Свобода и безопасность в концепции государственности

О свободе сейчас принято говорить как-то противоречиво. Свобода слова и общественных организаций позволяет доносить информацию до широких слоев населения, удовлетворяя интересы при оценке деятельности публичных людей, с критикой или поддержкой и подражанием. Но под свободой слова подчас обязательно имеется в виду описание извращенных проявлений, скандалов, неординарных заявлений.

Свобода финансовой деятельности воспринимается как обогащение за счет нечестных, противозаконных поступков, а не рационального размещения средств, обеспечивающих прогрессивное развитие и стимулирование трудовой деятельности.

Свобода общественной деятельности чаще воспринимается с оппортунистических позиций, неконструктивной критики или необходимости значительных затрат из бюджета.

Подобные противоречия просматриваются и в оценках безопасности, где болевые точки и просчеты редко сопоставляются с предупредительными мерами и решениями в отношении возможных опасностей, а не вынужденными компенсационные действиями.

Осознание свободы и опасности как потенциальной или реальной силы, фактора благополучия или угроз нормальному функционированию общества всегда сопровождало развитие государств и народов. Провозглашение и гарантии прав свободы и обеспечения безопасности служат тому подтверждением.

В "Декларации прав человека и гражданина" (1789, Франция) свобода человека трактуется как возможность "делать все, что не наносит вреда другому: осуществление естественных прав каждого человека ограничено лишь теми пределами, которые обеспечивают другим членам общества пользование теми же правами. Пределы эти могут быть определены только законом".

Закрепление конституционных нрав и свобод личности соответствует ряду основных признаков:

• база статуса личности закрепляется права и обязанности человека и гражданина во всех иных отраслях права;

• основные права и свободы человека и гражданина принадлежат каждому лицу, законно находящемуся на территории страны;

• конституционные права и свободы предоставлены всем в равном объеме и едином содержании;

• особый механизм реализации прав и свобод не реализуется в процессе осуществления человеком своих правомочий, а является предпосылкой к нему, его первоосновой;

• конституционные права и свободы находятся под особой повышенной государственной охраной.

Совокупность законов и нормативных документов провозглашает и закрепляет указами и постановлениями свободу выбора вида деятельности, предпринимательства, профессионального развития и создания безопасных условий жизнедеятельности.

Мирохозяйственные и культурные связи, потоки мигрантов и туристов, сжатие времени на доставку грузов и коммуникаций при благотворности обеспечения свободы мысли и действий накапливают опасности перемещения негативных процессов и поведения. В проблемно-практическом плане межгосударственные и международные проблемы прогресса и повышения благосостояния в задачах экономического роста обострились рядом негативных экологических (техногенными катастрофами) и социальных (бедностью, терроризмом) явлений, которые должны быть исключены из жизни общества.

Рост общественного показателя уровня жизни не всегда свидетельствует о благополучии и процветании всего общества, так как может происходить на фойе резкой поляризации состояния богатых и самых бедных. То же можно говорить и об уровне благосостояния. Рассуждая о степени цивилизованности устойчивого развития с учетом значимости демократических институтов в обществе и возможностей достижения богатства за счет трудолюбия и предприимчивости, анализа эффективности функционирования банковской системы и рынка, нельзя примириться с тем, что они сопровождаются распространением голода и нищеты, состоянием бедности значительного числа людей.

Активная жизнедеятельность связана с изменениями и трансформациями — экономики, общества, природы. Из многих факторов, способствующих изменениям и трансформации, выделяют: научные и технологически новации, экономические возможности и доходность, рост населения и урбанизацию. Одни, по всей видимости, постоянно способствуют изменению приоритетов и новым возможностям. Другие — социальным и экономическим осложнениям как непосредственно, так и через влияние на хозяйственную обстановку. Вот почему улучшение качества жизни и производительности труда ныне живущих и 2—3 млрд человек, которые соответствуют приросту населения, потребует модели развития, более четко интегрирующей экологические и социальные явления с экономическим совершенствованием. Уступая по темпам традиционно-прагматическим тенденциям, она сконцентрирует усилия на задачах перехода к устойчивому развитию.

Нельзя исключать, что эти задачи ориентированы на защиту интересов "своих" и создание непредсказуемых или слабо контролируемых "чужих", что характеризуется двойными стандартами.

Безопасность означает предотвращение и устранение нежелательных, а также поддержание желательных обстоятельств, последствий и ситуаций, среди которых:

• выживаемость, недопущение деградации, гибели, бедствий для населения;

• обеспечение суверенитета, независимости и территориальной целостности страны;

• сохранение и развитие культурно-исторического наследия, противодействие враждебности в социальной сфере;

• обусловленность стратегии благополучия и полного удовлетворения жизненно важных потребностей населения страны.

Движущую силу эволюции представляет неуклонное движение человечества по пути формирования устойчивых отношений между людьми, народами и государствами. Одним из средств достижения этих целей является обеспечение условий [7]:

• жизни по нормам рациональности;

• жизни без страха за обозримое будущее;

• сохранения жизненного пространства устойчивого развития.

Воплощаясь в экономических интересах, эти условия приобретают смысл обстоятельств и ситуаций, но которым при необходимости принимаются решения органами власти различного уровня. Логично их рассматривать в качестве предпосылок формирования механизма обеспечения экономической безопасности.

1. Возможность жить по нормам цивилизованных потребностей прежде всего означает свободу выбора, право и обязанность плодотворной деятельности с долговременным сохранением работоспособности. Ключевым условием в этом смысле являются поддержание достойного качества жизни и бесперебойное функционирование ресурсной, энергетической и транспортной инфраструктуры, требующие совместного действия рыночных механизмов и их государственного регулирования.

2. Для безопасной жизнедеятельности необходима система превентивных мер с должным экономическим обеспечением по преодолению экстраординарных ситуаций и с достоверной информацией. Здесь выделяются две принципиальные задачи: противодействие экономической и техногенной опасности и противодействие росту экономических правонарушений, порождающих преступность и терроризм.

3. Целостность экономического и территориального пространства страны воплощает стремления сотрудничества, единства в обеспечении устойчивого развития и благополучия всех народов как социальной общности. С этой точки зрения гарантировать целостность и сохранение федерального устройства может лишь единое и обустроенное экономическое пространство на основе финансовой и торговой инфраструктуры с ориентацией прежде всего на внутреннее производство и отечественного производителя.

Эти условия корреспондируются с представлениями о плотности экономического пространства. Оно характеризуется, во-первых, наличием рабочих мест с производством товаров и услуг для внутреннего рынка. При их среднем качестве верх потребительской пирамиды может заполняться импортом. Во-вторых, в экономике непременно должны быть ниши, которые бы соответствовали высоким мировым стандартам. Альтернатива формированию плотного экономического пространства — эмиграция активной и высококвалифицированной части населения и усиление социальной напряженности.

С формированием единого мирового экономического пространства и мирового рынка осмысливание новых взаимоотношений и взаимосвязей между государствами нуждается в методических подходах и инструментарии принятия долгосрочных решений в рамках не только национальных экономик, но и наднациональных потоков материальных и интеллектуальных ценностей в товарно-сырьевой, культурно-исторической, финансово-инвестиционной, инновационно-производственной, социально-культурологической сферах. Всплески миграционных потоков на всех уровнях "оживляют" социальную, межэтническую и межгосударственную напряженность, ставя принципиально новые задачи по менеджменту человеческих ресурсов.

Институциональная трансформация прослеживается в современной деятельности международных, транснациональных организаций и самих институтов.

Одним из важнейших направлений деятельности мирового сообщества в проблеме безопасности стала борьба с экономическими преступлениями "теневой жизни" в мировом экономическом хозяйстве и терроризмом. Проблемы "теневой" макроэкономики приобрели характер защиты производителей от несанкционированного использования ценностей и защиты общества от мирового терроризма. Во-первых, супермонополизация и процессы мегаслияний и поглощений неизбежно ведут к расширению сферы нелегальных ("теневых") отношений. Во-вторых, экономическая глобализация объективно снижает эффективность регулирующей и контролирующей роли как национальных, так и наднациональных институтов (перелив капиталов в оффшорные зоны).

Теневая составляющая экономики характеризует уклад экономических отношений, который складывается в обществе вопреки формальным правилам хозяйственной жизни без регистрации официальной статистикой и тем самым укрывается от налоговых органов, свидетельствуя об уклонении или отказе от социального вклада и выполнения определенных административных обязанностей (в производстве, сбыте, распространении запрещенных товаров и услуг).

Перед мировым сообществом встала реальная угроза потери контроля и управляемости финансовых потоков. С одной стороны, увеличился удельный вес нелегальных операций крупнейших мировых финансово-промышленных структур в третьих, развивающихся или "переходных" странах, а с другой — усилилось давление отмытых капиталов на мировые финансовые и индустриальные рынки, что еще больше обострило борьбу за зоны влияния "теневого" сектора. Основанием для надежд на изменения к лучшему могут стать совместные усилия государств по преодолению многочисленных вызовов устойчивому развитию.

Экономические отношения ныне ориентируются на установление выгодного сотрудничества с возможностью контролировать мотивацию поступков и поведения управленческих структур в достижении поставленных хозяйственных целей. Потенциальные угрозы их достижению позволяют рассмотреть основные элементы механизмов развития и защищенности, включающих такие инструменты, как правовое поле и экономические методы управления. Они обобщают инструментарий институтов экономической свободы и экономической безопасности.