуги в таком наборе, который они считают наиболее подходящим для удовлетворения своих нужд.

Свобода потребительского выбора оказывается самой широкой в рыночной экономике.

Личный интерес

В условиях рыночной экономики каждая экономическая единица (индивидуум или фирма) стремится делать то, что выгодно ей самой:

o предприниматели ставят своей целью максимизацию прибылей или минимизацию убытков;

o владельцы материальных ресурсов пытаются повысить цены при их продаже или сдаче в аренду;

o наемные работники хотят получать больший доход;

o потребители, покупая определенный продукт, стараются приобрести его по самой низкой цене.

Иначе говоря, в рыночной экономике каждый, кто занимается бизнесом (будь то человек или юридическое лицо), преследует личный интерес. Он формирует поведение различных экономических единиц, реализующих свой свободный выбор. Однако мотив личного интереса обеспечивает удовлетворение общественного интереса в производстве товаров и услуг. Это происходит с помощью так называемой "невидимой руки рынка". Это понятие мы рассмотрим несколько позже, поскольку его понимание невозможно без прояснения такого важнейшего признака рыночной экономики, как конкуренция.

Конкуренция

Экономическое соперничество агентов рыночной экономики за лучшие результаты предпринимательской деятельности, купли и продажи товаров.

Конкуренция в классической экономической теории является элементом рыночного механизма, который позволяет уравновесить спрос и предложение. Она есть основа существования и функционирования рынка, главный механизм развития современной экономики. Основы теории конкуренции были заложены А. Смитом, который трактовал ее как соперничество между товаропроизводителями в сфере обращения. Его видение абсолютизирует роль конкуренции как механизма координации и саморегулирования рынка.

К. Маркс, развивая идеи классиков политэкономии, исследовал конкуренцию в процессе воспроизводства. Он обозначил ее основные формы, показал закономерный характер развития конкуренции в капиталистическом хозяйстве, раскрыв ее связь с основным законом товарного производства - законом стоимости. Он доказал, что свободная конкуренция порождает концентрацию и централизацию производства и капитала, которая приводит к образованию монополии, но конкуренция и монополия не только антагонистичны, но и взаимообусловливают друг друга.

А. Маршалл, Л. Вальрас, А. Курно, А. Пигу рассматривали абстрактные экономические модели совершенной конкуренции и монополии, противопоставляя их друг другу. Э. Чемберлин, выступая с критикой неоклассиков, развил теорию несовершенной конкуренции. Он подробно описал качественно новое реальное состояние рыночной экономики - монополистическую конкуренцию, системообразующим элементом которой является дифференциация продукта, раскрыл новые неценовые методы конкурентной борьбы. Дж. Робинсон, продолжив развитие теории несовершенной конкуренции, исследовала олигополистическую экономическую модель.

Й. Шумпетер открыл новые созидательные свойства конкуренции, рассмотрев ее как борьбу "новых комбинаций" со старыми. Это позволило ему раскрыть диалектическую связь и взаимодействие конкуренции и монополии через новое понятие - "эффективная конкуренция" (базируется на инновациях и обеспечивает экономическое развитие). Ф. фон Хайек раскрыл новые аспекты в содержании конкуренции, рассматривая ее как "процедуру открытия" и связав ее с понятием "информация". Дж. К. Гэлбрейт заложил основы институционального подхода к исследованию проблем конкуренции, показал решающую роль крупной корпорации в стабилизации капитализма, рассматривая ее как движущую силу его дальнейшего развития.

На современном этапе экономического развития М. Портер, развивая идеи институционалистов, рассматривает проблемы конкуренции в постиндустриальном обществе в процессе глобализации. Большое внимание он уделяет вопросам конкурентоспособности, разработке хозяйствующими субъектами конкурентной стратегии и новым методам конкуренции. М. Врун исследовал основные движущие силы гиперконкуренции в процессе интеграции экономик стран в мировое хозяйство, выявив отрицательные стороны ее глобализации.

Для рыночной экономики конкуренция имеет основополагающее значение. Она выполняет роль мотора, двигателя прогресса, ускоряющего рост эффективности производства. Конкуренция выступает стихийным регулятором хозяйственных процессов, способом установления на рынке равновесной цены, стимулирует снижение издержек производства и реализации. В рыночном хозяйстве участниками конкурентной борьбы являются прежде всего фирмы, которые соревнуются друг с другом за рынок сбыта. Однако и отдельные люди соперничают на рынке труда, предлагая работодателям свой труд разной квалификации за различную заработную плату. Наконец, в рамках мирового хозяйства происходит конкуренция разных стран, каждая из которых стремится опередить другие (или догнать ушедших вперед) в борьбе за лучшие условия для своих граждан и для отечественных предпринимателей.

Некоторые экономисты видят в конкуренции универсальный механизм, объясняющий развитие общества в целом. Эта идея восходит к трудам знаменитого австро-американского экономиста Ф. фон Хайека, назвавшего конкуренцию "процедурой открытия".

Конкуренция с позиции права - соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке (ст. 4 Федерального закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ "О защите конкуренции").

Различают следующие виды экономической конкуренции:

o совершенная конкуренция;

o несовершенная конкуренция;

o ценовая конкуренция;

o неценовая конкуренция;

o конкуренция покупателей;

o конкуренция продавцов;

o монополистическая конкуренция;

o недобросовестная конкуренция.

Таким образом, рыночная конкуренция является мощным стимулом социально-экономического развития, однако во многих ситуациях она приводит к неоптимальному для общества результату.