Лекция 20. Сущность и "трагедия культуры" в трактовке Г. Зиммеля

Творческая деятельность немецкого мыслителя Георга Зиммеля (1858-1918) развернулась в эпоху "кризиса культуры" - эпоху, когда еще не ушли в прошлое многообразные старые тенденции и лишь определялись новые. Именно эти стороны культурного развития нашли свое отражение в наиболее ярких произведениях Г. Зиммеля, в которых подняты самые актуальные проблемы современной жизни и культуры того времени. Это очерки: "О сущности культуры", "Изменение форм культуры", "Понятие и трагедия культуры", "Женская культура", "Кризис культуры", "Конфликт современной культуры" и др. Эти работы относят к зрелому периоду творчества Г. Зиммеля. Они написаны в жанре философского эссе, актуальность рассматриваемой проблематики - их главная отличительная черта.

Идея жизни

Важнейшая черта творчества мыслителя характеризуется разработкой проблем, лежащих в русле "философии жизни". Жизнь иррациональна и самодостаточна, она объективна и в объективности своего существования внеценностна. Жизнь реализуется в самоограничении посредством ею же самою созидаемых форм. На первичном уровне развития жизни границей и формой, ограничивающей ее, является смерть; смерть не приходит из вне, жизнь несет ее в себе. На более высоком уровне развития жизнь превозмогает собственную самоограниченность, образуя "более жизнь" и "более-чем-жизнь" - относительно устойчивые образования, порожденные жизнью и противостоящие ей в ее вечной текучести и изменчивости, т.е. по сути псевдонимы культуры. На этом пути "философия жизни" превращается в философию культуры. Факты жизни, такие как труд, творчество, становятся ценностями, поскольку рассматриваются в культурном контексте, т.е. они становятся "окультуренными". Среди форм культуры Г. Зиммель различает религию, искусство, познание, практическую жизненность, государство. Парадоксальность всей ситуации философ видит в том, что культура (во всех ее формах) возникла из жизни, и для служения жизни она предназначена, однако она же стремится превратить жизнь в нечто бессмысленное и противоречивое, против чего и восстает фундаментальное, динамическое единство жизни. По мнению Г. Зиммеля, во всех проявлениях жизни - космическом, родовом, индивидуальном заложено не только глубокое противостояние форм, оно предстает как непрестанная борьба. Это борьба идущей вперед жизни против исторической завершенности и формальной застылости любого содержания культуры. Мыслитель дает общую схему развития культуры: бесконечное порождение жизнью культурных форм, которые окостеневают, становясь тормозом дальнейшего развития жизни, а потому разрушаются ею и заменяются новыми формами, обреченными пережить ту же судьбу. В этом движении воплощается целый ряд конфликтов: "субъективной" и "объективной" культуры, "души" и "духа", "содержания" и "формы".

В русле соотношения пульсирующей энергии жизни и порожденных ею застывших форм воплощения этой энергии рассматривает Г. Зиммель вопрос о неизбежном изменении форм культуры. Жизнь восстает против унифицирующей силы культуры. Уяснение этого глубинного мотива трансформации всякой культуры, отмеченного Г. Зиммелем, полагаем, чрезвычайно важно при объяснении процессов социокультурной динамики, при решении конкретных проблем культурного строительства.

Итак, противоречие жизни и культуры не может быть примирено: жизнь не способна выразить себя вне культуры, а культура не в силах дать жизни адекватное ей выражение - в осознании этого и ряда других конфликтов и противоречий и состоит трагедия культуры. Кроме того, культура, возвысившись над жизнью, обретает собственную динамику и логику развития, но при этом, будучи оторванной от жизненной стихии, все более и более лишается жизненного содержания, превращается в пустую форму.