Лекция 3. СУДЕБНАЯ СИСТЕМА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Образование судебной системы в России неразрывно связано с процессом создания централизованной власти. Судебная система в российском государстве развивалась по трем направлениям: государственные суды; вотчинная юстиция; церковные суды.

В XVI в. было создано губное управление, которое ведало уголовной полицией и судом по наиболее важным уголовным делам. Жителям определенной местности на основании особых губных грамот было предоставлено право отыскивать и судить "лихих людей", т.е. разбойников, помимо суда наместников. Во главе губных изб находились губные старосты, которые избирались или назначались из детей боярских и дворян. Делопроизводством ведал губной дьяк.

В условиях сложной криминогенной ситуации был крайне необходим мощный аппарат принуждения, что привело к созданию центральных и местных судебных органов, а также судебно-полицейских приказов: Разбойного, Земского, Холопьего, Челобитного1.

На местах судебная власть не была отделена от власти административной. Она принадлежала наместникам и волостелям. Наместник назначался для осуществления управления и суда, как правило, на территории города с уездом. В волостях функции управления и суда осуществляли волостели.

Самостоятельным звеном судебной системы русского государства были духовные (церковные) суды. Они подразделялись на суды епископов и монастырские суды, где в качестве судей выступали игумен или же избранные им "приказщики". Духовные суды рассматривали дела духовенства, а также дела крестьян, проживающих на территории монастырей и церквей. При этом наиболее важные уголовные дела (по обвинению в убийстве, разбое и т.п.) были изъяты из подсудности церковных судов даже в случаях, когда преступления совершались людьми, деяния которых по общему правилу подсудны этому суду.

В XVII в. существовали три судебные инстанции: местные суды (губные избы, земские учреждения и воеводы), приказы и суд Боярской думы.

При Петре I судебные органы были реорганизованы, что связано с попыткой отделения суда от администрации. Судебные функции выполняли в основном три государственных органа: Бурмистерская палата (Ратуша), Юстиц-коллегия и Преображенский приказ.

Судебная система уже представляла собой определенную структуру: высшей надзорной и апелляционной инстанцией стал Сенат, который был вправе рассматривать наиболее важные государственные дела по первой инстанции.

Основную часть судебной системы России составляли суды, возглавлявшиеся Юстиц-коллегией, образованной в Москве в 1718 г. К ней перешли дела ряда старых приказов и заведывание местными судами, для которых она являлась апелляционной инстанцией по уголовным и гражданским делам. В 1719 г. были созданы подчинявшиеся Юстиц-коллегии надворные и нижние суды.

В начале XVIII в. был учрежден Духовный суд, первой инстанцией которого являлись "духовных дел управители". В их компетенцию входили дела мирян, которые должны были подлежать церковному суду, а также дела духовенства но обвинению в оскорблении словом и действием, в кражах и др. Второй инстанцией Духовного суда был епархиальный архиерей, осуществлявший судебные функции при помощи особого учреждения - дикастерии (с 1744 г. - консистории). Высшей инстанцией для духовных судов выступал Синод.

Самостоятельным звеном судебной системы России конца XVII начала XVIII в. были совестные суды, учреждавшиеся в каждой губернии и состоявшие из одного назначаемого совестного судьи и шести заседателей, избиравшихся по два от каждого сословия. Ведению этих судов подлежали гражданские дела, рассматривавшиеся в примирительном порядке, и ряд уголовных дел (о преступлениях безумных и малолетних, о колдовстве, дела по жалобам на незаконное ОГЛАВЛЕНИЕ в тюрьме). Совестный суд выносил решения как на основании законов, так и руководствуясь целесообразностью.

Политические дела находились в ведении Преображенского приказа и Тайной канцелярии.

Важное значение для развития судебной системы России во второй половине XVIII в. имел написанный Екатериной II документ - "Учреждения для управления губерний Всероссийской Империи" от 7 ноября 1775 г. и от 4 января 1780 г.

В соответствии с этим актом были организованы следующие местные судебные органы:

1) губернские - Палата уголовного суда, Палата гражданского суда, Верхний земский суд, Верхняя расправа, Совестный суд, Губернский магистрат, Сиротский суд, городовые старосты и судьи словесного суда губернского города;

2) уездные - уездный суд, Нижняя расправа, Нижний земский суд, городовые старосты и судьи словесного суда уездного города, Городовой магистрат или Ратуша, Городовой сиротский суд.

В Санкт-Петербурге и Москве учреждались Верхний и Нижний надворные суды. Для дворян были созданы Уездный и Верхний Земский суды.

Значительные изменения в организации судебной системы в России произошли в результате Судебной реформы 1864 г. Судебная система Российской Империи по "Учреждению судебных установлений"1 состояла из местных судов, общих судов, судов присяжных.

Местными судами выступали мировые судьи и съезды мировых судей в качестве второй (апелляционной) инстанции. К ним относились также созданные в 1861 г. волостные суды, разбиравшие дела крестьян по маловажным проступкам, если в них не были заинтересованы лица других сословий и если эти дела не подлежали рассмотрению общими судами.

Для рассмотрения уголовных и гражданских дел, выходивших за пределы компетенции мировых судей, создавались общие судебные места, состоявшие из трех звеньев: 1) окружной суд (один в судебном округе, включавшем несколько уездов); 2) судебные палаты (создавались в округе, состоявшем из нескольких губерний или областей); 3) Верховный кассационный суд - Сенат.

В период судебной контрреформы было принято несколько законодательных актов, внесших изменения в судебную систему Российской Империи.

В начале 70-х гг. XIX в. в связи с активизацией террористической деятельности революционных партий и радикальных группировок возникла проблема изменения подсудности дел о государственных преступлениях. В результате в Устав уголовного судопроизводства были внесены изменения, касавшиеся рассмотрения этих дел, и появился специальный орган - особое присутствие Правительствующего Сената, в состав которого наряду с сенаторами вошли сословные представители от дворян, мещанства и крестьян. Рассмотрение дел о государственных преступлениях было закреплено за судебными палатами. В 1878 г. издано Положение об изменении подсудности и порядка производства дел о государственных преступлениях, в соответствии с которым их рассмотрение передавалось судебным палатам и Верховному уголовному суду.

В период развития революционного движения в Российской Империи в различных местностях вводилось военное положение, что давало возможность передавать военно-окружному суду дела гражданского населения этих районов. В 1906 г. Николаем II было утверждено Положение о военно-полевых судах, которое предусматривало фактическое изъятие дел революционеров из ведения обычных судебных инстанций и передачу их полевым судам, рассматривавшим дело не более чем 48 часов.

Февральская буржуазно-демократическая революция 1917 г. сохранила ранее существовавшую судебную систему, ограничившись лишь некоторым уточнением функций судов. В частности, был упразднен суд с сословными представителями. В окружных судах получил широкое распространение суд присяжных заседателей.

С первых месяцев установления Советской власти стала интенсивно изменяться судебная система страны.

Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет 24 ноября 1917 г. принял Декрет о суде № I1, которым был юридически закреплен слом дореволюционной судебной системы. Исключение было сделано для мировых судей, деятельность которых приостанавливалась. Мировые судьи заменялись местными судами в лице постоянного местного судьи и двух очередных заседателем"!, приглашавшихся на каждую сессию по особым спискам очередных судей.

В соответствии с данным Декретом для "борьбы против контрреволюции" были учреждены рабочие и крестьянские революционные трибуналы в составе одного председателя и шести очередных заседателей.

В развитие Декрета о суде № 1 В ЦИК 7 марта 1918 г. принял Декрет о суде № 22. В нем говорилось, что для рассмотрения дел, превышающих подсудность местного народного суда, образуются окружные народные суды, члены которых избирались но округам местными Советами. Для достижения единообразия кассационной практики в столице учреждался Верховный судебный контроль, в состав которого входили представители областных народных судов.

В Декрете о суде № 3, изданном СНК РСФСР 20 июля 1918 г.3, было указано, что в дополнение декретов о суде № 1 и № 2 Совет постановил возложить па местные народные суды рассмотрение всех уголовных дел о преступлениях и проступках, за исключением дел о посягательствах на человеческую жизнь, изнасиловании, разбое и бандитизме, подделке денежных знаков, взяточничестве и спекуляции, рассмотрение которых относилось к ведению окружных народных судов.

В качестве кассационной инстанции для окружных судов вместо областных судов и Верховного судебного контроля предполагалось создание временного Кассационного суда в Москве, на который возлагался бы также надзор за решениями и приговорами местных народных судов.

Декретом ВЦИК от 30.11.1918 было принято Положение о народном суде РСФСР, в соответствии с которым в пределах РСФСР учреждался единый народный суд в составе: одного постоянного народного судьи, а также двух или шести очередных судей народных заседателей. Все суды, входившие в состав губернии или соответствующей территориальной единицы РСФСР, составляли судебный округ. В каждом судебном округе для рассмотрения кассационных и частных жалоб на приговоры, действия народных судей и ближайшего контроля над ними учреждался Совет народных судей.

Новое Положение о народном суде ВЦИК принял 21 октября 1920 г. В нем были уточнены некоторые функции судебных органов2.

Декретом ВЦИК от 18.03.1920 было утверждено Положение о революционных трибуналах.

Революционные трибуналы учреждались "в целях объединения деятельности органов по борьбе с преступными деяниями, направленными против рабоче-крестьянской власти и устанавливаемого революцией порядка, в видах достижения единства в применении мер чрезвычайной репрессии".

В 1922 г. в РСФСР была проведена судебная реформа. Согласно Положению о судоустройстве РСФСР от 31.10.1922, введенному в действие IV сессией ВЦИК, новая судебная система состояла из народных судов, губернских судов и Верховного Суда РСФСР. Для рассмотрения специальных категорий дел создавались временные военные и военно-транспортные трибуналы, земельные комиссии, особые сессии народных судов (по трудовым делам), арбитражные комиссии. В 1930-1934 гг. образованы железнодорожные и водные транспортные суды. В августе 1933 г. руководство железнодорожными линейными судами было централизовано путем передачи их из системы наркоматов юстиции союзных республик в ведение Верховного Суда СССР.

Принятие Конституции СССР 1936 г. обусловило дальнейшее развитие судебной системы.

На 2-й сессии Верховного Совета СССР 16 августа 1938 г. был принят Закон СССР "О судоустройстве СССР, союзных и автономных республик", которым судебная система была приведена в соответствие с федеративным- административным -территориальным устройством СССР и союзных республик. В ст. 1 Закона указывалось: "В соответствии со ст. 102 Конституции СССР правосудие в СССР осуществляется Верховным Судом СССР, верховными судами союзных республик, краевыми и областными судами, судами автономных республик и автономных областей, окружными судами, специальными судами СССР, создаваемыми но постановлению Верховного Совета СССР, народными судами".

Период Великой Отечественной войны характеризуется расширением юрисдикции органов военной юстиции, а также упрощением судопроизводства по некоторым категориям уголовных дел.

Законом Союза ССР от 25 декабря 1958 г. утверждены Основы законодательства о судоустройстве Союза ССР, союзных и автономных республик. Статья 1 Основ определила, что в соответствии с Конституцией СССР правосудие в СССР осуществляется Верховным Судом СССР, верховными судами союзных республик, верховными судами автономных республик, областными, краевыми, городскими судами, судами автономных областей и национальных округов, районными (городскими) народными судами, а также военными трибуналами.

В ст. 16 Основ было закреплено, что в СССР действуют суды Союза ССР и союзных республик. К судам Союза ССР относились Верховный Суд СССР и военные трибуналы, к судам союзных республик - верховный суд союзной республики, верховные суды автономных республик, областные, краевые, городские суды, суды автономных областей и национальных округов, районные (городские) народные суды.

В соответствии с Конституцией 1977 г. Верховным Советом СССР 30 ноября 1979 г. был принят Закон СССР "О Верховном Суде СССР". Высший судебный орган государства осуществлял надзор за судебной деятельностью судов СССР, а также судов союзных республик. Он избирался Верховным Советом СССР сроком на пять лет. Верховный Суд СССР изучал и обобщал судебную практику, анализировал судебную статистику и давал руководящие разъяснения судам по вопросам применения законодательства, возникавшим при рассмотрении судебных дел. Руководящие разъяснения были обязательны для судов, других должностных лиц, применявших закон, по которому дано разъяснение. Верховный Суд СССР действовал в составе Пленума Верховного Суда СССР, Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда СССР, Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда СССР, Военной коллегии Верховного Суда СССР.

В последние годы существования Советского Союза был принят ряд законов, касающихся судебной системы. К ним относятся Закон СССР от 04.08.1989 "О статусе судей в СССР", от 13.11.1989 "Основы законодательства СССР и союзных республик о судоустройстве".

В настоящее время деятельность по совершенствованию судебной системы продолжается. Судебная власть в Российской Федерации реализуется посредством деятельности судов. На всей территории РФ действует единая судебная система, элементы которой - судебные органы - рассматривают в пределах своей компетенции дела в рамках конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

Таким образом, судебная система РФ представляет собой совокупность судебных органов, осуществляющих правосудие и иные виды деятельности на территории РФ в пределах имеющихся у них полномочий и в порядке, установленном действующим законодательством.

В ч. 3 ст. 118 Конституции РФ указано, что судебная система РФ устанавливается Конституцией РФ и федеральным конституционным законом. На конституционном уровне в гл. 7 "Судебная власть" обозначены следующие судебные органы: Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ. Полномочия данных судов конкретизированы в федеральных конституционных законах: "О Конституционном Суде Российской Федерации", "О судебной системе Российской Федерации", "О судах общей юрисдикции в Российской Федерации", "Об арбитражных судах в Российской Федерации", "О военных судах Российской Федерации". В этих же законах закреплены структура и полномочия нижестоящих судебных органов той иной ветви судебной системы. В Федеральном конституционном законе "О судебной системе Российской Федерации" в качестве элементов судебной системы также указаны конституционные (уставные) суды субъектов РФ и мировые судьи.

Судебная система РФ обладает признаком единства. Это означает, что она является единой на всей территории страны. Запрещено создание и функционирование иных органов, обладающих судебными полномочиями. Судебные решения, вступившие в законную силу, распространяют свое действия на всю территорию РФ и не требуют подтверждения какими бы то ни было иными актами других органов государственной власти или органов местного самоуправления.

В ст. 3 Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации" указано, что единство судебной системы РФ обеспечивается путем: установления судебной системы Конституцией РФ и федеральными конституционными законами; соблюдения всеми федеральными судами и мировыми судьями установленных федеральными законами правил судопроизводства; применения всеми судами Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров РФ, а также конституций (уставов) и других законов субъектов РФ; признания обязательности исполнения на всей территории РФ судебных постановлений, вступивших в законную силу; законодательного закрепления единства статуса судей; финансирования федеральных судов и мировых судей из федерального бюджета.

Значение единства судебной системы состоит в том, что этим обеспечивается единообразная судебная практика на всей территории РФ, а также возможность эффективного взаимодействия между различными судебными органами.