Судебно-психологическая экспертиза в гражданском процессе

В гражданском процессе, как и в уголовном, при разрешении конфликта двух сторон в центре внимания находятся люди со всеми своими индивидуально-психологическими особенностями, поэтому нередко возникают вопросы психологического содержания. Помочь решить их призвана СПЭ.

В частности, одним из востребованных видов экспертиз в гражданском процессе является СПЭ по делам о признании сделки недействительной. При ее проведении эксперты осуществляют психологический анализ поведения обеих сторон сделки, позволяющий определить степень осознанности и свободы действий подэкспертного.

Объектами исследования таких экспертиз являются личности субъектов спорного материального правоотношения, материалы дела, содержащие сведения о психической деятельности субъектов сделки, справки, истории болезни, иная медицинская документация, сведения о природе сделки, ее предмете, условиях заключения, фактические данные о ситуации спорного правоотношения.

Вопросы формулируются следующим образом.

1. Способен ли подэкспертный при заключении сделки (указать какой и когда) понимать характер и значение своих действий?

2. Способен ли подэкспертный при заключении сделки (указать какой и когда) руководить своими действиями?

3. Находился ли подэкспертный в момент совершения сделки (указать какой и когда) в каком-либо эмоциональном состоянии, которое могло существенно повлиять на способность осознавать фактическое ОГЛАВЛЕНИЕ своих действий и руководить ими?

4. Имели ли место какие-либо психологические факторы в юридически значимый период (указать какой), повлиявшие на формирование у подэкспертного неправильного представления о сделке?

5. Какова структура и ОГЛАВЛЕНИЕ мотивационных линий подэкспертного (одного или обеих сторон) сделки (указать какой и когда)?

6. Какова личностная значимость для подэкспертного обстоятельств (указать каких), при которых была заключена сделка?

Возможности проведения СПЭ "пороков воли" исследовала Т. Н. Секераж. Она отмечает тенденцию роста количества таких экспертиз[1].

Рассмотрим пример подобной экспертизы. В суд И. был подан иск о признании недействительным договора купли-продажи домовладения и доверенности. Из материалов гражданского дела известно, что за год до этого у И. умерла ее единственная дочь. И., унаследовав принадлежащую дочери часть дома, на следующий день после похорон подписала доверенность на имя С., по которой часть дома и была продана в ближайшие дни. Через четыре месяца объявляется дочь умершей и узнает о том, что ее наследственная доля дома продана. По ее словам, С. обманула ее бабушку, воспользовалась ее возрастом (77 лет) и состоянием отчаяния после смерти дочери; И. уверена, что является собственницей части дома, никогда не имела намерения продать ее и никаких денег не получала.

Была назначена и проведена СПЭ. Из материалов дела, медицинской документации, беседы выяснилось: у И. пожизненная III группа инвалидности (склероз сосудов головного мозга, церебральный атеросклероз II степени, ишемическая болезнь сердца), живет одна. После смерти дочери самочувствие ухудшилось, появилась слезливость, нежелание жить. Подписывала какие-то бумаги – ей объяснили, что дом "перепишут на нее, о продаже речь не шла". Собирается переехать в спорный дом, но для этого надо продать свой. Знает, что настоящее положение дел по какой-то причине неблагоприятно для внучки, но изложить суть дела, выстроить логическую последовательность не способна. В вопросах практической жизни ориентируется поверхностно, навыки самообслуживания сохранены, уровень активности снижен.

По результатам экспериментально-психологического исследования И.: объем, четкость восприятия снижены, острота анализаторов снижена, внимание неустойчивое, легко истощаемое, объем уменьшен, память ослаблена, уровень обобщений, абстрагирования низкий, внушаемость повышена. Эксперты отметили слабый тип нервной системы И., ее нерешительность, неуверенность, повышенную утомляемость. Были сделаны выводы о неспособности И. в период, относящийся к подписанию доверенности, осознавать значение своих действий и их последствия, принимать адекватное ситуации решение.

Следующий вид СПЭ в гражданском процессе – экспертиза по делам о возмещении морального вреда.

Моральный вред имеет психологическое ОГЛАВЛЕНИЕ. Психологическим ОГЛАВЛЕНИЕм нравственных страданий являются негативные изменения психической деятельности истца. Для адаптации к этим изменениям человеку необходимо затратить психические ресурсы, которые в другой ситуации он мог бы потратить на другие полезные для себя цели. Такие "субъективные потери" или неблагоприятные приобретения и составляют психологический компонент нравственных страданий.

Экспертами изучается психическая деятельность лица, претендующего на компенсацию морального вреда, в юридически значимый период, включающий ситуацию причинения морального вреда, а также ситуацию, последовавшую после правонарушения, связанную с нравственными и физическими страданиями. Иногда исследуется ситуация социального взаимодействия между причинителем вреда и пострадавшим, между пострадавшим и окружающим его социумом. Суд должен учитывать индивидуальные особенности потерпевшего, другие конкретные обстоятельства, повлиявшие на его негативные переживания, поэтому эксперты изучают и индивидуально-психологические особенности потерпевшего.

Объектами исследования в этом случае являются личность истца, ситуация взаимодействия, психическое состояние истца, материалы дела и приобщенные к ним документы, имеющие отношение к факту причинения вреда: свидетельства, справки, медицинская документация, заключения экспертиз.

Типовые вопросы СПЭ по делам о возмещении морального вреда формулируются так.

1. Имеются ли у подэкспертного негативные изменения психической деятельности в связи с действиями (бездействием) причинителя вреда, если имеются, то в чем конкретно они выражаются?

2. Какова их степень, глубина, длительность?

3. Каков прогноз негативных изменений психической деятельности?

4. Имеются ли у подэкспертного индивидуально-психологические особенности, которые могли усугубить глубину и длительность субъективного переживания подэкспертным событий, ставших ОГЛАВЛЕНИЕм дела? Если имеются, то какие?

По данным исследования, проведенного А. Н. Калининой, 86% опрошенных адвокатов и судей считают, что СПЭ по делам о компенсации морального вреда должна стать общепринятой[2]. Однако на практике подобные экспертизы проводятся не часто. Ниже приведен один из примеров.

После завершения уголовного процесса в гражданский суд был подан иск о компенсации морального вреда, причиненного в результате изнасилования. В возрасте 16 лет Н. был подвергнут сексуальному насилию со стороны 28-летнего молодого человека. Было проведено экспериментально- психологическое исследование личности Н., его психического состояния, которое показало, что на момент обращения юноша находился в состоянии острого посттравматического стресса. Среди личностных характеристик были отмечены высокий уровень тревожности, ригидность, инертность психических процессов, отсутствие навыков поведения в конфликтной ситуации, замкнутость. Обнаруженные психологические особенности могли усугубить глубину и длительность субъективных переживаний, восприятию их как особо травмирующих. В заключении было также отмечено, что личность Н. еще не вполне сформирована и перенесенное насилие негативно сказывается на его психосексуальном и личностном развитии.

Все чаще сегодня назначают и проводят СПЭ по делам, связанным с защитой интересов ребенка и правом на воспитание ребенка.

Задачами таких экспертиз может быть определение степени привязанности ребенка к каждому из родителей (к другим членам семьи), исследование индивидуально-психологических особенностей ребенка, исследование индивидуально-психологических особенностей родителей, их стиля воспитания, иерархии ценностей, мотивационных линий поведения, установление психологически целесообразного места проживания ребенка, установление психологически целесообразного порядка участия родителей в воспитании, установление психологических факторов целесообразности усыновления, выявление недопустимых с точки зрения соблюдения прав ребенка форм обращения и способов воспитания (пренебрежение, жестокость, насилие, эксплуатация и пр.), определение влияния семейного конфликта на эмоциональное состояние и психическое развитие ребенка.

Объектами исследования такой экспертизы являются личности ребенка и родителей (воспитателей), материалы дела, содержащие фактические данные о детско-родительских отношениях и отношениях других членов семьи.

Типовые вопросы по этому виду экспертизы формулируются следующим образом.

1. Какова степень привязанности ребенка к каждому из родителей (другим членам семьи, воспитателям)?

2. Каковы индивидуально-психологические особенности личности ребенка, особенности его психического развития?

3. Каковы индивидуально-психологические особенности личности родителей, стиля воспитания, иерархии ценностей, основных мотивационных линий поведения, влияющих на развитие ребенка?

4. С кем психологически целесообразнее проживать ребенку?

5. Каков психологически целесообразный порядок участия каждого из родителей в воспитании ребенка?

6. Каковы психологические факторы целесообразности усыновления?

7. Имеются ли у ребенка признаки, характерные для детей, переживших различные формы насилия (физического, морального, сексуального, пренебрежение)?

8. Каково влияние семейного конфликта на эмоциональное состояние и психическое развитие ребенка?

Приведем следующий пример.

К-ий обратился в суд с исковым заявлением об определении места жительства дочери и взыскании алиментов с матери. Из материалов гражданского дела: со слов К-ого жена принимает наркотики, ребенком не занимается, ведет разгульный образ жизни. Последние два года ребенок живет с отцом и его матерью в другом городе, жена дочерью не интересуется. Согласно характеристике с работы К-ий проявляет себя исполнительным, добросовестным, дисциплинированным. По характеру спокоен, вежлив, общителен, в коллективе пользуется уважением, тактичен. По заключению специалиста комитета образования в семье К-го созданы все условия для проживания, воспитания и развития несовершеннолетней дочери.

К-ая обратилась в суд со встречным иском, в котором указала, что К-ий после рождения дочери начал пить, в состоянии алкогольного опьянения затевал скандалы, применял физическую силу, дважды резал себе вены. К-ая пояснила, что последнее время проживает с мужем раздельно, постоянно звонит ему, интересуется дочерью, уговаривает его вернуть дочь. К-ая приезжала к мужу, чтобы решить вопрос о проживании дочери, однако К-ий отказался вернуть дочь и препятствует общению с ней. На момент судебного разбирательства К-ая официально не трудоустроена, является частным предпринимателем, категорически отрицает употребление наркотических средств. Из производственной характеристики: проявила себя грамотным, ответственным специалистом, замечаний но работе не имела. Из акта обследования жилищно-бытовых условий: для дочери К-ой имеются все условия для проживания и нормального развития.

Показания свидетелей но поводу поведения и характеристик К-го и К-ой разнятся. Экспертное исследование показало, что в интеллектуальной сфере К-ий нарушений не имеет, ему присущи эмоциональная лабильность, коммуникабельность, адекватная самооценка, ранимость, может проявлять раздражительность как защитную реакцию. Излишне сконцентрирован на дочери, стремится оградить ее от нежелательных влияний, установить зависимые отношения, требует безоговорочного послушания, стремится подавить ее самостоятельность. Такой подход является основой типа воспитания, называемого "доминирующей гиперпротекцией".

Экспериментально-психологическое исследование девочки показало, что она общительна, раскована, проявляет яркость эмоций, нс тревожна, отличается любознательностью, чувствительностью к внешним воздействиям. На момент обследования девочка демонстрировала адаптированность к существующей семейной ситуации. Наиболее значимыми для нее являются отец и бабушка. Идентифицирует себя с бабушкой, отца воспринимает активным, строгим, протестует против ограничения ее самостоятельности, в то же время с ним связывает удовлетворение потребностей в любви, признании, ласке. Полного эмоционального отвержения матери нет, с ней девочка связывает удовлетворение потребности в защите.

Экспертное обследование К-ой показало, что нарушений в интеллектуальной сфере у нее нет. К-ая характеризуется сочетанием разнонаправленных тенденций: стремление к доминированию, уверенность и пассивность, склонность к риску и эмоциональную незрелость, завышенные притязания. Она проявляет творческую направленность мышления, несколько скована в межличностных контактах, стремится избегать конфликтов. Воспитание дочери для нее является значимой сферой, при этом в контакте с ребенком стремится удовлетворить любые потребности дочери, "баловать" ее, предъявляет к ней минимум требований и запретов. Такой подход является основой типа воспитания – "потворствующая гиперпротекция".

Эксперты, перечислив в заключении отдельно наличие обстоятельств, благоприятных для проживания и воспитания девочки с отцом и с матерью (наряду с негативными моментами), сделали вывод, что учитывая индивидуально-психологические особенности К-ой, отсутствие полной потери эмоциональной привязанности у девочки к матери, с точки зрения формирования личности и социализации будет более благоприятным постоянное проживание девочки с матерью. В выводе также отмечено, что принимая во внимание адаптированность девочки к семейной ситуации и ее привязанность к отцу, категорически недопустимо его выключение из воспитательного процесса.