Свобода духа

Концепция свободы является ключом ко всему творчеству русского философа Бердяева, которого даже называли "философом свободы" или "пленником свободы". В основу своей философии мыслитель положил не бытие, а свободу. Через феномен свободы он пытался осознать предназначение человека. По мнению Бердяева, свобода есть свобода духа, поэтому иллюзорно, призрачно искание свободы в мире природном. Порядок свободы и порядок природы противостоят друг другу. "Свободу нужно обнаружить и показать в духовной жизни, в духовном опыте, ее нельзя доказать и вывести из природы вещей. Во всяком предмете, познаваемом нами как природа, свобода исчезает, делается неуловимой. Всякая рационализация свободы есть ее умерщвление"[1].

Свобода, по мнению Бердяева, коренится не в воле, а в духе, и освобождается человек не усилием отвлеченной воли, а усилием целостного сознания. В доказательствах свободы воли люди обычно заинтересованы были совсем не из пафоса свободы. В свободе воли нуждались для укрепления нравственной вменяемости и ответственности человека, для оправдания заслуг, связанных с добрыми делами, для обоснования наказаний в этом мире и мире загробном. Заинтересованность в существовании свободы воли была педагогически утилитарной, а не духовно-существенной.

II. А. Бердяев считал, что вопрос о свободе совсем не есть вопрос о свободе воли в его натуралистически-психологической и педагогически-морализаторской постановке. Этот вопрос о первооснове бытия, о первооснове жизни. От свободы зависит само восприятие бытия, и свобода предшествует бытию. Свобода есть категория духовно-религиозная, а не натуралистически-метафизическая. Понимание свободы разделяет философские школы и религиозные учения. Во всей глубине и остроте поставлена проблема свободы духа у Достоевского.

Идея свободы является центральной в христианстве. Без свободы непонятно ни миротворение, ни грехопадение, ни искупление. Без свободы нельзя, согласно Бердяеву, понять феномен веры. Бездонную тайну свободы сознавали лучшие мыслители. А. Бергсон писал, что все определения свободы делают ее рациональной, т.е. ведут к исчезновению свободы. Нельзя выработать положительного логического понятия о свободе, для которого тайна свободы стала бы вполне проницаемой. Положительные определения свободы рационализируют и умерщвляют ее внутреннюю жизнь. Свобода, как отмечает Бердяев, есть жизнь, жизнь же постижима лишь в опыте жизни, она неуловима в своей внутренней таинственности для категорий разума.

Н. А. Бердяев считал, что свобода не есть застывшая статическая категория. Свобода есть внутренняя динамика духа, иррациональная тайна бытия, тайна жизни и судьбы. Это не значит, что свобода совсем не может быть познаваема. Однако пути познания свободы более сложны и несходны с теми путями, которыми идет натуралистическая метафизика, порождающая и учение о детерминизме и учение о свободе воли. Опровергнуть детерминизм рациональным путем почти невозможно. Вне христианства нет свободы, вне христианства детерминизм всегда одерживает победу.

Свобода духа не есть естественное состояние человека как природного существа, так же как бессмертие не есть его естественное состояние. Свобода духа есть новое духовное рождение, раскрытие духовного человека. Свобода раскрывается лишь в духовном опыте, в духовной жизни. Источник свободы не в душе и тем менее в теле человека, не в природном существе человека, всегда подчиненном природной закономерности и со всех сторон ограниченном внешними определяющими силами, а в духе, в стяжании духовной жизни.