Суннизм

Самым крупным направлением в исламе является суннизм. Почти 90% мусульман в мире исповедуют суннитский ислам. Полное наименование суннитов – "люди Сунны и согласия общины" – отражает важные принципы традиционалистского ислама: приверженность исламским ценностям, зафиксированным в священном предании, и идее руководящей роли общины в решении жизненно важных проблем.

К основным признакам принадлежности к суннизму относятся: признание законной власти четырех "праведных" халифов; отсутствие сомнений в достоверности шести "канонических" сборников хадисов и принадлежность к одной из четырех правовых школ суннизма (маликитской, шафиитской, ханифитской и ханбалитской). В отличие от шиитов сунниты отвергают идею посредничества между Аллахом и людьми после смерти пророка Мухаммеда, не приемлют идею о "божественной" природе Али и праве ero потомков на духовное верховенство в мусульманской общине, не принимают культ мученичества.

Хронологически суннизм оформился вслед за шиизмом как негативная реакция на его становление. В X–XI вв. суннизм приобрел контуры самостоятельного течения, которое воспринималось прежде всего как противопоставление шиитскому исламу. В лоне суннизма не возникли особые "секты", что также отличает его от шиизма.

Суфизм

Огромное влияние на развитие духовной культуры и общественно-политическую жизнь мусульманского Востока оказал суфизм – мистико-аскетическое направление в исламе. Суфизм (араб. тасаввуф) возник в VII–VIII вв. Основу суфийского мировоззрения составляет идея о мистическом познании Бога, которая является для суфиев религиозным идеалом и высшей целью жизни, а также особая концепция нравственного совершенствования человека, связанная с проповедью аскетизма и отрешения от мирских благ. В религиозно-философском плане суфизм представляет собой интуитивное познание Божества. Тасаввуф предполагает веру в возможность непосредственного общения индивида с Богом и даже в крайнем варианте слияние с ним в состоянии экстаза. К числу наиболее важных теоретических установок суфизма относятся концепция пути (араб. шарик), ведущего человека к постижению высших истин, и понятие святости (араб. вилайя), которая обретается суфием по достижении конечной цели мистического пути.

Начало формирования суфизма связано с движением мусульманских подвижников-аскетов первых веков ислама, призывавших к отрешению от мирской жизни и возводивших в культ бедность. В X–XI вв. суфизм приобрел характер мощного народного и интеллектуальнокультурного движения. В этот период сложилась в основных чертах суфийская традиция, отличавшаяся от других идейно-религиозных течений в исламе, были созданы труды, зафиксировавшие главные положения суфийской теории и систематизировавшие накопленное к тому времени суфийское знание.

Своеобразными школами мусульманского мистицизма стали суфийские обители, которые в XI–XIII вв. превратились в центры проживания дервишей, объединенных в братства. В жизни исламского общества большое значение приобрела практическая сторона тасаввуфа, воплотившаяся в суфийской культово-обрядовой практике. Рядовым верующим был близок и понятен свойственный суфизму эмоционально-экзальтированный подход к вере, харизма и чудотворство суфийских праведников, поощряемый суфизмом культ святых и священных захоронений, чудодейственных атрибутов и реликвий. Суфизм представляет один из важнейших элементов религиозной и социально- политической жизни мусульманского мира.