Суд Европейского Союза

Официальное наименование. Прообразом Суда Европейского Союза послужил Суд Европейского объединения угля и стали – судебный институт первого из Европейских сообществ, созданного Парижским договором 1951 г. (Договором о ЕОУС). Вместе с остальными институтами ЕОУС Суд Европейского объединения угля и стали приступил к работе после вступления в силу Парижского договора в 1952 г.

После учреждения Римскими договорами 1957 г. двух других Европейских сообществ – ЕЭС и Евратома – в каждом из них был создан свой собственный судебный институт (Суд ЕЭС и Суд Евратома). Однако подписанная одновременно с Римскими договорами Конвенция о некоторых общих институтах установила, что с момента их вступления в силу (1 января 1958 г.) функции и полномочия судов ЕОУС, ЕЭС и Евратома будет осуществлять единый "Суд Европейских сообществ".

Термин Суд Европейских сообществ выступал официальным наименованием рассматриваемого института последующие полвека, несмотря на заключение в 1992 г. ДЕС. Только с 1 декабря 2009 г., со дня вступления в силу Лиссабонского договора о реформе ЕС, его судебный институт был переименован в Суд ЕС. С этого дня его единственным официальным наименованием является Суд Европейского Союза (англ. Court of Justice of the European Union; франц. Cour de justice de l'Union europeenne)[1].

Следует иметь в виду, что поскольку ЕС имеет сегодня 23 равноправных официальных языка (см. 1.1), Суд ЕС обозначается на этих языках часто по-разному, исходя из национальных традиций соответствующих государств-членов. Например, в переводе с немецкого его следовало бы именовать "Судебная палата Европейского Союза"[2] (Федеральной судебной палатой называется верховный суд ФРГ), в переводе с польского – "Трибуналом справедливости Европейского Союза"[3] (Конституционным трибуналом называется орган конституционной юстиции Польши) и т.д.

В настоящей книге наименования Суда ЕС и его структурных подразделений переводятся с французского языка с учетом того, что французский является рабочим языком данного института, а устройство и процедура работы Суда ЕС в значительной степени построены по образцу судебной системы Франции.

Наряду с официальным наименованием "Суд Европейского Союза" в средствах массовой информации и научной литературе данный институт неофициально называют Европейским судом (англ. European Court of Justice; франц. Cour de justice europeenne). Использование такого обозначения нецелесообразно, поскольку в русском языке оно может приводить к ошибочному отождествлению Суда ЕС с судебным органом Совета Европы, который рассматривает дела, связанные с нарушением

Конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г., – Европейским Судом по правам человека (англ. European Court of Human Rights; франц. Cour curopcennc des droits de I'Homme).

Функции. Согласно § 1 ст. 19 ДЕС Суд ЕС "обеспечивает соблюдение права в ходе применения и толкования Договоров", т.е. учредительных документов ЕС и других основанных на них источников права ЕС.

С этой целью "Суд Европейского Союза в соответствии с Договорами выносит решения:

a) по искам, подаваемым государствами-членами, институтами, физическими или юридическими лицами;

b) в преюдициальном порядке по запросам национальных юрисдикционных органов о толковании права Союза или о действительности актов, принятых институтами;

c) в иных случаях, предусмотренных Договорами" (§ 3 ст. 19 ДЕС).

Таким образом, Суд ЕС, как и другие органы правосудия, действующие в государствах или на международном уровне, осуществляет две взаимосвязанные функции.

В первую очередь, это юрисдикционная функция, т.е. разрешение правовых споров и других юридических вопросов, возникающих в процессе применения права ЕС. Соответствующие дела возбуждаются Судом ЕС не по собственной инициативе, а по обращениям (искам или запросам) других институтов Союза, государств-членов или их органов правосудия, а также физических и юридических лиц, не обязательно граждан и юридических лиц Союза (в практике Суда ЕС неоднократно встречались дела, возбужденные по искам граждан и юридических лиц России).

При рассмотрении всех этих дел Суд ЕС обязан действовать как независимый и беспристрастный арбитр, выносящий свои решения исключительно по правовым мотивам, а не по соображениям политической целесообразности. В связи с этим в правовой доктрине ЕС Суд ЕС часто характеризуется как "неполитический" институт – в противоположность рассмотренным выше "политическим" институтам, которые формируют и осуществляют политику Союза (Европейский парламент, Европейский совет, Совет ЕС и Европейская комиссия).

С юрисдикционной функцией неразрывно связана интерпретационная функция Суда ЕС, в рамках которой он дает официальное толкование учредительным документам, другим источникам права ЕС. Этим толкованием руководствуются в своей деятельности другие институты, органы, учреждения ЕС и все государства-члены, в том числе их национальные органы судебной власти.

Как показал более чем 60-летний опыт деятельности Суда ЕС, при формировании единообразной судебной практики он не только разъясняет смысл действующих источников и норм права ЕС, но и выводит из них другие принципы и нормы, например, принцип верховенства права ЕС по отношению к внутригосударственному праву. Как следствие, судебная практика Суда ЕС превратилась в самостоятельную разновидность источников права ЕС, также называемую по аналогии с практикой судов англосаксонских стран с "прецедентным правом" ЕС (см. 2.5). Эта особенность судебной практики Суда ЕС дает основание говорить о том, что он фактически осуществляет еще одну функцию – правотворческую, которая является производной от его функции официального толкования права ЕС (интерпретационной).

Статут Суда ЕС. В отличие от рассмотренных выше политических институтов ЕС, основополагающие правила деятельности Суда ЕС на уровне первичного права закрепляются не только в основной части учредительных документов (ДЕС и ДФЕС), но и приложенном к ним протоколе, устанавливающем Статут Суда ЕС, – Протокол о Статуте Суда Европейского Союза (далее – Статут Суда ЕС или Статут). Поскольку Суд ЕС наделен юрисдикцией также в рамках состоящего при ЕС Евратома, Протокол о его Статуте приложен одновременно к Договору о Евратоме 1957 г.

Ныне действующий Статут Суда ЕС был утвержден как часть Ниццкого договора 2001 г., а свое современное название получил после вступления в силу Лиссабонского договора 2007 г. (т.е. с 1 декабря 2009 г.). Он включает шесть разделов (около 70 статей), а также приложение, посвященное Трибуналу по делам публичной службы ЕС как одному из специализированных трибуналов в структуре Суда ЕС:

раздел I "Статус судей и генеральных адвокатов";

раздел II "Организация Суда";

раздел III "Процедура в Суде";

раздел IV "Трибунал";

раздел V bis "Специализированные трибуналы";

раздел V "Заключительные положения".

Поскольку Статут Суда ЕС содержится в протоколе к учредительным документам, он, как и другие протоколы к ДЕС и ДФЕС, выступает их составной частью и содержит нормы, обладающие высшей юридической силой в праве ЕС. В то же время в соответствии со ст. 181 ДФЕС внесение поправок в Статут, кроме его раздела I и ст. 64, устанавливающей принципы использования языков в судопроизводстве, может осуществляться в упрощенном порядке (без созыва Конвента, межправительственной конференции и ратификации со стороны государств-членов). Для этого достаточно принятия законодательными институтами ЕС

(Европейским парламентом и Советом) решения о поправках, инициатором которого может выступать Европейская комиссия или сам Суд ЕС.

Местонахождение. В соответствии с Протоколом об установлении местонахождений институтов, некоторых органов, учреждений и служб ЕС (см. 4.1) местонахождением Суда ЕС является город Люксембург. Оно не менялось с момента основания Суда ЕС в 1951 г. как Суда Европейского объединения угля и стали.

Статут Суда Европейского Союза (ст. 14) также закрепляет требование, согласно которому все члены и секретари Суда ЕС обязаны проживать по месту нахождения данного института.