Суд субъекта Российской Федерации

Положение о том, что все субъекты РФ - республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округи - являются равноправными, закреплено в ст. 5 Конституции РФ. Суды субъектов РФ образуются и действуют в каждом субъекте, и их наименование производно от вида субъекта РФ, в котором он действует (областной суд, верховный суд республики, краевой суд и др.). Однако полномочия судов различных по наименованию субъектов РФ не зависят от вида субъекта, числа проживающих на его территории лиц, количества судей, входящих в состав данного судебного органа, и любых иных факторов. Например, Брянский областной суд обладает теми же правовыми и организационными полномочиями, что и Верховный суд Республики Татарстан.

В соответствии со ст. 24 Федерального конституционного закона "О судах общей юрисдикции в Российской

Федерации" суды субъектов РФ являются федеральными судами общей юрисдикции, действующими в пределах территории соответствующего субъекта РФ, и непосредственно вышестоящими судебными инстанциями по отношению к районным судам, действующим на территории соответствующего административно-территориального образования. Вместе с тем такие отношения нельзя назвать отношениями начальников и подчиненных. Районный суд в процессе осуществления им правосудия действует самостоятельно, и суд субъекта РФ не вправе вмешиваться в ход процесса, давать указания, предлагать вынести то или иное решение и прочим образом воздействовать на судей. Инстанционность процесса предполагает возможность суда субъекта РФ отменять или изменять решения районного суда, которые были обжалованы сторонами, их представителями или по которым были внесены представления прокурором. Но решения суд субъекта РФ будет выносить от своего имени и нести за них ответственность.

Суд субъекта РФ реализует свои полномочия через имеющиеся подразделения.

Такой суд действует в составе президиума суда, судебной коллегии по гражданским делам и судебной коллегии по уголовным делам. Кроме того, в целях приближения правосудия к месту нахождения или месту жительства участвующих в деле лиц, находящихся либо проживающих в отдаленных местностях, в составе суда субъекта РФ может быть образовано постоянное судебное присутствие, которое но своему статусу является обособленным подразделением суда и осуществляет его полномочия.

Суд субъекта РФ возглавляет председатель соответствующего суда. Также в составе суда имеются должности заместителей председателя суда. В составе судебных коллегий выделяются должности председателей соответствующих коллегий. Все указанные должностные лица имеют общий статус федерального судьи.

Работу суда субъекта РФ обеспечивает аппарат соответствующего суда, состоящий из помощника председателя суда, помощников заместителей председателя суда, помощников судей, а также сотрудников отделов. В структуре аппарата суда субъекта РФ действуют отделы: кодификации и систематизации законодательства, обобщения судебной практики; судебной статистики и правовой информатизации; делопроизводства; обеспечения судопроизводства но уголовным делам; обеспечения судопроизводства по гражданским делам; обеспечения деятельности президиума суда.

Порядок деятельности аппарата суда субъекта РФ регламентирован Инструкцией по судебному делопроизводству в Верховных Судах республик, краевых и областных судах, судах городов федерального значения, судах автономной области и автономных округов, утвержденной приказом Генерального директора Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации от 15.12.2004 № 161.

К компетенции суда субъекта РФ относится:

- рассмотрение в соответствии с подсудностью дел в качестве суда первой, апелляционной, кассационной инстанций, по новым или вновь открывшимся обстоятельствам;

- обращение в Конституционный Суд РФ с запросом о конституционности закона, подлежащего применению в конкретном деле;

- изучение и обобщение судебной практики, анализ судебной статистики;

- осуществление иных полномочий, предоставленных ему федеральными законами.

Имеющиеся полномочия суд субъекта РФ осуществляет через свои структурные подразделения.

Судебная коллегия по гражданским делам и судебная коллегия по уголовным делам суда субъекта РФ формируются из числа судей данного суда. Каждая коллегия состоит из председателя коллегии, а также его членов.

Судебные коллегии суда субъекта РФ в пределах своей компетенции рассматривают:

- в качестве суда первой инстанции дела, отнесенные федеральными законами к подсудности данного суда;

- в качестве суда апелляционной инстанции дела по жалобам, представлениям на решения районных судов, принятые ими в качестве суда первой инстанции и не вступившие в силу, а также на промежуточные судебные решения суда субъекта РФ, принятые ими в ходе производства по делу в качестве суда первой инстанции;

в качестве суда кассационной инстанции по жалобам, представлениям па промежуточные судебные решения суда субъекта РФ, вынесенные ими в ходе производства по уголовному делу в качестве суда первой инстанции;

- дела по новым или вновь открывшимся обстоятельствам в отношении вступивших в законную силу решений, принятых соответствующей судебной инстанцией.

Специфические полномочия судебных коллегий судов субъектов РФ зависят от того, какие именно дела - гражданские или уголовные - они рассматривают. Особенно наглядно эти различия проявляются в случаях, когда судебная коллегия суда субъекта РФ исполняет роль суда первой инстанции.

Судебная коллегия по гражданским делам суда субъекта РФ в соответствии со ст. 26 ГПК РФ рассматривает в качестве суда первой инстанции гражданские дела:

- связанные с государственной тайной (см. Закон РФ от 21.07.1993 № 5485-1 "О государственной тайне");

- о приостановлении деятельности или ликвидации регионального отделения либо иного структурного подразделения политической партии, межрегиональных и региональных общественных объединений;

- о ликвидации местных религиозных организаций, централизованных религиозных организаций, состоящих из местных религиозных организаций, находящихся в пределах одного субъекта РФ;

- о запрете деятельности не являющихся юридическими лицами межрегиональных и региональных общественных объединений и местных религиозных организаций, централизованных религиозных организаций, состоящих из местных религиозных организаций, находящихся в пределах одного субъекта РФ;

- о приостановлении или прекращении деятельности СМИ, распространяемых преимущественно па территории одного субъекта РФ;

- об оспаривании решений, избирательных комиссий субъектов РФ, окружных избирательных комиссий;

- о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок по делам, подсудным мировым судьям, а также районным судам;

- об оспаривании решений экзаменационных комиссий субъектов РФ но приему квалификационного экзамена на должность судьи, а также об оспаривании действий (бездействия) экзаменационных комиссий, в результате чего кандидат на должность судьи не был допущен к сдаче квалификационного экзамена.

В качестве апелляционной инстанции Судебная коллегия по гражданским делам выступает в случаях, когда апелляционные жалобы заинтересованных лиц или апелляционное представление прокурора были поданы на решения районных судов по гражданским делам, не вступившие в законную силу.

Судебной коллегии по уголовным делам суда субъекта РФ в соответствии с ч. 3 ст. 31 УПК РФ подсудны уголовные дела:

- о наиболее тяжких преступлениях, а также дела о некоторых преступлениях против правосудия;

- которые были переданы в суд субъекта РФ в соответствии с правилами о подсудности;

- в материалах которых содержатся сведения, составляющие государственную тайну.

Кроме того, в Судебную коллегию по уголовным делам суда субъекта РФ передаются дела, которые по общему правилу рассматриваются судом с участием присяжных заседателей. При этом в качестве председательствующего выступает один из судей, входящих в состав данного суда.

Институт присяжных заседателей впервые был введен в ходе судебной реформы 60-х гг. XIX в. Согласно Уставу уголовного судопроизводства присяжные заседатели участвовали в рассмотрении лишь таких уголовных дел, когда законом за совершение преступлений предусматривалось наказание, связанное с ограничением или лишением нрав состояния.

Учреждение судебных установлений 1864 г. предусматривало избрание присяжных заседателей для участия в рассмотрении дел. Особые временные комиссии, состоявшие из лиц, назначавшихся ежегодно уездными земскими собраниями, составляли по каждому уезду отдельно общие и очередные списки. В столицах общие списки составлялись соединенными заседаниями общих городских дум и местных уездных земских собраний.

Для внесения в списки присяжных заседателей было необходимо наличие ряда условий, которым должен соответствовать кандидат:

- во-первых, российское подданство;

- во-вторых, возраст - от 25 до 70 лет;

- в-третьих, проживание в уезде, где проводилось избрание;

- в-четвертых, наличие определенного имущественного ценза (владение землей в количестве не менее ста десятин или другим недвижимым имуществом ценой: в столицах от 2 тыс. руб., в губернских городах и градоначальствах - от 1 тыс. руб., в иных местах - не менее 500 руб., или получение жалованья либо дохода от своего капитала, занятия, ремесла или промысла: в столицах - не менее 500 руб., в других местах - не менее 200 руб. в год).

Подавляющее большинство дел рассматривалось с участием присяжных заседателей в окружных судах. В отдельных случаях закон предусматривал участие присяжных заседателей в деятельности судебных палат и сената (при рассмотрении дел о должностных преступлениях, совершенных чиновниками выше XIII класса по Табелю о рангах, городскими головами, членами городских земских и городских управ и др.).

В соответствии с Уставом уголовного судопроизводства за три недели до открытия судебных заседаний из очередного списка назначались по жребию 30 заседателей для исполнения своих обязанностей в течение всего периода заседаний. Одновременно из запасного списка назначались шесть запасных заседателей. Избранные заседатели извещались об этом повестками.

В судебном заседании список предоставлялся сторонам для заявления ими отводов. Из числа неотведенных присяжных заседателей выбирались 12 основных (комплектных) и 2 запасных заседателя. Все 14 заседателей приводились к присяге в соответствии с их вероисповеданием. После приведения к присяге заседатели избирали из своей среды старшину.

Затем начиналось судебное следствие. Вслед за произнесением прокурором обвинительной речи старшине присяжных вручался вопросный лист, в котором говорилось о том, в чем обвинялся подсудимый, и спрашивалось, виновен он или не виновен по предмету обвинения. Перед удалением присяжных заседателей в совещательную комнату председательствующий произносил напутственную речь.

Решение присяжные заседатели принимали большинством голосов, при равенстве решение принималось в пользу подсудимого. Старшина присяжных заседателей свое мнение высказывал последним, считал голоса, записывая после каждого вопроса решение.

Если вердиктом присяжных заседателей подсудимый признавался невиновным, его сразу же объявляли свободным от суда и содержания под стражей. При признании виновности подсудимого прокурор делал заключение относительно наказания, а суд выносил приговор.

Институт присяжных заседателей в Советском государстве был ликвидирован и стал возрождаться лишь в конце 80-х гг. XX в.

В ст. 11 Основ законодательства Союза ССР и союзных республик о судоустройстве от 13 ноября 1989 г. говорилось, что по делам о преступлениях, за совершение которых законом предусмотрена смертная казнь либо лишение свободы на срок свыше 10 лет, вопрос о виновности подсудимого может решаться судом с участием присяжных заседателей (расширенной коллегией народных заседателей). Однако конкретных законодательных мер по реализации данного положения принято не было.

Верховный Совет РСФСР 24 октября 1991 г. принял Концепцию судебной реформы в РСФСР (постановление № 1801-1), в котором указывалось, что в качестве важнейшего направления судебной реформы в России следует рассматривать признание права каждого лица на разбирательство его дела судом присяжных в случаях, установленных законом.

Закон РФ от 16.07.1993 № 5451-1 "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О судоустройстве", УПК РСФСР, Уголовный кодекс РСФСР и Кодекс РСФСР об административных правонарушениях" возродил в России суд с участием присяжных заседателей. В процессе работы над законом был достигнут компромисс: рассмотрение уголовных дел судами с участием присяжных заседателей вводилось лишь для областных (краевых) судов, к подсудности которых по первой инстанции относились дела о наиболее тяжких преступлениях, и лишь в тех регионах, которые выразили согласие на введение новой формы судопроизводства (Московская, Рязанская, Саратовская, Ивановская, Ульяновская, Ростовская области, Ставропольский, Алтайский и Краснодарский края). В регионах, где суд присяжных не был введен, суды продолжали рассматривать уголовные дела о тяжких и особо тяжких преступлениях в прежних составах.

В настоящее время суду с участием присяжных заседателей подсудны уголовные дела о преступлениях, которые по общему правилу рассматриваются судом субъекта РФ. К подсудности относятся наиболее тяжкие преступления, деяния против правосудия, а также деяния, связанные со сведениями, которые составляют государственную тайну (ч. 3 ст. 31 УПК РФ).

Основное отличие суда с участием присяжных заседателей от обычного суда заключается в том, что судебное рассмотрение уголовного дела разделяется на два этапа. На первом этапе ведущая роль принадлежит присяжным заседателям, которые принимают активное участие в исследовании доказательств.

Присяжные заседатели после допроса вызванных лиц сторонами вправе через председателя задавать им вопросы. Также присяжные заседатели исследуют иные доказательства, как содержащиеся в материалах уголовного дела, так и непосредственно представленные в суд сторонами.

По окончании судебного следствия перед присяжными заседателями ставятся вопросы, подлежащие выяснению при постановлении вердикта. По каждому из деяний, в совершении которого обвиняется подсудимый, ставятся три основных вопроса:

- доказано ли, что деяние имело место;

- доказано ли, что это деяние совершил подсудимый;

- виновен ли подсудимый в совершении этого деяния.

После формулирования вопросов председательствующий обращается к присяжным заседателям с напутственным словом.

Все вопросы присяжные заседатели разрешают в совещательной комнате путем голосования. Присяжные заседатели при обсуждении поставленных перед ними вопросов должны стремиться к принятию единодушных решений. Если достигнуть единодушия не удалось, то решение принимается голосованием. Обвинительный вердикт считается принятым, если за утвердительные ответы па поставленные вопросы проголосовало большинство присяжных заседателей. Оправдательный вердикт считается принятым, если за отрицательный ответ на любой вопрос проголосовало не менее шести присяжных заседателей.

При вынесении коллегией присяжных заседателей вердикта о невиновности подсудимого председательствующий объявляет его оправданным. Если вынесен обвинительный вердикт, то председательствующий исследует сведения о личности подсудимого, после чего постановляет обвинительный приговор и определяет вид, а также размер наказания.

Судебная коллегия по уголовным делам суда субъекта РФ рассматривает уголовные дела, по которым на приговор или иное решение районного суда, не вступившие в законную силу, были поданы апелляционные жалоба или представление. Также предметом апелляционного рассмотрения являются промежуточные решения суда субъекта РФ, вынесенные при рассмотрении уголовных дел.

По новым или вновь открывшимся обстоятельствам судебные коллегии суда субъекта РФ рассматривают дела в тех случаях, когда ранее они рассматривали их в качестве суда первой инстанции, а впоследствии решения были отменены вышестоящим судом - Судебной коллегией по гражданским делам или Судебной коллегией по уголовным делам Верховного Суда РФ.

Президиум суда субъекта РФ образуется в составе председателя суда, заместителя председателя суда (входят в состав президиума но должности), а также других судей данного суда. Состав президиума суда субъекта РФ утверждается Президентом РФ по представлению Председателя Верховного Суда РФ и при наличии положительного заключения квалификационной коллегии судей.

Президиум суда субъекта РФ рассматривает как гражданские, так и уголовные дела, обладая при этом равными полномочиями. Также в его ведении находится разрешение иных вопросов.

Президиум суда субъекта РФ обладает следующими полномочиями:

- рассматривает дела по кассационным жалобам на вступившие в законную силу решения районных судов и мировых судей, апелляционные определения суда субъекта РФ, а также дела по новым или вновь открывшимся обстоятельствам;

- утверждает по представлению председателя соответствующего суда судебные составы судебной коллегии но гражданским делам и судебной коллегии по уголовным делам из числа судей этого суда;

- рассматривает материалы по изучению и обобщению судебной практики и анализу судебной статистики;

- заслушивает отчеты председателей судебных коллегий о деятельности коллегий, рассматривает вопросы работы аппарата суда;

- осуществляет иные полномочия в соответствии с федеральными законами.

Заседания президиума проводятся не реже двух раз в месяц. Постановления президиума принимаются открытым голосованием членами президиума, которые участвовали в голосовании, после чего их подписывает председательствующий.

Определенными полномочиями обладают должностные лица суда субъекта РФ.

Председатель суда субъекта РФ наделен всеми полномочиями судьи данного судебного органа. Наряду с этим он осуществляет следующие функции:

- организует работу суда и руководит организацией работы судебных коллегий;

- устанавливает правила внутреннего распорядка суда;

- созывает президиум суда и председательствует в его заседаниях;

- распределяет обязанности между своими заместителями, судьями;

- организует работу по повышению квалификации судей и работников аппарата суда;

- организует работу по изучению и обобщению судебной практики, анализу судебной статистики;

- вносит в квалификационную коллегию судей субъекта РФ представления об аттестации судей, а также о приостановлении или прекращении их полномочий;

- обращается в квалификационную коллегию судей субъекта РФ с представлением о привлечении судей к дисциплинарной ответственности;

- организует работу суда по приему граждан и рассмотрению их предложений, заявлений и жалоб;

- осуществляет общее руководство деятельностью аппарата суда;

- реализует иные полномочия по организации работы суда. Заместители председателя суда субъекта РФ наряду с осуществлением полномочий судей реализуют следующие функции:

- осуществляют в соответствии с распределением обязанностей руководство работой соответствующих судебных коллегий и аппарата суда;

- могут председательствовать в судебных заседаниях соответствующих судебных коллегий суда;

- в случае отсутствия председателей судебных коллегий по гражданским или уголовным делам осуществляют ряд их полномочий.

При отсутствии председателя суда субъекта РФ один из заместителей осуществляет его полномочия.

Председатели судебных коллегий суда субъекта РФ наряду с осуществлением полномочий судьи реализуют следующие функции:

- председательствуют на заседаниях соответствующих судебных коллегий или назначают председательствующих из числа членов судебных коллегий;

- осуществляют руководство работой соответствующих судебных коллегий;

- формируют судебные составы для рассмотрения дел на заседаниях коллегии;

- представляют в президиум суда отчеты о деятельности соответствующих судебных коллегий;

- вправе истребовать из районных судов судебные дела для изучения и обобщения судебной практики.