Сведенборг (Swedenborg)

Биографические сведения. Эмануэль Сведенборг (1688– 1772) – шведский ученый-естествоиспытатель и философ-мистик. Отеи его Еспер Сведберг был епископом и полковым священником королевской гвардии. Эмануэль окончил Упсальский университет, много занимался гуманитарными (философия и филология) и естественными (математика, астрономия, физика, минералогия и т.д.) науками. Для завершения образования четыре года путешествовал по Англии, Голландии, Франции и Германии, посещая крупнейшие университеты. По возвращении домой опубликовал книгу, в которой были изложены результаты его исследований в области физики и математики. Эта работа была высоко оценена специалистами, и король Карл XII предложил молодому ученому важный государственный пост – должность чрезвычайного асессора королевской горной коллегии. Новые научные труды и ряд важных изобретений стали основанием для возведения его в дворянский ранг в 1719 г., с чем было связано изменение его фамилии на Сведенборг. К 1734 г. научные достижения Сведенборга получили европейское признание, он был избран членом многих европейских академий наук (включая Стокгольмскую и Санкт- Петербургскую).

В 1743–1745 гг. у Сведенборга произошел духовный кризис: его начали посещать "видения" и "голоса", он стал общаться с духами и ангелами. Как результат – публикация работ мистикофилософского характера, где естественнонаучные проблемы рассматривались в свете религиозных идей: в связи с "замыслами" и "целями" Творца. С этого времени Сведенборга можно назвать мистиком и "духовидцем"[1].

В 1747 г. Сведенборг ушел с государственной службы[2], чтобы полностью посвятить себя новым занятиям. С 1749 г. начинают выходить в свет его мистико-теологические сочинения, сыгравшие важную роль в дальнейшем развитии мистицизма.

Основные труды. "Небесные тайны" (1739–1756); "О небесах, о мире духов и об аде" (1758), "Мудрость ангельская о Божественной любви и Божественной премудрости" (1763); "Мудрость ангельская о Божественном провидении" (1764), "Апокалипсис открытый" (1766); "Истинная христианская религия" (1771). Все эти работы написаны на латыни, изданы в Лондоне и Амстердаме.

Философские воззрения. В первой половине жизни Сведенборг в основном развивал механистическую картину мира, основываясь на идеях Декарта, Ньютона, Локка и т.п. Но для философии наибольший интерес представляет его второй – мистический – период. Свою основную задачу в это время Сведенборг видел в том, чтобы дать истинное толкование Библии, основанное на его видениях, и описать то, что открылось ему в жизни духов при его посещениях неба и ада. Многие детали из жизни духов, о которых сообщает Сведенборг, являются уникальными, т.е. не встречались ранее в рассказах других мистиков. Коекакие утверждения Сведенборга обладают, мягко говоря, странной логикой. Подробное описание и анализ видений Сведенборга заняли бы слишком много места, поэтому ниже приводятся только несколько примеров из жизни духов.

Космогония. Бог выступает в учении Сведенборга как безусловное начало и основа всего сущего. Из этого Божественного начала исходят Благо любви, и Истина веры, из них и образуются небеса и ангелы (которые, собственно, и составляют небеса). Всякое существование или жизнь не только исходят из этого Божественного начала, но и постоянно поддерживаются им; все, что утрачивает эту связь с Божественным началом, погибает и разрушается. Любое творение, отринувшее Творца, меняющее истину на ложь, благо – на зло, тем самым меняет жизнь на смерть, небеса – на ад.

Космология. Бытие представляет собой ряд сфер, в центре которых находится Бог, ближайшие к нему сферы – это небеса, затем следует мир природы, а самые отдаленные – ад. Небеса разделяются на два царства, трое небес и бесконечное количество ангельских обществ.

Два царства – это Царство Небесное (внутреннее) и Царство Духовное (внешнее). Они составлены ангелами двух типов: небесными (внутренними, или высшими) и духовными (внешними, или низшими). Различие между ними состоит как в степени, так и в способе восприятия Божественного начала (постоянно исходящего от Бога). Первые принимают божественное начало "более внутрь", вторые – "менее внутрь". Божественная любовь, полученная от Бога, трансформируется у высших ангелов в небесную любовь, т.е. любовь к Богу, а у низших ангелов – в духовную любовь, т.е. любовь к ближнему. При этом низшие ангелы принимают Божественные истины сначала в память и мысль, и только после этого применяют в жизни, тогда как высшие сразу принимают их для "исполнения", не задумываясь над ними.

Ангелы в результате такого различия между ними не могут непосредственно общаться и жить вместе, а только каждые – лишь в своем Царстве. Общение между ангелами и влияние высших на низших происходит благодаря посредничеству неких промежуточных – небесно-духовных ангельских обществ.

Ангельские сообщества, состоящие из нескольких ангелов до сотен тысяч, тоже представляют собой сферы. Они расположены на разном расстоянии от Бога – в зависимости от степени совершенства образующих их ангелов. В то же время каждая такая сфера уподобляется всему мирозданию: внутреннее, т.е. более совершенное, – внешнее, менее совершенное себе пенсию в размере половины его оклада.

Жизнь на небесах (в каждом ангельском сообществе) похожа на земную: у ангелов есть тела и одежда, дома и парки, имеются у них и храмы, куда они ходят слушать проповеди наиболее совершенных ангелов. Но только все "материальные" составляющие их жизни много прекраснее, чем на земле. А красота лица и тела ангела (как и цвет его одежд) прямо зависят от его внутреннего совершенства.

На небе тоже есть четыре стороны света, и востоком называется та сторона, где находится Бог. При этом Сведенборг утверждает, что в какую бы сторону ни повернулся ангел, он всегда находится лицом к Богу (к востоку). (Аналогичная ситуация и в аду, но только там, куда бы ни повернулись "адские духи", они всегда находятся лицом к западу).

Общение на небесах является мысленным, поэтому там невозможно притворство и обман. Однако это непосредственное "чтение мыслей" имеет место только между "равными", т.е. духами, примерно одной степени совершенства. Духи различных уровней не воспринимают (и даже не видят) друг друга – если только не предприняты специальные меры для их общения (например, прямое соизволение на то Бога).

Судьба учения. Философско-мистические идеи Сведенборга оказали значительное влияние на последующее развитие мистицизма, причем как в философии (Шеллинг, Соловьев, Блаватская), так и в литературе (Борхес, Лермонтов, Даль, Андрей Белый, Даниил Андреев).