Сухарева башня (1692–1701)

Построенная на месте старых деревянных Сретенских ворот с палатами над ними Сухарева башня превратились в общественное сооружение. Эта восьмигранная башня, увенчанная шатром, с часами и государственным гербом сменила обычную для Древней Руси надвратную церковь, словно возвещая победу светского начала. От древнерусского зодчества в Сухаревой башне тоже много элементов: подклетный этаж, на котором стояли палаты, гульбище, парадное открытое крыльцо. В то же время имеются параллели с ратушами северной Европы, которые затем получили развитие в сооружениях Петербурга. Москвичи говорили: "Сухарева башня – невеста Ивана Великого, а Меншикова – ее сестра". В XX в. Сухареву башню постигла участь многих иных церквей – она была снесена.

Завершает развитие архитектуры XVII в. ансамбль светских зданий на Красной площади в Москве. В 1680 г. над Воскресенскими воротами Китай-города надстраивается палата, завершающаяся двумя каменными шатрами. Боевые ворота превращаются в своеобразную триумфальную арку, оформляющую парадный въезд на главную площадь Москвы. Рядом строится Земский приказ (на его месте сейчас Исторический музей) и Монетный двор за Казанским собором (здесь позже построено здание Городской Думы).

Петровское барокко. В XVIII в. начинается строительство Петербурга – главного архитектурного детища Петра и, как считают многие, самого прекрасного города мира. Выдающийся историк русского искусства И. Э. Грабарь назвал строительство Петербурга "петровским экспериментом", и, надо сказать, эксперимент удался. Петербург построен по единому плану, с ограничением строений по высоте (не выше Зимнего дворца), со сплошными фасадами, постройкой домов по линиям улиц, а не в глубине усадьбы. Главными архитекторами Петербурга с самого начала его создания были Доменико Трезини (1670–1734) и Жан-Батист Леблон (1679–1719). От Трезини идут знаменитые петербургские шпицы (шпили определенной формы). Его главные творения – Петропавловский собор, здание Двенадцати коллегий и частично Александро-Невская Лавра. Леблон распланировал сады – Летний в Петербурге, садовые ансамбли Петергофа и Стрельни. С Леблоном в Россию приехал Б. К. Растрелли.

В 1703 г., в год основания Петербурга, заложена Петропавловская крепость. В 1704 г. основано Адмиралтейство. Каменное здание Адмиралтейства в 1732–1738 гг. построено архитектором Иваном Коробовым. Первой магистралью Петербурга стала "Невская першпектива", ведущая от Адмиралтейства к Александро-Невской Лавре (строилась с 1715 г.). Из загородных дворцов самым ранним был Петергоф (1714–1725). Все, что вошло в архитектуру при Петре I, получило название петровского барокко. В отношении к этой архитектуре Феофан Прокопович употребляет слова "красота и великолепие". Архитектура становится самым ярким выразителем идей своего времени.

В петровское время появляется проектный чертеж. Творческая часть работы перемещается в проектную мастерскую. В обиход входит новое название профессии – архитектор (греч. arkhitekton, от arkhi – старший, главный и tekton – строитель, плотник, букв, "главный строитель") взамен прежнего "каменных дел мастер". Определяются задачи архитектуры. Ей дается следующее определение: "Архитектура есть наука многими учениями и разными искусствами украшена... И понеже ко всякому зданию подлежит пропорциа, крепость, покой, красота и великолепие, без которого оное похвально быть не может". Большое внимание уделялось тому, чтобы все здания составляли единый архитектурный ансамбль. Появляется первый русский архитектурно-строительный трактат "Должность архитектурной экспедиции" (1737–1741), работу над которым возглавил Петр Михайлович Еропкин (ок. 1698–1740).

Трактат гласил: "Всякое каменное наличное к улицам строение строить в каждой улице одною пропорциею высоты... чтоб симметрия была и одною б высотою все строены были, от чего немалая красота городу придется". Это существенная основа проектного метода, который в XX в. получает название "проектирование снаружи внутрь": сначала задаются очертания здания и его композиция, а затем уже решаются вопросы внутренней организации, обусловленной назначением.

В 1724 г. издается указ об организации "архитектурных команд" при ведущих мастерах. Создаются первые русские архитектурные школы. В частности, в школе Д. В. Ухтомского в 1751 г. было 28 учеников.

В правление Елизаветы II барокко переходит в орнаментально перегруженное рококо (фр. rococo, от rocaille – декоративная раковина, ракушка, рокайль). Это направление в России связано с именем любимого придворного архитектора Елизаветы Петровны Ф. Б. Растрелли – сына скульптора Б. К. Растрелли.