Лекция 1. СУЩНОСТЬ ОБРАЗОВАНИЯ, ЕГО СТРУКТУРА И ПРОЦЕССЫ ОБНОВЛЕНИЯ

Комплексная цель

знать:

• историческую миссию образования, его сущность как явления культуры и социального блага;

• ценностные ориентиры, цели и социально значимые результаты образования;

• современную социально-личностную гуманную парадигму (концепцию и модель образования);

• закономерности и принципы целостного педагогического процесса как единства воспитания, обучения и развития обучаемых и воспитуемых;

• сущность и ОГЛАВЛЕНИЕ компетентностного подхода в образовании;

уметь:

• использовать систему категорий и ведущих понятий педагогики;

• стимулировать развитие в педагогическом процессе внутреннего потенциала личности каждого ребенка/взрослого;

• сочетать в обучении и воспитании требования общества, интересы и возможности обучаемых и воспитанников;

владеть:

• социально-личностным подходом к анализу педагогических явлений и процессов;

• пониманием единства обучения и воспитания, элементов науки и искусства в целостном и открытом педагогическом процессе.

Историческая миссия образования и основные условия ее воплощения

Роль образования, его историческая миссия чрезвычайно многогранны и ответственны. Оно осуществляет социальное воспроизводство в целом: становление человека, его подготовку к выполнению социальных ролей (работника, гражданина, воина, члена семьи), воспроизводство и развитие социальных отношений, трансляцию достижений культуры и цивилизации, устоев идеологии и морали.

В экономическом аспекте оно развивает человеческий потенциал производства, или, условно говоря, "человеческий капитал", обеспечивающий экономический прогресс. В социальном плане образование обеспечивает становление и прогресс социальных связей и отношений, противодействие негативным и разрушительным тенденциям в развитии цивилизаций. В личностном плане – сохранение и восстановление здоровья, развитие способностей, выполнение социального запроса на подготовку человека к продуктивному труду и творчеству. Оно призвано обеспечить гармонию интересов личности, общества и государства (при условии, что государство адекватно отражает и защищает человека и человеческие сообщества).

Высокая миссия образования воплощается в процессах обучения, воспитания и развития человека. Эти процессы отражаются в разных аспектах такими научными дисциплинами, как антропология, социология, философия, этика, психология, но наиболее всесторонне, комплексно – в педагогике и ее важнейших составляющих – теории обучения (дидактике) и теории воспитания, а также в психологической теории развития личности. Последняя составляет специальный раздел общей, педагогической и возрастной психологии, а в педагогике пронизывает и составляет сердцевину дидактики и теории воспитания. Современная дидактика рассматривает проблемы осуществления именно развивающего и воспитывающего обучения, а теория воспитания – условия, механизмы и способы воспитывающей деятельности педагога и воспитуемого, обеспечивающей его социальное и личностное становление и развитие. История педагогики, в свою очередь, прослеживает историческое становление, генезис и развитие целей, содержания и форм обучения и воспитания, прежде всего – в ключе единой гуманистической образовательной традиции.

По своему предназначению миссия образования может осуществляться наиболее полно и последовательно, если образованию удается опережать социокультурное и экономическое развитие общества, предвосхищать его потребности, открывать перспективы прогрессивным и тормозить негативные и разрушительные тенденции в развитии человечества, отдельных государств и регионов. Однако такая опережающая миссия образования осуществлялась в истории довольно редко, чаще всего в период, когда назревали в обществе серьезные коллизии и преобразования. В настоящее время в связи с резким ускорением темпов развития общества, нарастанием экологических, политических, демографических, морально-нравственных (аксиологических) рисков и угроз выполнение опережающей миссии образования становится особенно актуальным и является условием преодоления глобального кризиса мирового образования и уже явно назревшего кризиса российской системы образования. Об условиях и путях преодоления этого кризиса, во многом связанного с пониманием смысла, роли и миссии образования, с готовностью педагогических кадров к осуществлению продуктивных образовательных процессов, со стремлением родителей и общественности поддержать эти конструктивные процессы, и пойдет речь в данной главе и последующих главах учебника.

Историческая миссия образования применительно к современной ситуации отражена в современной концепции образования.

Как современная, так и рассчитанная на перспективу образовательная концепция, отражающая суть и миссию образования, понимание его задач и способов преобразования его составляющих – обучения и воспитания, основывается на следующих ведущих установках, определяемых всем многолетним опытом истории образования, общими выводами наук о человеке и его развитии в целом, и педагогической мысли в частности.

1. Гуманистическая направленность, нацеленность на максимально возможную в конкретных социокультурных условиях реализацию человеческого потенциала, его творческих способностей и личностных качеств.

2. Культурная преемственность в сочетании с инновационной направленностью, вызовами эпохи и перспективными требованиями к развитию общества и человека.

3. Использование ради целей развития человека и общественных отношений всех традиционных и новых возможностей информационного и развивающего характера.

4. Открытость образовательной системы страны достижениям отечественного и мирового опыта.

5. Гармонизация ради достижения гуманистических целей социальной стратегии, образовательной политики и практики реформирования и модернизации образовательных систем.

6. Органическое единство целей и многих сущностных характеристик процессов обучения и воспитания, а также оценки их результатов.

7. Непрерывность образовательного процесса на протяжении всей жизни человека и его существенная роль как важнейшей составляющей образа жизни современного человека.

Обозначим некоторые следствия, вытекающие из принятия и реализации обозначенных установок.

Открытость образования означает и опору на традиции (открытость в прошлом), и способность к предвосхищению и принятию на вооружение выводов будущего, способность к переоценке ценностей, приоритетов с сохранением важных нравственных норм и императивов. Открытость предусматривает способность к совместным действиям, партнерству с другими учреждениями и сферами общества, свободное обращение к отечественному и мировому опыту, способность к перестройкам, изменениям, обеспечение мобильности социальному и педагогическому творчеству.

Усиливаются требования к конструированию особой логики педагогического процесса и педагогического творчества как синтез логики обучения и воспитания и логики наращивания экономического и социокультурного потенциала общества. Именно эта логика воплощает стратегию устойчивого развития общества, превращение его из производящего и потребляющего в обучающее и обучающееся общество (learning society) с солидарной ответственностью общества, государства и самого развивающегося человека.

Современное образование развивается в условиях рыночной экономики. Оно вынуждено вписываться в стихию рынка, учитывать его требования. Ведется разговор о "человеческом капитале", о продаже образовательных услуг, о продуктах образования (в том числе специалистов) как о товаре, о соотношении рынка труда и рынка услуг, о маркетинге образовательных услуг. Такие трактовки особенно близки некоторым разработчикам проблем профессионального образования, менеджмента (научно обоснованного управления) в образовательной сфере. Изложенный аспект нельзя отвергать. Он правомерен при изучении вопросов экономики и управления образованием. Недопустимо, однако, распространение его как ведущего, определяющего дальнейшие судьбы образовательной сферы и тех, кто получает образование.

Образование способствует росту производительности труда, укреплению моральных устоев общества, развитию человека. Оно было, есть и останется впредь явлением культуры, великим благом для человека, семьи, общества. Но само образование не производит новой стоимости, его нельзя мерить только экономическими категориями. Вложения в образование многократно окупаются, хотя происходит это далеко не сразу. Тут наблюдается отсроченный эффект – и личностный, и социальный, и экономический – успешное образование представляет культурологическую, интеллектуальную базу для бескризисного развития. Но для этого нужно преодолеть кризисные тенденции в самом образовании, укрепить сто ресурсное обеспечение, ослабить административный пресс, создать условия для пробуждения инициативы "снизу", массового педагогического творчества.