Сущность кадровой политики в Российской империи

К концу XVII – началу XVIII в. и отраслевые, и местные органы власти России представляли собой громоздкую и нестройную систему учреждений с нечеткими переплетенными функциями и параллелизмом в деятельности, несовершенным делопроизводством, волокитой и грубым произволом должностных лиц и, конечно, взяточничеством. Все это стимулировало к проведению административных реформ.

В России административные реформы начались 24 января 1722 г. В этот день указом Петра I был введен закон под названием "Табель о рангах всех чинов воинских, статских и придворных...". Этот закон просуществовал до установления Советской власти и определял три рода государственной службы – военную, гражданскую и придворную. На основании этого закона вводилась единая система чинов, их номенклатура и иерархия в каждом виде службы, создавались нормативные условия для стабилизации и воспроизводства кадровых процессов. В общей сложности в 14 классов "Табели" было включено 262 должности. Они подразделялись на три параллельных ряда чипов: военных, гражданских и придворных.

Государственные служащие подразделялись на две группы, первую из которых составляли табельные чиновники 14 классов, а во вторую группу входили государственные служащие, не включенные в список должностей "Табели о рангах". Эта группа состояла из низших чиновников, не вошедших в структуру 14 классов. Для них вводился институт "канцелярских служителей" в качестве начальной ступени государственной службы.

Дополнительно в "Табели о рангах" существовали еще и высшие почетные звания – статс-секретарь, член Государственного совета и сенатор. Чины присваивались и выборным деятелям органов самоуправления – предводителям дворянства, а позднее – городским головам и председателям земств. Иногда гражданские чиновники получали в виде особого отличия придворные чины.

Вторую часть "Табели о рангах" составляли так называемые пункты, в которых содержалось объяснение этого документа, и законодательно устанавливались основные принципы государственной кадровой политики[1].

Пункты предусматривали порядок прохождения гражданской службы, при котором вакансии замещались путем продвижения по службе, а не со стороны. Для этого создавался резерв из молодых дворян, зачислявшихся в чин коллегии юнкеров и получавших в связи с этим 14-й ранг. Прием на государственную гражданскую службу осуществлялся в первую очередь из дворян, в которых абсолютная монархия видела свою основную социальную опору.

Общий порядок чинопроизводства заключался в том, что при успешной службе и "доброй нравственности" служащие приобретали право на очередной чин за выслугу лет. Наряду с этим имелся ряд оснований для ускоренного продвижения по иерархической лестнице чинов и должностей, в том числе высшее образование и ученая степень чиновника, усердие и похвальное отправление службы, а также особые достоинства, выражавшиеся в подвигах и отличиях. Но и при этом строго выдерживалась постепенность в прохождении службы, исключалось производство через чин или получение высшего чина, минуя низшие.

Прохождение службы завершалось отставкой. Каждый служащий имел право просить об отставке в любое время. В увольнении не могло быть отказано, кроме тех случаев, когда чиновники были обязаны прослужить в государственных учреждениях определенный срок.

Вместе с тем положения и уставы о гражданской службе давали начальствующим лицам полномочия увольнять чиновников с работы и по собственной инициативе. Причинами увольнения могли быть несоответствие занимаемой должности, недобросовестное отношение к служебным обязанностям, преступления по службе, нарушение нравственных норм и др.

Приобретая законодательную форму, кадровая политика обретала и условия, ее регулирующие, в частности ограничения, связанные с поступлением гражданина на государственную службу и с осуществлением им своих должностных обязанностей. С введением "Табели о рангах" завершился период стихийного становления и развития кадровой политики в органах государственной власти и начался новый исторический период ее регулируемого воспроизводства.