Судебный (юрисдикционный) контроль

Институты защиты прав частных лиц от незаконных актов и действий администрации, институты контроля за публичной администрацией, о которых рассказано выше, имеют огромное правозащитное значение. Однако очевидно, что завершенность всей системе придают судебные, или юрисдикционные, механизмы и институты контроля за администрацией. Именно суды наделены в большинстве случаев полномочиями ставить точку в споре между конфликтующими сторонами. После суда решение может быть пересмотрено только наднациональными или международными судебными органами в случаях, которые предусмотрены международными соглашениями, и в том объеме и рамках тех полномочий, которые предоставило национальное государство соответствующим международным судебным инстанциям, подписав и ратифицировав соответствующее международное соглашение. Для европейских государств такую функцию международного юрисдикционного органа выполняет, в частности, Европейский суд но правам человека. Каждый гражданин России и многих других европейских стран имеет право подать заявление в этот суд после того, как исчерпаны все национальные средства правовой защиты, включая судебные, и при этом гражданин (организация) считает принятые этими органами решения несправедливыми и незаконными.

В России полномочиями по рассмотрению дел об оспаривании актов действий и бездействия органов публичной администрации наделены несколько видов судебных органов. Это Конституционный суд РФ, конституционные (уставные) суды субъектов РФ, суды общей юрисдикции, арбитражные суды.

По общему правилу компетенция между указанными видами судов в области защиты нрав и законных интересов граждан и организаций от незаконных актов и действий публичной администрации разграничивается следующим образом. В соответствии с Федеральным конституционным законом "О Конституционном Суде Российской Федерации" Конституционный Суд РФ защищает основные права и свободы человека и гражданина, обеспечивает верховенство и прямое действие Конституции РФ на всей территории РФ. Для реализации правозащитных задач Конституционный Суд обладает, в частности, следующими полномочиями:

1) по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле;

2) дает толкование Конституции РФ;

3) разрешает дела о соответствии Конституции РФ:

а) федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ;

б) конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов РФ, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти Российской Федерации и совместному ведению органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов РФ;

в) договоров между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов РФ, договоров между органами государственной власти субъектов РФ;

г) не вступивших в силу международных договоров РФ.

По общему правилу Конституционный Суд РФ не занимается вопросами соответствия подзаконных нормативных или ненормативных актов, нарушающих права и свободы, федеральным или региональным законам в узком смысле этого слова. Конституционный Суд рассматривает правовые акты только на предмет их соответствия непосредственно Конституции РФ. Основной предмет юрисдикции Конституционного Суда РФ — это акты высшей юридической силы, т.е. федеральные законы, конституции и уставы субъектов РФ, международные и внутренние нормативные договоры. В меньшей степени — это подзаконные акты, поскольку подзаконные акты должны прежде всего соответствовать закону, и поэтому их положения оспариваются в первую очередь на предмет соответствия федеральному или региональному закону, а это прерогатива общих и арбитражных судов. Тем не менее бывают случаи, когда возникают споры о соответствии подзаконного акта непосредственно Конституции РФ. Такие споры подлежат рассмотрению в Конституционном суде РФ. Например, он рассматривает на соответствие Конституции РФ нормативные акты Президента РФ и Правительства РФ, которые, как известно, носят подзаконный характер.

Особо следует отметить полномочие Конституционного Суда РФ рассматривать дела о нарушении нормами закона конституционных прав и свобод граждан, как по жалобам частных лиц, так и по запросам судов. Последнее случается, когда суд общей юрисдикции, арбитражный суд или конституционный (уставный) суд субъекта РФ в своей практической деятельности сталкивается с необходимостью установить соответствие нормы закона Конституции РФ, т.е. когда возникают сомнения в таком соответствии и следовательно допустимости применения данной нормы на практике.

Кроме того, для защиты прав граждан и организаций от неправомерного поведения публичной администрации косвенно имеют большое значение и полномочия Конституционного Суда РФ по разрешению дел о соответствии Конституции РФ федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ. Ведь признавая неконституционность положений данных актов, Конституционный Суд тем самым предупреждает нарушения прав и законных интересов граждан, которые могут возникнуть или уже возникают в силу неконституционности соответствующих положений указанных выше законов и актов. Столь же большое значение имеет и полномочие Конституционного Суда РФ по толкованию Конституции РФ.

С. вздует отметить, что Конституционный Суд РФ при осуществлении конституционного судопроизводства воздерживается от установления и исследования фактических обстоятельств во всех случаях, когда это входит в компетенцию других судов или иных органов.

В свою очередь конституционные (уставные) суды субъектов РФ могут создаваться в целях рассмотрения вопросов соответствия законов субъекта РФ, нормативных правовых актов органов государственной власти субъекта РФ, органов местного самоуправления конституции (уставу) субъекта PФ, а также для толкования конституции (устава) субъекта РФ. Косвенным образом эти функции также способствуют предупреждению нарушений прав граждан действиями и актами и администрации, которые могут приниматься на основе норм вышестоящих актов, противоречащих конституциям (уставам) субъектов РФ. Напомним, что региональные конституции принимаются в субъектах РФ, имеющих республиканский статус. В остальных субъектах принимаются уставы. Соответственно и суды конституционной юстиции именуются там или конституционными или уставными.

Основная нагрузка по рассмотрению дел о нарушении прав граждан и организаций непосредственно актами, действиями (бездействием) органов (должностных лиц) приходится па систему судов общей юрисдикции и арбитражных судов. В этих судах могут быть оспорены самые разнообразные акты исполнительной власти, органов местного самоуправления, иных публичных образований. Данные акты можно классифицировать по разным основаниям, в том числе по субъекту их издания. Одним из классификационных оснований деления данных актов является их деление на нормативные и индивидуальные ненормативные. Индивидуальные ненормативные акты носят конкретный, индивидуальный характер, адресованы конкретному кругу лиц или даже отдельному лицу. Это различные разрешения, лицензии, отказы, согласования, постановления о наложении санкций и др. Нормативные акты порождают правовые последствия для неограниченного круга лиц — это различные приказы министерств, нормативные инструкции, положения и другие акты, содержащие правила деятельности, права и обязанности неограниченного круга субъектов права. Оба эти вида актов, издаваемых администрацией, могут быть оспорены в общих или арбитражных судах, однако порядок их оспаривания, рассмотрения дела и принятия решения несколько отличаются.

Компетенция судов общей юрисдикции и арбитражных судов разграничивается прежде всего по характеру спорного дела. По общему правилу в арбитражных судах рассматриваются экономические дела с участием юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а в судах общей юрисдикции — все остальные. Хотя процессуальным законодательством установлены и некоторые особые правила определения подведомственности дел данным видам судов судебной системы РФ. В соответствии с этим общим правилом разграничения компетенции арбитражных и общих судов разграничивается и подведомственность данных судов по рассмотрению дел об оспаривании актов, действий (бездействия) публичной администрации. Акты, принятые в экономической сфере, оспариваются в арбитражных судах, остальные — в судах общей юрисдикции. Так, дела о недочислении пенсионным фондом пенсии или превышении налоговой службой суммы начисленного налога на физическое лицо, не являющееся предпринимателем, будут рассматривается в суде общей юрисдикции, а аналогичные споры по налогу на прибыль коммерческой организации — в арбитражных судах. Более детально правила разграничения подведомственности дел судам общей юрисдикции и арбитражным судам определены в процессуальном законодательстве, в том числе в ГПК РФ, АПК РФ, КоАП РФ, Федеральных конституционных законах "О судебной системе Российской Федерации", "Об арбитражных судах в Российской Федерации".

По вопросам судебного порядка защиты нрав граждан от незаконных актов администрации наряду с указанными законодательными судебно-процессуальными актами основополагающее и в то же время восполняющее по отношению к данным актам значение имеет Закон РФ от 27 апреля 1993 г. № 4866-1 "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан". Он содержит основные гарантии, способы и механизмы обеспечения прав граждан на судебную защиту от незаконных актов администрации. Как уже отмечалось, с одной стороны, данный Закон вслед за Конституцией РФ создает основу для развития процессуального законодательства, регламентирующего судебную деятельность в части рассмотрения административных споров. С другой стороны, его нормы восполняют пробелы существующего процессуального порядка в данной области.

В арбитражных судах и судах общей юрисдикции дела об оспаривании актов администрации рассматриваются по особым правилам. В арбитражном суде — в порядке административного судопроизводства. В судах общей юрисдикции — в порядке гражданского процесса с учетом особых правил и требований, установленных для рассмотрения дел, возникающих из публично-правовых, в том числе административно-правовых, отношений. Кроме того, если речь идет об оспаривании и пересмотре постановлений о применении мер административной ответственности и наложении административных взысканий в соответствии с КоАП РФ, применяются также процессуальные нормы данного Кодекса.

Суды общей юрисдикции, как правило, рассматривают уголовные, гражданские и административные дела. При этом административные дела рассматриваются в особых составах и коллегиях судей. Большая категория административных дел рассматривается мировыми судьями, входящими в систему судов общей юрисдикции и являющихся ее низшим звеном.

Общие и арбитражные суды имеют самые широкие полномочия по защите прав граждан. Так, арбитражные суды вправе признать оспариваемый нормативный акт или отдельные его положения не соответствующими иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующими полностью или в части. Если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, он принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

Подобные полномочия имеют и суды общей юрисдикции в отношении оспариваемых нормативных и ненормативных административных актов.