Судебная система

Местные суды состояли из судьи и двух заседателей. Судьи избирались населением. Этим судам были подсудны мелкие уголовные дела, приговор по которым не превышал двух лет лишения свободы и гражданские иски на сумму не выше 3 тыс. руб. Кассационные жалобы на решения этих судов рассматривал съезд местных судей.

Более стройная судебная система предусматривалась "Декретом о суде" № 2. Предполагалось создать в уездах и городах окружные суды, члены которых избирались соответствующими советами. Этим судам была подсудна основная масса дел, и они к тому же являлись кассационными инстанциями на решения нижестоящих судов. Предусматривалось создание областных судов, которые являлись кассационной инстанцией на решения и приговоры окружных судов и формировались из представителей окружных судов. Соответствующим образом должен был формироваться на базе областных судов Верховный судебный контроль, высшая кассационная инстанция. Этим же декретом предусматривалось создание следственных комиссий для ведения предварительного следствия. Данный декрет полностью реализован не был. Были только созданы окружные суды. "Декрет о суде" № 3, принятый Совнаркомом, признал целесообразным только создание областного суда в Москве. Этим же декретом были расширены полномочия местных судов. Поскольку адвокатуры как института не существовало, декретом "О суде" дозволялось всем "неопороченным гражданам" выступать в качестве защитников по уголовным делам и в качестве поверенных по гражданским делам.

30 ноября 1918 г. декретом ВЦИК было утверждено "Положение о народном суде". В соответствии с ним учреждался народный суд в качестве единой судебной формы. Он состоял из народного судьи и нескольких (от двух до шести) народных заседателей, имевших при принятии решения равные права. При этом ликвидировались Московский кассационный суд и окружные суды. Для поддержания обвинения и защиты в суде при губернских и уездных исполкомах создавались специальные коллегии, члены которых являлись должностными лицами. Защита в суде осуществлялась по поручению исполкомов местных советов наиболее к этому подготовленными лицами в порядке общественной гражданской повинности. Народным судам были подсудны все дела, за исключением уголовных дел, подсудных ревтрибуналам. Простые дела судья рассматривал единолично, в рассмотрении дел небольшой сложности принимали участие наряду с судьей два заседателя, дела сложные (убийства, тяжкие телесные повреждения, разбой, изнасилование, подделка документов и денежных знаков, крупная спекуляция и др.) рассматривала коллегия в составе судьи и шести заседателей. При этом по делам, рассматриваемым расширенным составом суда, обязательно должно было проводиться предварительное следствие. Положение еще более усиливало контроль над формированием судейского корпуса, введя систему утверждения избрания и отзыва судей губернскими исполкомами.

В состав ревтрибуналов первоначально помимо председателя входило шесть заседателей, избираемых городскими и губернскими Советами. По сути, это были органы политической расправы, поскольку дела в них возбуждались в соответствии с классовым признаком. Подсудность определялась не столько характером содеянного, сколько социальной принадлежностью подсудимого. П. И. Стучка прямо говорил, что "до окончательной победы пролетарской революции наш суд будет классовым судом... Он также будет средством принуждения меньшинства подчиняться классовой справедливости громадного большинства"[1]. Для рассмотрения кассационных жалоб и протестов па решения революционных трибуналов при ВЦИК был создан Кассационный отдел, наделенный правом ходатайствовать перед Президиумом ВЦИК об изменении или отмене данного решения.

Положением ВЦИК от 12 апреля 1919 г. упорядочивалась деятельность ревтрибуналов. Их деятельность сосредоточивалась в основном па губернском уровне и уровне крупных городов. Кроме того, были созданы отраслевые ревтрибуналы: военно-полевые, железнодорожные. Сокращался состав: председатель и два народных заседателя. Судопроизводство осуществлялось в ускоренном порядке. Ревтрибуналы не были связаны в выборе мер уголовной репрессии и применяли ее в соответствии со своим революционным сознанием.

Советская власть жестко пресекала дезертирство. Для борьбы с ним Постановлением Совета обороны от 13 декабря 1919 г. были созданы уездные комиссии.

Как говорилось в предыдущей главе, 20 декабря 1917 г. была создана Всероссийская чрезвычайная комиссия, которая в условиях Гражданской войны и иностранной военной интервенции приобрела огромный политический вес и сделалась основой всей репрессивной системы. 30 августа 1918 г. было совершено покушение на В. И. Ленина. По поводу исполнителей и организаторов покушения не утихают споры и по сей день, хотя уже очевидно, что истину не удастся выяснить никогда. 2 сентября 1918 г. был официально введен "красный террор". Следствием этого стало создание концентрационных лагерей, взятие и расстрел заложников. Только по официальным, безусловно, заниженным данным ВЧК в 1918 г. репрессировало свыше 31 тыс. человек. Так на деле реализуется марксистское понимание права как возведенного в закон воли господствующего класса. Положением о ВЧК и местных ЧК от 28 октября 1918 г. эти органы были легализованы и наделены полномочиями "проводить в жизнь непосредственную борьбу с контрреволюцией, спекуляцией и преступлениями по должности на всей территории РСФСР". Кадровый состав местных органов ЧК формировался исполкомами местных советов. Было несколько попыток ограничить репрессивную деятельность ЧК, особенно в судебной и внесудебной сфере, ограничить ее компетенцию производством следственных действий с последующей передачей дел в ревтрибуналы. Однако такие ограничения успехов не имели. В мае 1920 г. чекистские органы вновь обрели права военных ревтрибуналов, а 21 ноября 1919 г. но решению СНК при ВЧК был образован Особый революционный трибунал, состав которого утверждался коллегией ВЧК. Один член трибунала назначался по согласованию с ВЦСПС. Все это делало ЧК органом, лишенного всякого контроля над его деятельностью со стороны общества и государства.

Деятельность милиции регламентировалась "Инструкцией об организации рабоче-крестьянской милиции" от 12 октября 1918 г. Комплектование ее шло на добровольной основе, на службу в милицию принимались лица, достигшие 21 гола, обладавшие избирательным правом. Они освобождались от службы в Красной

Армии. Однако милицейские кадры могли быть задействованы как части особого назначения (ЧОН) в случае военной необходимости совместно с армейскими структурами. Основными задачами милиции в данный период были: обеспечение проведения продразверстки, осуществление всеобщей трудовой повинности, противодействие спекуляции, розыскная деятельность, охрана общественного порядка. Было создано Центральное управление уголовного розыска, а на местах отделы уголовного розыска.

Организационно милиция подчинялась Главному управлению милиции Народного комиссариата внутренних дел (НКВД) и местным исполкомам Советов. Декретом ВЦИК и СНК от 10 июня 1920 г. милиция подверглась реорганизации. Теперь она подразделялась на городскую, уездную, промышленную, железнодорожную, водную, розыскную. Милицейские органы создавались в губернских городах, уездах (позже районах), в городах с числом жителей более 50 тыс. человек.

Что касается пенитенциарной системы, то в период военного коммунизма она пережила серьезную реорганизацию. Прежде всего, было создание лагерей для "изоляции враждебных элементов" и организации для них принудительных работ. Заключенные делились на разряды: испытуемых, штрафников, исправляющихся, образцовых.