Сущность и становление психологического тестирования

Психологический тест, являющийся сегодня самым популярным инструментом оценки, представляет собой стандартизированное, часто ограниченное во времени испытание, предназначенное для установления количественных и качественных индивидуально-психологических различий.

Тестология представляет собой систему знаний о методах измерения и оценки индивидуальных особенностей личности (в самом широком понимании), используемую с дифференциальными целями в различных областях человеческой деятельности. Один из самых распространенных методов диагностики индивидуальных моделей психики человека – метод, составляющий ядро тестологии и получивший самое широкое распространение, – психологическое тестирование.

Испытания, подобные тестированию, можно найти еще в древности. Одно из первых упоминаний о системе гражданских испытаний более чем трехтысячелетней давности относится к расцвету Китайской империи. В Древней Греции испытания проводили для оценки физического развития и способности мыслить и рассуждать. Известны предложенные Платоном серии испытаний военных способностей, проводимых при отборе воинов в описанном им идеальном государстве. Их перечень можно было бы считать первым систематическим описанием тестов способностей. Однако историю возникновения собственно психологического тестирования, под которым понимается стандартизованное измерение индивидуальных различий, можно проследить лишь с конца XIX в. В качестве основной причины, обусловившей начальный этап развития психологического тестирования, принято считать выдвинутую врачебной практикой потребность в диагностике и лечении умственно отсталых и душевнобольных людей. Многочисленные институты Европы и Америки, созданные специально для решения этих проблем, испытывали острую необходимость в доступных стандартах и специальных классификациях, позволяющих решать задачу практической дифференцировки умственной отсталости от душевной болезни. Первые исследования, которые можно охарактеризовать как ранний этап зарождения психологического тестирования, были проведены на клиническом материале. В дальнейшем задачи тестирования изменились[1].

Родоначальником современных методов тестирования является американский психолог Джеймс Кеттелл (1860– 1944). Будучи одним из первых специалистов по экспериментальной психологии в Америке, он выступил одним из лидеров тестологического движения, разработав систему тестов, направленных на изучение широкого круга психических функций (сенсорных, моторных, интеллектуальных И др.).

В научной литературе США понятие "психологическое тестирование" продолжало развиваться вплоть до 1970-х гг. и обозначало все то, что связано с разработкой и применением любых психологических тестов. За этот период публикуется большое количество исследований по истории психологического тестирования, однако постепенно термин "психодиагностика" вытесняется из употребления.

Одной из первых отечественных работ по психологическому тестированию является работа Г. И. Россолимо. Решая задачу количественной оценки психических процессов применительно к норме и патологии, Россолимо в 1910 г. разработал графическую систему представления измерений психологического профиля. Основу этой системы, описываемой с помощью оценок тестирования степени выраженности 11 параметров, составляли три группы психических процессов: внимание и воля, точность и прочность восприятия, ассоциации. Отличительная особенность метода психологического профиля – его независимость от возраста испытуемого. Форма профиля оказалась надежным критерием для диагностики умственной отсталости.

Психологическое тестирование, являющееся сегодня одним из самых популярных оценочных методов, позволяет оценить уровень умственных способностей кандидата (сотрудника), скорость и точность выполнения работы, устойчивость внимания, зрительную память, аналитичность мышления, профессионализм, лидерские способности и другие качества. Его достоверность оценивается более чем в 60% (при грамотном составлении, проведении и расшифровке).

Основное преимущество тестирования заключается в оценке состояния кандидата в данный момент, а основной недостаток связан с высокими издержками. Кроме того, тесты слабо выявляют позитивные качества кандидатов по сравнению с негативными и, как показывают последние исследования, их результаты не всегда достоверны[2]. Чтобы тест был признан достоверным, при повторном тестировании он должен показать сходные с предыдущими результаты. В кадровой практике российских компаний сегодня более надежными считаются "профессиональные тесты" (направленные на конкретные профессиональные знания, умения, навыки), а не психологические (выявляющие общие свойства ума и характера). Такое положение, безусловно, вызвано не только субъективными факторами (например, неразвитостью представлений работодателей о возможностях и границах применения психологических тестов), но и объективными (достаточно низкий уровень точности прогноза эффективной работы, который дают даже самые надежные и проверенные психологические тесты по сравнению с тестами специальных знаний)[3].