Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации

Законом о судебной системе (ст. 31), Федеральным законом "О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации", гл. 5 Закона о судах общей юрисдикции предусмотрено создание и деятельность Судебного департамента и его территориальных органов.

Судебный департамент при Верховном Суде РФ – федеральный государственный орган. В его задачи входит организационное обеспечение деятельности верховных судов республик в составе Российской Федерации, краевых и областных судов, судов городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, судов автономной области и автономных округов, районных судов, военных судов, органов судейского сообщества, а также финансирование мировых судей.

В соответствии со своей компетенцией Судебный департамент осуществляет мероприятия кадрового, финансового, материально-технического и иного характера, направленные на создание условий для полного и независимого осуществления правосудия. Судебный департамент призван, не вмешиваясь в осуществление правосудия, способствовать укреплению самостоятельности судов и независимости судей.

Руководитель Судебного департамента – Генеральный директор – назначается на должность и освобождается от должности Председателем Верховного Суда с согласия Совета судей РФ. Работники Судебного департамента являются государственными служащими, им присваиваются классные чины и другие специальные знания в соответствии с федеральным законом.

Судебный департамент, его управления (отделы) в субъектах РФ и создаваемые им учреждения образуют систему Судебного департамента.

В структуру Судебного департамента (его центрального аппарата) входит Коллегия Судебного департамента, возглавляемая Генеральным директором. В Коллегию входят заместители Генерального директора, а также другие работники Судебного департамента. Члены Коллегии, за исключением входящих в его состав по должности, утверждаются Председателем Верховного Суда РФ.

Основными задачами Коллегии определены обсуждение и выработка решений и рекомендаций по наиболее важным проблемам обеспечения деятельности федеральных судов общей юрисдикции и органов судейского сообщества, а также по вопросам руководства Судебным департаментом и его учреждениями и др.

В Судебном департаменте образованы главные управления, управления и отделы по основным направлениям деятельности (например, главные управления организационно-правового обеспечения деятельности судов и обеспечения деятельности военных судов, главное финансово- экономическое управление, управление государственной службы и кадрового обеспечения, управление социальной защиты судей и государственных служащих, управление капитального строительства, эксплуатации зданий и сооружений, отдел учебных и образовательных учреждений и другие подразделения). Кроме того, действует Научноконсультативный совет Судебного департамента.

Судебный департамент, его управления (отделы) в субъектах РФ и создаваемые им учреждения образуют систему территориальных органов Судебного департамента, которые также имеют свою структуру. Например, в управлении Судебного департамента при Верховном Суде РФ по Свердловской области созданы и действуют организационный отдел, отдел материально-технического обеспечения, отдел капитального строительства и эксплуатации зданий и помещений судов, отдел кадров, централизованная бухгалтерия и другие подразделения. В задачи управления входит организационное обеспечение деятельности районных судов общей юрисдикции, военных гарнизонных судов, а также финансирование мировых судей, расположенных па территории Свердловской области.

Управления (отделы) Судебного департамента в субъектах РФ возглавляются соответствующими начальниками. Начальник управления (отдела) назначается на должность и освобождается от должности Генеральным директором Судебного департамента по согласованию с председателем областного и приравненного к ним суда и советом судей субъекта РФ.

Начальник управления (отдела) осуществляет руководящую деятельность в соответствии с направлениями деятельности Судебного департамента и несет персональную ответственность за выполнение задач, возложенных на возглавляемое им управление (отдел).

Финансирование судов, органов судейского сообщества и Судебного департамента осуществляется за счет федерального бюджета (указывается в нем отдельной строкой).

Генеральный директор Судебного департамента представляет его интересы в Правительстве РФ, принимает участие в обсуждении федерального бюджета в Федеральном Собрании по вопросам, относящимся к компетенции Департамента; в установленный Правительством РФ срок представляет согласованные с Председателем Верховного Суда и Советом судей РФ предложения о финансировании судов, мировых судей и квалификационных коллегий судей на очередной финансовый год и участвует в его обсуждении.

В деятельности Судебного департамента по обеспечению работы судов можно выделить три основных направления: кадровое, организационное и материально-ресурсное, которые и составляют его компетенцию.

В сфере кадрового обеспечения деятельности судов Департамент определяет их потребность в кадрах; обеспечивает работу по отбору и подготовке кандидатов на должности судей; взаимодействует с образовательными учреждениями, осуществляющими подготовку и повышение квалификации судей и работников аппаратов судов; перераспределяет по согласованию с Председателем Верховного Суда с учетом мнений председателей областных и приравненных к ним судов, военных судов образовавшиеся в соответствующих судах вакансии на должности судей, ведет статистический персональный учет судей и работников аппаратов судов.

В сфере организационного обеспечения судебной деятельности Департамент изучает организацию деятельности судов и разрабатывает предложения по ее совершенствованию; вносит в установленном порядке в Верховный Суд предложения о создании либо упразднении судов; разрабатывает научно обоснованные нормативы нагрузки судей и работников аппаратов судов; организует делопроизводство и работу архивов судов; ведет судебную статистику; организует разработку и внедрение программно-аппаратных средств, необходимых для ведения судопроизводства и делопроизводства, а также информационно-правового обеспечения судебной деятельности; осуществляет работу по систематизации законодательства; ведет банк нормативных правовых актов РФ, а также общеправовой рубрикатор законодательства; принимает во взаимодействии с судами, органами судейского сообщества и правоохранительными органами меры по обеспечению независимости, неприкосновенности и безопасности судей, а также безопасности членов их семей; взаимодействует с адвокатурой, правоохранительными и другими государственными органами по вопросам надлежащего обеспечения деятельности судов; решает другие организационные вопросы.

В сфере материального и ресурсного обеспечения работы судов Судебный департамент разрабатывает и представляет в Правительство РФ согласованные с Председателем Верховного Суда и Советом судей РФ предложения о финансировании судов, мировых судей и органов судейского сообщества; организует материальное и социальное обеспечение судей, в том числе пребывающих в отставке, работников аппаратов судов, принимает меры по обеспечению их благоустроенным жильем; организует медицинское обслуживание и санаторно-курортное лечение судей, в том числе пребывающих в отставке, членов их семей и работников аппаратов судов в соответствии с федеральным законодательством; организует строительство зданий и помещений судов.

Судебный департамент в пределах своей компетенции вправе контролировать расходование бюджетных средств судами, органами и учреждениями Департамента на местах; проводить ревизии их финансово-хозяйственной деятельности; вносить в Верховный Суд РФ и Правительство РФ предложения об улучшении условий труда, материального и социального обеспечения судей, работников аппаратов судов, аппаратов Департамента и его территориальных органов. Кроме того, Судебный департамент в пределах своей компетенции наделен функциями по организации и обеспечению собственной деятельности.

Функционирование областных и приравненных к ним судов организационно обеспечивает администратор соответствующего суда. Он осуществляет свои полномочия под контролем соответствующих подразделений Судебного департамента и во взаимодействии с ними, а администратор районного суда – под контролем подразделений его территориальных органов.

Администратор суда подчиняется председателю соответствующего суда и выполняет его распоряжения. Вместе с тем, например, администратор районного суда является одновременно работником управления (отдела) Судебного департамента в субъекте РФ и числится в его штатном расписании.

Администратор суда:

– принимает меры по организационному обеспечению деятельности суда, подготовке и проведению судебных заседаний;

– взаимодействует с адвокатурой, правоохранительными и другими государственными органами по вопросам обеспечения деятельности суда;

– принимает меры по обеспечению надлежащих материальных и бытовых условий для судей и работников аппарата суда, а также их медицинского обслуживания и санаторно-курортного лечения;

– обеспечивает судей и работников аппарата суда текстами нормативных правовых актов, юридической литературой, пособиями и справочно-информационными материалами;

– осуществляет информационно-правовое обеспечение деятельности суда;

– организует ведение судебной статистики, делопроизводство и работу архива суда;

– организует охрану здания, помещений и другого имущества суда в нерабочее время;

– обеспечивает бесперебойную работу транспорта суда и средств связи, работу хозяйственной службы;

– организует строительство здания, а также ремонт и техническое оснащение здания и помещений суда;

– разрабатывает проект сметы расходов суда, утверждаемый председателем суда, и представляет его в соответствующее подразделение Судебного департамента;

– осуществляет иные меры по обеспечению деятельности суда.