Сущностный признак государства. Определение государства

Характеристика сущности любого объекта является составной частью его понятия (поэтому безосновательны такие формулировки, как "понятие и сущность"). Сущностный признак государства выделяется из ряда других его признаков своей философской природой, а значит, сложностью и неоднозначностью.

"Сущность" как философская категория – это то главное в явлении, что определяет его природу, что делает явление самим собой: при изменении сущности объект перестает быть тем, что он есть, и становится другим явлением. Поэтому, говоря о сущности государства, нужно выделить в нем то главное, что определяет его природу.

По поводу сущности государства высказаны различные мнения. В политической мысли акцент делался то на классовой, то на общесоциальной природе государства. В любом случае, однако, можно сказать, что с определенного момента развития общества государство является необходимым способом его организации, неотъемлемым условием его существования и жизнедеятельности.

Классовый подход к сущности государства присущ марксистскому пониманию государства, в котором государство трактуется как аппарат насилия, принуждения, подавления, а его сущность составляет диктатура экономически господствующего класса. При этом основоположники марксистского учения признавали, что государство, будучи в первую очередь классовой организацией политической власти, решает одновременно и некоторые "общие дела", присущие любому обществу и отражающие интересы всех или большинства членов общества. К такого рода общим делам относятся оборона страны, поддержание общественного порядка, в том числе борьба с преступностью, организация учреждений, которые не могут быть созданы отдельными лицами, например почты, полиции и т.п., а на современном этапе – экологическая безопасность населения, поддержка малоимущих слоев и др.

С точки зрения современных представлений государство должно выступать как властная система, организующая общество в интересах человека. Как всякая система государство должно быть целостным: и во властно-организационном плане, и в территориальном. Государство есть "оболочка", которая сохраняет целостность той или иной социальной общности.

Сущность государства с общесоциальных позиций состоит в том, что оно призвано обеспечивать целостность общества, разрешать возникающие противоречия и конфликты, выступать орудием достижения социального согласия и компромисса. Государство с этих позиций выступает как организация, интегрирующая социально дифференцированное общество в целях сохранения его существования и обеспечения наилучшего дальнейшего развития.

С учетом отмеченных признаков государства его можно определить следующим образом. Государство – это политико-территориальная организация публичной власти, способная делать свои веления обязательными для населения всей страны, и управляющая населением с помощью специального аппарата управления и принуждения в интересах всего общества или отдельного, экономически господствующего социального слоя (класса).

Неоднозначность термина "государство". Людской субстрат (состав) государства и его значение

Сам термин "государство" может употребляться двояко. Государство в узком смысле, или собственно государство, понимается как особая политическая организация, аппарат публичной власти. Государство в широком смысле есть государственно-организованная социальная общность, расположенная на определенной территории. Именно к последнему пониманию имеет отношение термин "страна", и лишь в этом случае можно сказать, что мы живем "в государстве". В этом же значении говорят, например, о российском, немецком, французском и т.п. государствах.

Однако государство и как аппарат публичной власти тоже есть конкретная совокупность (слой) людей в рамках общества. Эти люди, составляющие государственный аппарат, живут и находятся здесь же, среди других членов общества, а не витают где-то под облаками, не являются небожителями. Тем не менее люди, осуществляющие государственные функции, должны обладать особыми, специальными качествами и навыками. Людской субстрат государственного аппарата должен отвечать определенным требованиям, быть подготовлен профессионально, в том числе и профессионально-этически. Последнее качество весьма важно, ибо именно оно превращает государственных служащих в "государственных мужей". Деятель государства должен думать в первую очередь не о своих интересах, а об интересах государства и общества и, соответственно, использовать данную ему власть.

"Человеческое наполнение" – наиболее подвижный компонент аппарата государства: люди в составе органов государства могут меняться, а строение государства как определенной организации должно оставаться неизменным.