Судебно-психологическая экспертная оценка психической деятельности подэкспертного

При производстве КСППЭ окончательные экспертные выводы складываются не только и не столько из данных экспериментально-психологического исследования, сколько требуют обязательного психологического анализа поведения и деятельности подэкспертного лица по всем имеющимся в распоряжении эксперта материалам. Только при сопоставлении и верификации данных, полученных в результате анализа материалов уголовного дела, с экспериментальными можно обоснованно сформулировать экспертные выводы.

Ретроспективный судебно-экспертный психологический анализ является, по существу, разновидностью герменевтического подхода, применительно к КСППЭ – метода понимания и интерпретации письменно зафиксированных проявлений психической деятельности и поведения подэкспертного лица [Сафуанов, 2003]. При производстве судебной экспертизы в качестве текста выступают материалы дела и приобщенные к нему документы: медицинская документация, продукты творчества подэкспертных (письма, дневники, литературные и художественные произведения), аудио- и видеозаписи допросов, следственного эксперимента, выхода на место происшествия и т.п. Все эти документы и образуют источники информации, с которыми непосредственно работает эксперт. Для понимания любого источника информации необходимо учитывать особенности исследуемого материала.

Уголовное или гражданское дело с приобщенными к нему материалами относится к типу текстов, в которых возможно выделить и опорные точки, и смысловой контекст. Исходя из задач конкретного судебно-экспертного исследования, в соответствии с принципами всесторонности и полноты исследования (ст. 8 Закона о ГСЭД), "Протокол ведения больных. Судебно-психиатрическая экспертиза" указывает, что при использовании метода психологического анализа из материалов дела "извлекаются:

А. Данные о личности подэкспертного: а) особенности психического развития; б) устойчивые индивидуальные особенности; в) актуальное психическое состояние в юридически значимой ситуации; г) структура отражения и осознания юридически значимой ситуации и регуляции собственной деятельности (поведения).

Б. Данные о юридически значимой ситуации: а) развитие ситуации; б) взаимодействие личности и ситуации".

Однако при производстве как очных, так и заочных (в том числе и посмертных) экспертиз не всегда удается найти в деле всю необходимую информацию, которая охватывала бы указанные искомые данные. Поэтому эксперты-психологи наряду с поиском опорных точек должны выделить информационные лакуны. Информационные лакуны – это прежде всего те данные, которые эксперт-психолог ищет в деле для анализа особенностей психической деятельности подэкспертного лица в юридически значимой ситуации и последующего обоснования судебно-экспертного заключения, но которых в деле не содержится. Другим вариантом информационных лакун выступают те данные в деле, которые допускают неоднозначное толкование, или такие сведения, которые, характеризуя указанные выше данные о личности подэкспертного, его психическом состоянии в юридически значимой ситуации, противоречат друг другу.

При решении судебно-экспертных психологических задач наличие информационных лакун в тексте уголовного или гражданского дела неизбежно. Уголовное или гражданское дело – это текст, созданный в первую очередь не для решения экспертных проблем, а для достижения иной, чисто правовой цели, и поэтому перед психологами встает задача понимания фрагментов текста, либо не содержащих значимой для достижения целей экспертизы информации, либо требующих научной интерпретации. В этом смысле понимание текста может быть одновременно пониманием того, что в тексте непосредственно не дано.

Важная для психодиагностики информация, не содержащаяся в лакунах, может быть восполнена двумя способами. Лакуны в ходе экспертного исследования либо заполняются, либо компенсируются.

Заполнение лакун возможно при проведении очных экспертиз следующими способами: в процессе клинико-психологической беседы, направленного наблюдения, экспериментального обследования подэкспертного, при участии в допросах в ходе судебного заседания, путем запроса дополнительных материалов из судебных или следственных органов и т.п. При производстве заочных и посмертных экспертиз возможно использовать только последние два способа. При проведении экспертизы в суде эксперт-психолог имеет возможность восполнить отсутствующую в предварительном деле информацию путем участия в допросах свидетелей, а при проведении амбулаторной или стационарной (в случае комплексной психолого-психиатрической экспертизы) экспертизы – запросить дополнительные материалы, касающиеся свидетельских показаний. В последнем случае важно при ходатайстве о дополнительных допросах тех или иных лиц рекомендовать и конкретные вопросы, на которые нужно получить ответы.

Компенсация лакун – это перевод имеющихся данных уголовного дела на другой, психологический, язык. Формализованные алгоритмы заполнения лакун и их компенсации можно продуктивно использовать при разработке стандартов судебно-экспертного психологического исследования.

В целом, психологический анализ материалов уголовного дела состоит из следующих основных компонентов:

– изучение объективного анамнеза жизни подэкспертного лица – по документам, отражающим его жизненный путь; показаниям родственников, друзей, сослуживцев и т.п.; медицинской документации (истории болезни, медицинские карты, акты судебно-психиатрической экспертизы и др.);

– изучение субъективного анамнеза жизни – по показаниям подэкспертного лица, клинико-психологической беседе;

– изучение динамики психической деятельности подэкспертного лица в интересующий судебно-следственные органы период времени – по показаниям свидетелей; по показаниям подэкспертного лица во время следствия и судебного разбирательства (в случае, когда подэкспертный является обвиняемым или подсудимым – и по текстам явки с повинной и чистосердечного признания); по следственным экспериментам и выходу на место происшествия; по материалам других экспертиз (в первую очередь – судебно-медицинских и судебно-психиатрических).

Схема психологического исследования при производстве КСППЭ включает следующие этапы.

1. Четкое уяснение фабулы дела. Эксперт-психолог реконструирует временну́ю последовательность событий, используя все имеющиеся в деле показания (обвиняемого, свидетелей, потерпевших), материалы выхода на место происшествия и следственных экспериментов, а также данные судебных экспертиз. В случае КСППЭ обвиняемого существенно облегчает понимание динамики ситуации и поведения подэкспертного текст обвинительного заключения, если оно имеется в уголовном деле.

2. Психологический анализ индивидуально-психологических особенностей подэкспертного по уголовному или гражданскому делу и приобщенным к нему материалам.

3. Психологический (герменевтический) ретроспективный анализ динамики психического состояния и психической деятельности подэкспертного по материалам дела.

4. Проведение клинико-психологической беседы и экспериментальнопсихологического исследования с одновременным наблюдением подэкспертного. Выявление индивидуально-психологических особенностей обвиняемого, особенностей его познавательных процессов.

5. Сопоставительный анализ данных психологического изучения уголовного дела, данных беседы, наблюдения и результатов экспериментального исследования.

6. Анализ взаимодействия личности подэкспертного с юридически значимой ситуацией. Может включать следующие стадии:

– диагностика индивидуально-психологических особенностей и типа юридически значимой ситуации на основании психологического анализа материалов уголовного дела и экспериментального исследования;

– исследование у подэкспертного лица специфики отражения, осознания, понимания, смыслового восприятия ситуации, произвольной волевой регуляции своих действий, контроля своего поведения, прогностических возможностей, степени опосредованности действий и других регуляторных психологических механизмов с учетом индивидуально-психологических особенностей, эмоционального и функционального состояния, уровня психического развития, характера психического расстройства.

7. Составление заключения КСППЭ с формулировкой экспертных выводов (ответов на вопросы судебно-следственных органов) с их обоснованием на основе психодиагностического исследования юридически значимых психических процессов, свойств и состояний подэкспертного лица, степени осознанной регуляции им психической деятельности, включающего ретроспективный психологический анализ уголовного дела и приобщенных к нему материалов и данные экспериментальнопсихологического исследования, проведенного в рамках КСППЭ.