Супружеские отношения: этапы жизненного цикла семьи

Жизненный цикл семьи – события, связанные с зарождением, развитием, становлением и функционированием семьи (по аналогии с понятием "жизненный цикл человека", которое обозначает события, характеризирующие весь период жизни человека от рождения до смерти)[1]. Стадии жизненного цикла семьи связаны с созданием семьи, с появлением новых членов семьи и "уходом" старых. Эти изменения в составе семьи во многом изменяют ее ролевое функционирование.

Структура семьи включает число и состав ее членов, совокупность взаимоотношений между ними. С точки зрения структуры семьи можно выделить такие семьи, где руководство и организация всех ее функций сосредоточена в руках одного члена семьи. В других семьях наблюдается явно выраженное равное участие в управлении семьей всех ее членов. В первом случае говорят об авторитарной системе отношений; во втором – о демократической. Различной может быть структура семьи с точки зрения того, как в ней распределены основные обязанности. Нарушение структуры семьи проявляется в затруднении или препятствии выполнения семьей ее функций, деформации взаимоотношений, наличии семейных конфликтов.

Как функции, так и структура, а также вероятность различного рода их нарушений значительно изменяются на различных этапах жизнедеятельности семьи. Существуют различные системы выделения основных этапов жизненного цикла семьи. В нашей стране по результатам исследований Э. К. Васильевой[2] наибольшую известность получила периодизация развития семьи, в которой выделяются пять стадий жизненного цикла семьи:

1) зарождение семьи с момента заключения брака до рождения первого ребенка;

2) рождение и воспитание детей до начала трудовой деятельности ребенка;

3) окончание выполнения семьей воспитательной функции, т.е. период с начала трудовой деятельности ребенка до момента, когда на попечении родителей не останется ни одного из детей;

4) дети живут с родителями, и хотя бы один из них не имеет своей семьи;

5) супруги живут одни или с детьми, имеющими собственные семьи.

Кроме того, в периодизации жизненного цикла семьи важным является выделение неформальной стадии – стадии добрачных отношений. Также результаты исследований показывают, что многие мигрирующие семьи стадии своего жизненного цикла связывают с переменой места жительства.

Е. Г. Силяева[3] рассматривает жизненный цикл семьи в следующем порядке:

1) молодое супружество – до 5 лет, возраст супругов от 18 до 30 лет: привыкание, квартирные вопросы, первые дети, профессиональное становление и т.д.;

2) супружество среднего возраста – длится 6-14 лет: стабильность, подросшие дети, профессиональный рост, карьера и т.д.;

3) супружество зрелого возраста – от 15 до 25 лет совместной жизни: взрослые дети, первые внуки, супруги вновь привыкают жить вдвоем;

4) супружество пожилого возраста – проблемы со здоровьем, снижение производственной активности, супруги боятся остаться одни и т.д.

В. А. Сысенко[4] выделяет четыре периода жизненного цикла семьи:

1) совсем молодые браки – от 0 до 4 лет совместной жизни;

2) молодые браки – от 5 до 9 лет;

3) средние браки – от 10 до 19 лет;

4) пожилые браки – более 20 лет совместной жизни.

По мнению Д. А. Леви[5], существуют следующие типы

изменений в семье:

1) "выбывание" (утрата членов семьи по различным причинам);

2) "прирост" (пополнение состава семьи в связи с рождением, усыновлением, приездом дедушки или бабушки, возвращением с военной службы);

3) изменения под влиянием социальных событий (экономическая депрессия, землетрясение и т.п.);

4) биологические изменения (половая зрелость, климактерический период и т.д.);

5) изменение стиля жизни (уединение, переезд, безработица и пр.);

6) "насилие" (кража, изнасилование, избиение и т.д.).

Развитие собственного потенциала семьи средствами социальной работы являются в настоящее время наиболее актуальным. Полагаясь на результаты контент-анализа научной, учебно-методической литературы, периодической печати и результаты исследований этой проблемы, под собственным потенциалом семьи следует понимать совокупность имеющихся социально-экономических, нравственных, психолого-педагогических, физиологических и других значимых источников, ресурсов, возможностей (знания, умения, социальные роли, семейные ценности, преобладающие функции жизнедеятельности семьи, ее текущие и перспективные цели и т.д.), средств достижения определенной семейной цели (противодействие дестабилизирующему влиянию внешних или внутрисемейных факторов, позитивное воздействие на членов семьи, ближайшее микроокружение и т.п.), существующих, как правило, в скрытом виде и способных проявиться в стимулирующих условиях[6].

Впервые в сфере социальной работы понятие "собственный потенциал семьи" было введено отечественным ученым, профессором В. С. Торохтием. Имеют место и другие определения, характеризующие соответствующие возможности семьи, как, например, "жизненный потенциал самой семьи", употребленный М. С. Мацковским; "социально-экономический потенциал семьи" – В. Б. Корняком; "нравственный потенциал семьи" – Н. С Касьяновым и В. Г. Токарем; "воспитательный потенциал семьи" – И. В. Гребенниковым. Значительное место в собственном потенциале семьи занимает психолого-педагогический аспект. В свое время это отразил В. А. Сухомлинский в знаменитой формуле: "Подлинная школа воспитания, сердечности, душевности, отзывчивости – семья".

Сравнение данных опроса и контент-анализа специальной литературы, корреляционного анализа значимых факторов показывает, что основу динамического компонента собственного потенциала семьи составляют: психологическое здоровье семьи (сходство семейных ценностей, функционально-ролевая согласованность, социально-ролевая адекватность, адаптивность в микросоциальных отношениях); эмоциональная удовлетворенность, устремленность на семейное долголетие.

Таким образом, значимым показателем психолого-педагогической характеристики семьи как активной социальной системы является собственный потенциал семьи. Основу его структуры составляют статический компонент, отражающий устойчивые психолого-педагогические образования семьи, и динамический компонент, проявляющийся в виде ее психологического здоровья.

Современная психолого-педагогическая теория представляет множество подходов рассмотрения собственного потенциала семьи. В данной работе представляется интегративный подход, признающий то, что важнейшим показателем семьи как активной социальной системы является функциональная ее сторона жизнедеятельности – совокупность функций. Каждая функция, отражающая ту или иную сферу жизнедеятельности семьи (удовлетворения определенных потребностей членов семьи), несет в себе потенциальные возможности социального воспитания. Именно в выполнении семьей определенных функций и состоит ее действительное бытие, определяющее сущность и ОГЛАВЛЕНИЕ ее собственного потенциала.

Следовательно, уровень развития, ОГЛАВЛЕНИЕ, действенность, мобильность и другие параметры собственного потенциала семьи в значительной мере обусловливаются качественными характеристиками функционирования семьи в присущих ей сферах и условиях жизнедеятельности. Этот тезис объясняет сложность и одновременно показывает пути изучения потенциальных возможностей семьи как активной социальной системы, если учесть, что функций семьи столько, сколько видов потребностей в устойчивой повторяющейся в форме она удовлетворяет. В семье, к какой бы социальной группе она ни принадлежала, существуют функции, которые в той или иной форме сохраняются реально или потенциально в течение всего жизненного цикла полноценной семьи.

Известно, что функции не равны но значимости и разнохарактерны но своему содержанию. В то же время они создают целостную психолого-педагогическую активную систему, в которой реализация любого ее элемента тесно взаимосвязана с качественными параметрами других. Благодаря этому представляется возможность оценивать собственный потенциал семьи или одну из его составляющих, скажем, психологическое здоровье и роль в нем той или иной функции семьи.