Сущность функционального подхода к исследованию

Тесно взаимосвязанным с диалектическим подходом является функциональный, сущность которого заключается в рассмотрении исследуемой СУ или ее составляющих элементов только с позиций внешней среды. При этом исследуемая СУ представляется в виде "черного ящика". Это позволяет рассматривать отношения системы с другими системами и внешней средой абстрактно, не вникая в процессы, происходящие непосредственно в исследуемой системе. Все то, что отражает поведение и отношения представленной функционирующей системы, называют функцией, а подход — функциональным. При изменении в изучаемой системе каких-либо параметров, в связи с происходящим процессом в "черном ящике", меняется ее состояние, в том числе взаимосвязи с внешней средой. Зная принципы происходящих в системе процессов, можно исследовать саму систему и получить новые знания. Например, собрав информацию о сбоях и отказах компьютерной сети предприятия, не вникая в сущность происходящих в ней процессов, можно дать их прогноз.

Функциональный подход, также как и системный, и ситуационный, не исключает использование процессного подхода.

Функциональный подход может широко применяться при изучении экономических явлений, в том числе планирования, тенденций экономического развития, оценке акционерного капитала, изменения цен и т.п.

Сущность рефлексивного подхода

Для понимания сущности рефлексивного подхода к исследованию СУ предварительно следует рассмотреть несколько терминов и определений, связанных с понятием "рефлексивный".

Очевидно, что термин "рефлексивный" определяется близкими к нему словами.

Рефлекс (от лат. — отражение) — физиологическая ответная реакция организма на те или иные воздействия, осуществляющаяся через нервную систему. При таком рассмотрении различают безусловные (врожденные) и условные (приобретенные и приобретаемые) рефлексы. В течение жизни условные рефлексы могут не только исчезать, восстанавливаться, но и в определенной мере трансформироваться в безусловные.

Рефлексия (от лат. — отражение, обращение назад) — полное сомнений и колебаний размышление, анализ собственных мыслей и переживаний; процесс самопознания субъектом своих внутренних психосостояний. Вместе с тем, в работе Д. Юма рефлексия характеризуется как вторичное восприятие (перцепция) реальности, т.е. все то, что основано на первичном ее чувственном восприятии. Другие ученые (например, Р. Декарт) отождествляют рефлексию со способностью человека сосредоточиться на содержании своих мыслей, абстрагировавшись от всего внешнего. Психолог С. Л. Рубинштейн определил рефлексию как способность человека смотреть на жизнь со стороны. Следует выделить в этих определениях то, что рефлексия у человека может проявляться в условиях реальности только при наличии у него знаний, мыслей, чувств. Следовательно, при проведении исследований рефлексия исследователя может быть использована при решении самых разнообразных проблем и задач. В логике отношение называется рефлексивным, если каждый его член находится в таком же отношении к самому себе.

Таким образом, соблюдается правило тождества и одновременности явлений, например,

если а = Ъ, то Ь = а (симметрия),

а = а (рефлексивность отношения равенства),

Ъ = Ь (рефлексивность отношения равенства).

При этом, если событие х произошло одновременно с событием у, то это значит, что каждое из них произошло одновременно. Рефлексивное отношение может записываться так:

Исходя из этого свойства рефлексивности, вытекает очевидное правило: если суждение хЯу правильное, то таковыми же будут и суждения хйх иуЯу (например, если с = к, то ис = сик = к).

Математически такое понятие рефлексивности можно представить в виде двух рекурсивных функций:

У =/(*) пассивная функция,

х = &у) активная функция.

Следовательно, у = /[С7(х)],х = С[Ду)].

Эти две функции в управлении ведут не к равенству, как в естественных науках, а к бесконечному процессу изменений. В условиях определенной исследовательской ситуации явления представляются в уме исследователя не сами по себе, а отражаются совместно с его восприятиями и наоборот, т.е. в этом случае восприятия соединяются с происходящими фактами. Д. Сорос такой подход к определению сущности рефлексивности называет "шнуровочным" или перекрестным, соединяющим факты и восприятия, восприятия и факты, как шнурки в ботинках. Такое понимание рефлексивности во многом является диалектическим.

Исследование любой СУ должно предваряться выделением в системе двух областей, где осуществляется рефлекторное реагирование на воздействия и нерефлекторное, связанное с возможной потерей устойчивости системы из-за человеческого или техногенного фактора. Дня рефлекторной области СУ, т.е. в условиях ее устойчивости, исследования могут проводиться больше математическими методами, для нерефлекторных — методами психологии, мотивации, теорий вероятности, катастроф и т.п.

Очевидно, что в процессе исследования СУ исследователь должен решать задачи в условиях неопределенности, что не позволяет пользоваться только фактами. Для принятия рациональных решений и выводов требуется включение профессионального восприятия реальности и его осмысления, т.е. существующие причинно-следственные связи событий не ведут буквально от факта к факту, а идут по цепочке от факта к мысленному восприятию и от восприятия опять к факту. При этом реально для исследователя восприятия являются отражением не столько самих фактов, сколько зависят от сложившейся ситуации. Последняя служит, как правило, основой этих восприятий, что уже не может трактоваться фактом. Таким образом, такой подход во многом сходится с представлениями Д. Сороса.

Исследователь стремится к рациональности, но она в ситуации информационной неопределенности (или надо иметь большие ресурсы для сбора объективной информации и ее глубокого анализа) ограничивается его знаниями. Поэтому в идеальном случае процесс исследования проводится как рефлексивно, так и интуитивно, т.е. на основе исследовательского чутья.

Основой рефлексивного подхода к исследованию являются в требуемом объеме систематизированная и доступная к обработке объективная информация о внутренней и внешней среде изучаемой СУ. Ее источником являются имеющиеся знания и практический опыт исследователя.

Основой интуитивного подхода к исследованию являются ограниченное в объеме явное знание исследователя, что позволяет формировать познавательный процесс в большей части на безусловных рефлексах.

Предпочтительным представляется рефлексивный подход к исследованию, но он может иметь мнимую точность. Например, под количественными показателями плана может скрываться неопределенность его содержания, что может быть связано с принятыми в плане цифрами на основе интуиции. Это значит, что будет иметь место мнимая рефлексивность.

От ситуации и объема знаний исследователя зависит, какой подход к исследованию больше доминирует — рефлексивный или интуитивный. Преобладает тот подход, которому отдается предпочтение в том или ином случае исследования. Наиболее конструктивным является подход, содержащий взвешенный баланс рефлексивности и интуитивности. При наличии дисбаланса управленческое решение может быть недостаточно рациональным.