Человек как субъект познания

Человек как субъект познания. Натуральные и высшие психологические функции. Ощущение. Восприятие. Внимание. Память. Воображение. Мышление. Речь. Интеллект и когнитивные стили.

Взаимодействие человека с миром отображается в сознании и определяется им. Сознание (co-знание) в русском языке означает совместность знания. Носителем знания выступает слово как знак. Появление и развитие сознания, таким образом, связано в историческом процессе со становлением языка, а в процессе онтогенеза — с развитием речи. Развитие речи, становление способности к обозначению познаваемого, наделение смыслом воспринимаемых явлений мира и фактов действительности — все это и многое другое объединяется процессом познания. Сознание не просто отражает внешний мир во внутреннем плане, но и во многом конструирует образ мира как субъективную реальность.

Раскрывая природу психики человека, Л. С. Выготский [1] ("Развитие высших психических функций", 1931) выделил высшие психические функции. Фундаментальная идея Л. С. Выготского при раскрытии феномена человека — идея о социальном опосредовании психической деятельности человека, орудием которого выступает знак (слово). Л. С. Выготский выделил две линии развития — натуральную (физическое, естественное развитие ребенка с момента рождения) и культурно-историческую (возникающую при появлении общения в знаковых формах). Высшие психические функции, которые свойственны только человеку, Л. С. Выготский противопоставил натуральным, которые присущи и животным.

Натуральные психические функции, ощущения, восприятие, детское мышление, непроизвольная память.

Высшие психические функции, абстрактное мышление, речь, произвольная память, произвольное внимание, воображение. Высшие психические функции — сложные, прижизненно формирующиеся психические процессы, социальные по происхождению (в процессе общения), произвольные (сознательно выполняемые) и имеющие опосредованный характер (выражены в исторически сложившихся знаковых системах). История развития психического у человечества, таким образом, может рассматриваться как развитие знаковых систем. А индивидуальное развитие человека — как интериоризация знака во внутренний план психики в процессе общения.

Л. С. Выготский утверждал, что у человека нет врожденной формы поведения в среде. Развитие психики человека происходит путем присвоения исторически выработанных форм и способов деятельности. Л. С. Выготский постулировал структурную аналогию между предметной и внутренней умственной деятельностью. Внутренний план сознания в русле культурноисторической психологии стал пониматься как деятельностно освоенный внешний мир.

При этом активная и адаптивная функция психики базируется на перцептивных возможностях сенсорных систем, но на уровне сознания факты психической жизни обретают знаковую форму.

Человек как субъект познания проявляет себя в познавательной активности, которая возможна благодаря системе познавательных (когнитивных) процессов. Познавательная сфера человека организована как система принятия, сохранения и переработки информации. За получение информации отвечают такие познавательные процессы, как ощущение и восприятие, за сохранение — память, за переработку — мышление, воображение и речь. И обеспечивает всю эту информационную систему такой познавательный процесс, как внимание.

Сенсорная система (от лат. sensus — чувство, ощущение) — часть нервной системы, ответственная за восприятие определенных сигналов (так называемых сенсорных стимулов) из окружающей или внутренней среды. Перцепция (от лат. perceptio — восприятие) — непосредственное чувственное (зрительное, слуховое, обонятельное и др.) отражение действительности в ощущениях и восприятиях.

Ощущение — простейший психический процесс психического отражения отдельных свойств и состояний внешней среды, возникающий при непосредственном воздействии на органы чувств (зрения, слуха, обоняния, осязания, тактильных рецепторов, вестибулярного аппарата). Ощущение дифференцированное восприятие субъектом внутренних или внешних стимулов и раздражителей при участии нервной системы. Ощущения находятся вне сознания и относятся к натуральным психическим функциям.

Согласно систематической классификации, все виды ощущений делятся на следующие группы: интероцептивные — органические ощущения, ощущение боли (сигналы о внутреннем состоянии организма); проприоцептивные — ощущения равновесия и движения (сигналы от мышечной системы и о положении тела в пространстве); экстероцептивные — зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые, температурные, тактильные, осязательные (доводят до человека информацию от внешнего мира).

Ощущение как познавательный процесс имеет ряд свойств: качество, интенсивность, продолжительность и пространственную локализацию, абсолютный и относительный пороги ощущений.

Качество — свойство, характеризующее основную информацию, отображаемую данным ощущением, отличающую его от других видов ощущений и варьирующую в пределах данного вида ощущений.

Интенсивность — количественная характеристика ощущения, зависит от силы действующего раздражителя и функционального состояния рецептора, определяющего степень готовности рецептора выполнять свои функции.

Длительность ощущения — это временная характеристика ощущения, которая определяется функциональным состоянием органа чувств, временем действия раздражителя и его интенсивностью. Существует скрытый (латентный) период действия ощущения и период последействия. Во время латентного периода раздражитель уже воздействует на органы

чувств, но не отражается в сознании человека, в период последействия раздражитель уже не действует, но человек еще ощущает его воздействие. Для разных ощущений латентный период разный: дольше всего латентный период для болевых ощущений (370 мс), очень короткий латентный период у вкусовых ощущений (50 мс). В период последействия у человека может возникать положительный последовательный образ (он состоит в сохранении следа раздражения того же качества) или отрицательный последовательный образ (ощущение, противоположное качеству воздействующего раздражителя).

Восприятие — познавательный процесс, на основе которого формируется субъективная картина мира. Восприятие — сложный процесс приема и преобразования информации, получаемой при помощи органов чувств, формирующих субъективный целостный образ объекта, воздействующего на анализаторы через совокупность ощущений, инициируемых данным объектом. При приобретении свойства произвольности и опосредованность знаковыми системами восприятие из натуральной психической функции преобразуется в высшую. Как форма чувственного отражения предмета, восприятие включает обнаружение объекта как целого, различение отдельных признаков в объекте, выделение в нем информативного содержания, адекватного цели действия, формирование чувственного образа. Восприятие предполагает осознание субъектом факта стимулирования и определенные представления о нем, связанные с предшествующим опытом и уже сложившейся системой представлений, закрепленной в знаковых системах. Восприятие — процесс осмысления стимуляции сенсорных рецепторов, связанный с другими познавательными процессами, в первую очередь — памятью и вниманием. Восприятие выражается в форме сосредоточения па сенсорном сигнале, его анализе и интерпретации для создания осмысленного представления об окружающем мире.

Выделяют пять видов восприятия по модальности — в соответствии с ведущим анализатором, участвующим в построении перцептивного образа, - зрительное, слуховое, осязательное (тактильное), вкусовое, обонятельное (классификация).

Различают также виды восприятия в зависимости от объекта восприятия: пространства и времени, движения и скорости, художественных образов, музыки, другого человека, событий, символов и т.д. Разделяют также эмоциональное и рациональное восприятие, в зависимости от степени эмоциональной или рефлексивной составляющих осознания воспринимаемых образов и вызываемых ими чувств. Восприятие окружающего мира, как правило, комплексно и целостно. Восприятие мира — результат совместной деятельности различных органов чувств, репрезентированных в знаковых системах и интегрированных в целостный феномен — образ мира. Восприятие сложных фактов и явлений окружающего мира (природных, предметных, социальных, знаково-символических) в сознании неразрывны с памятью о предшествующем перцептивном опыте, мышлением и воображением.

Существуют порог восприятия (пороги ощущений или пороги чувствительности) — величина раздражителя, вызывающего или меняющего восприятие, ощущение. Пороги восприятия обратно пропорциональны количественному показателю соответствующего вида чувствительности. Их существование — центральная закономерность ощущений. При определенных физических параметрах (выше и ниже пороговых) сенсорные стимулы не достигают уровня сознания, т.е. не становятся фактами восприятия. Нижний абсолютный порог восприятия — минимальная величина раздражителя, впервые начинающего вызывать ощущение. Верхний абсолютный порог восприятия — величина раздражителя, при которой ощущение либо исчезает, либо качественно меняется (например, превращается в болевое). Минимальный прирост величины раздражителя, сопровождаемый едва заметным изменением ощущения, называется разностным (дифференциальным) порогом восприятия.

Помимо восприятия объектов и образов выделяют особенности восприятия пространства. времени м движения.

Восприятие пространства — способность человека воспринимать пространственные характеристики окружающего мира: величину и форму предметов, а также их взаимное расположение. Восприятие пространства связано, с одной стороны, с бинокулярностью зрения, а с другой — с опытом пространственного перемещения и действий в пространстве. Восприятие пространства опирается на другие системы совместно работающих анализаторов и может протекать на разных уровнях. В основе восприятия трехмерного пространства лежит функция специального вестибулярного аппарата, расположенного во внутреннем ухе, который тесно связан с аппаратом глазодвигательных мышц — каждое изменение в вестибулярном аппарате вызывает рефлекторные изменения в положении глаз. Восприятие глубины пространства обеспечивает бинокулярное зрительное восприятие и ощущения мышечных усилий от конвергенции глаз. Гештальтпсихологами также выделены законы структурного восприятия (например, хорошо закрепленный прежний опыт существенно воздействует на восприятие глубины, а в некоторых случаях приводит к возникновению иллюзий). Восприятие пространства также связано с восприятием расположения предметов по отношению друг к другу.

Восприятие времени — образное отражение длительности, скорости протекания и последовательности. В построении временных аспектов картины мира принимают участие различные анализаторы (наиболее значимы кинестезические и слуховые ощущения). Индивидуальное восприятие продолжительности временных периодов существенно зависит от ритмичности, цикличности, монотонности, изменчивости, интенсивности, деятельности, эмоциональных состояний. В восприятии времени различают:

1) восприятие временной длительности;

2) восприятие временной последовательности.

На личностном уровне восприятие времени связано с переживанием себя в континууме прошлого, настоящего, будущего.

Восприятие движения — процесс психического отражения изменения пространственных свойств и отношений среды и самого наблюдателя. Восприятие движения может происходить непосредственно, чувственно (в виде ощущения движения) и опосредованно (на основе умозаключения о том, что объект движется, так как в разные моменты времени он занимает

разные пространственные позиции). Различают восприятие действительного движения, когда движущимся воспринимается реально движущийся объект, и восприятие иллюзорного (кажущегося) движения, которое возникает в определенных условиях при наблюдении реально неподвижных объектов (феномены иллюзорного движения).

Восприятие обладает свойством иллюзий. Иллюзии — ложное или искаженное восприятие окружающей действительности, которое заставляет воспринимающего испытывать чувственные впечатления, не соответствующие действительности, и склоняет его к ошибочным суждениям об объекте восприятия. "Искаженное" означает, что видимое (слышимое, осязаемое и т.д.) не соответствует объективной ситуации. Среди наиболее известных иллюзий можно выделить:

1. Иллюзии, связанные со строением глаза (например, иллюзии, являющиеся результатом эффекта иррадиации возбуждения в сетчатке, выражающиеся в том, что светлые предметы кажутся нам большими по сравнению с равными им темными).

2. Переоценка длины вертикальных линий по сравнению с горизонтальными при их действительном равенстве.

3. Иллюзии, обусловленные контрастом (воспринимаемая величина фигур оказывается зависимой от окружения, в котором они даны. Один и тот же кружок кажется большим среди маленьких и меньшим среди больших кружков — иллюзия Эббингауза).

4. Перенесение свойств целой фигуры на ее отдельные части (мы воспринимаем видимую фигуру, каждую отдельную часть ее не изолированно, а всегда в известном целом).

5. Кажущееся искажение направления линий за счет штриховки, пересечений с другими линиями (например, параллельные линии кажутся изогнутыми под влиянием пересекающих их других линий).

6. Переоценка величин острых углов.

Примеры наиболее известных зрительных иллюзий можно посмотреть на сайте факультета психологии МГУ имени М. В. Ломоносова (psy.msu.ru/illusion).

В отличие от иллюзий, которые мы можем сознательно отследить, галлюцинации (от лат. alucinatio — бессмысленная болтовня, бредни, несбыточные мечты) не поддаются сознательному контролю, а, наоборот, подчиняют сознание. Галлюцинации — не соответствующий внешнему раздражителю образ, возникающий в сознании. Галлюцинации возникают при сильной усталости, употреблении некоторых психотропных веществ и при некоторых психических заболеваниях.

Внимание — процесс и состояние избирательной направленности восприятия на тот или иной объект. Под вниманием понимается направленность и концентрированность восприятия на определенном объекте. Внимание может быть произвольным, непроизвольным и полупроизвольным. Внимание присутствует в любой сознательной деятельности, поскольку оно выступает неотъемлемой стороной познавательных процессов, связанной с деятельностью. Изменение внимания выражается в изменении переживания степени ясности и отчетливости содержания, являющегося

предметом деятельности человека. Внимание находит себе выражение в отношении человека к объекту. За вниманием всегда стоят интересы и потребности, установки и направленность человека, вся его личность. Внимание характеризуется уровнем, объемом, селективностью (избирательностью), скоростью переключения, концентрацией, распределением, длительностью и устойчивостью.

Память — психическая функция и один из видов познавательных процессов, предназначенный сохранять, накапливать и воспроизводить информацию. Способность длительно хранить информацию о событиях внешнего мира и реакциях организма и многократно использовать ее в сфере сознания для организации последующей деятельности.

В. В. Нуркова определяет память как "процесс запечатления, сохранения, изменения, воспроизведения, узнавания и утраты прошлого опыта, которые делает возможным его использование в деятельности и (или) восстановлении его в сфере сознания" [2].

Выделяют различные виды памяти по доминирующим модальностям и особенностям восприятия, а также особенностям переработки и воспроизведения информации:

— по сенсорной модальности — зрительная (визуальная) память, моторная (кинестетическая) память, звуковая (аудиальная) память, вкусовая память, болевая память;

— по содержанию — наглядно-образная память (память на образы), моторная память (память на движения), эмоциональная или аффективная память (память на эмоции), словесно-логическая (память на речевые высказывания и мысли);

— по организации запоминания — эпизодическая память, семантическая память, процедурная память;

— по временным характеристикам — долговременная память, кратковременная память, ультракратковременная память;

— по физиологическим принципам — определяемая структурой связей нервных клеток (она же долговременная) и определяемая текущим потоком электрической активности нервных путей (она же кратковременная);

— по наличию осознанной цели и волевой регуляции — произвольная и непроизвольная;

— по наличию (использованию) знаковых средств — опосредованная и неопосредованная;

— но степени осмысленности — механическая и смысловая.

К основным свойствам памяти относят точность, объем, скорость процессов запоминания, скорость процессов воспроизведения, скорость процессов забывания. Память имеет ограниченный объем. Успешность воспроизведения большого объема материала зависит от характера распределения повторений во времени, а также личностных особенностей человека, субъективной и эмоциональной значимости для человека запоминаемых событий и фактов.

Основные процессы памяти:

запоминание — запечатление следов, ввод новых элементов ощущений, восприятие, мышления или переживания в систему ассоциативных связей. Основу запоминания составляет связь материала со смыслом в одно целое; установление смысловых связей — результат работы мышления над ОГЛАВЛЕНИЕм запоминаемого материала;

хранение — процесс накопления материала в структуре памяти, включающий его переработку и усвоение; сохранение опыта дает возможность для обучения человека, развития его перцептивных (внутренних оценок, восприятия мира) процессов, мышления и речи;

воспроизведение и узнавание — процесс актуализации элементов прошлого опыта (образов, мыслей, чувств, движений); простой формой воспроизведения является узнавание — опознание воспринимаемого объекта или явления как уже известного по прошлому опыту, установлением сходств между объектом и образом его в памяти; воспроизведение бывает произвольным и непроизвольным;

забывание — потеря возможности воспроизведения, а иногда даже узнавания ранее запомненного; наиболее часто забываем то, что имеет личностное значение; забывание может быть частичным (воспроизведение не полностью или с ошибкой) и полным (невозможность воспроизведения и узнавания), временным и длительным.

В последние годы активно начинает исследоваться феномен автобиографической памяти (В. В. Нуркова и др.). Автобиографическая память "подсистема, оперирующая воспоминаниями о личностно значимых событиях и состояниях. Ее функционирование сопровождается особым состоянием автоноэзиса и служит основой переживания себя как уникального, протяженного во времени, тождественного самому себе субъекта" [3].

В. В. Нуркова выделила следующие функции автобиографической памяти [4]:

1) интерсубъективные, связанные с жизнью человека как члена социума:

— достижение социальной солидарности или отторженности;

— передача своего уникального опыта жизни;

— установление межличностных контактов;

- предсказание поведения других людей по аналогии с событиями своей жизни;

— эмпатийная функция;

2) интрасубъективные, связанные с самореализацией личности:

— саморегуляция;

— осознанное построение или выбор индивидуально приемлемых жизненных стратегий;

3) экзистенциальные, необходимые личности для переживания и понимания своей уникальности:

— формирование идентичности;

— установление интервалов самоидентичности;

самопознание посредством автобиографического анализа;

— смыслообразование;

— самоопределение;

— осознание уникальности своей жизни;

— финальная интеграция личности.

О личности многое говорит не только, что она помнит, но и что забывает. Феномен забывания может быть связан с отсутствием значимости по отношению к тем или иным фактам жизни, или, наоборот, чрезмерной значимостью на уровне травматичности, что вызывает механизм вытеснения из сознания и памяти.

Воображение — способность сознания создавать образы, представления, идеи путем переработки материала восприятий и представлений, полученных в предшествующем опыте. Воображение имеет ключевое значение в таких психических процессах, как моделирование, планирование, творчество, игра, память.

Существуют различные классификации воображения по различным основаниям:

— по результатам (репродуктивное — воссоздание действительности такой, какая она есть; продуктивное (творческое) воображение — с относительной новизной образов или с абсолютной новизной образов);

— по степени целенаправленности (активное или произвольное — воссоздающее и творческое воображение; пассивное или непроизвольное непреднамеренное и непредсказуемое воображение);

— по виду образов (конкретное и абстрактное);

— по степени волевых усилий (преднамеренное и непреднамеренное).

Выделяют несколько приемов создания образов воображения: агглютинация — соединение несоединимых в реальности объектов; гиперболизация — увеличение или уменьшение предмета и его частей; схематизация - выделение различий и выявление черт сходства; типизация — выделение существенного, повторяющегося в однородных явлениях.

Развитие воображения происходит в основном в детском возрасте. Развитию воображения способствуют: ситуации незавершенности, разрешение и даже поощрение множества вопросов, стимулирование независимости, самостоятельных разработок, билингвистический опыт, позитивное внимание к ребенку со стороны взрослых. Развитию воображения препятствуют: конформность, неодобрение воображения, жесткие полоролевые стереотипы, разделение игры и обучения, готовность к изменению точки зрения, преклонение перед авторитетами.

Дж. П. Гилфорд феномен воображения и творчества раскрывал через понятие "дивергентное мышление", к основным характеристикам которого он отнес беглость, гибкость, оригинальность, точность.

Мышление - процесс обобщенного и опосредованного отражения действительности в ее существенных связях и отношениях. В основе мышления лежит произвольное оперирование образами, позволяющее во внутреннем плане решать проблемные ситуации. Мышление связано с действием и речью.

Согласно С. Л. Рубинштейну "мышление как познавательная теоретическая деятельность теснейшим образом связано с действием. Человек познает действительность, воздействуя на нее, понимает мир, изменяя его. Мышление не просто сопровождается действием или действие — мышлением. Действие — это первичная форма существования мышления. Первичный вид мышления — это мышление в действии и действием, мышление, которое совершается в действии и действием выявляется" [5].

Процессы мышления осуществляются с помощью мыслительных операций — анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстрагирование. Результатом процесса мышления у человека являются понятия, суждения и умозаключения.

Человеческое мышление — это речевое мышление. Его становление происходит в процессе общения людей друг с другом и в ходе становления речи. Мышление позволяет получить знание о таких объектах, свойствах и отношениях окружающего мира, которые не могут быть непосредственно восприняты при помощи первой сигнальной системы. Мышление как высшая психическая функция — произвольный, целенаправленный процесс, опосредованный знаковыми системами (в первую очередь речью).

Выделяют наглядно-действенное (решение проблемной ситуации через непосредственные действия с объектами во внешнем плане), нагляднообразное (решение проблемной ситуации через действия с образами действий во внутреннем плане), словесно-логическое или понятийное мышление (решение проблемной ситуации на абстрактном уровне).

Мышление и речь. На протяжении всей истории психологических исследований проблема связи между мышлением и речью привлекала к себе повышенное внимание. Предлагались разные варианты ее решения — от полного разделения речи и мышления до однозначного их соединения, вплоть до абсолютного отождествления. Многие современные ученые придерживаются компромиссной точки зрения: хотя мышление и речь неразрывно связаны, они представляют собой, как по генезису, так и по функционированию относительно независимые реальности. Главный вопрос — о характере связи между мышлением и речью, об их генетических корнях и преобразованиях, которые они претерпевают в процессе раздельного и совместного развития.

Л. С. Выготский говорил о том, что слово так же относится к речи, как и к мышлению. Оно содержит в самом простом виде основные свойства, присущие речевому мышлению в целом. Слово всегда определяет предмет или явление, а следовательно, выступает как акт мышления. Но слово также выступает средством общения, поэтому оно входит в состав речи. Однако мышление и речь имеют разные генетические корни. Исходной функцией речи была коммуникативная (координация действий в процессе труда), вместе с тем при словесном общении передаются обобщенные отражения классов явлений, т.е. факт мышления.

Есть виды мышления, не связанные с речью (наглядно-действенное, практическое мышление у животных), и есть средства коммуникации, не связанные с мышлением (выразительные движения, жесты, мимика). В филогенезе отчетливо вырисовывается доречевая фаза в развитии интеллекта и доинтеллектуальная фаза в развитии речи.

Л. С. Выготский полагал, что примерно в возрасте двух лет (начало стадии дооперационного мышления по Ж. Пиаже) в отношениях между мышлением и речью наступает критический переломный момент: речь начинает становиться интелектуаллизированной, а мышление — речевым. Признаки этого перелома:

— быстрое расширение ребенком своего словарного запаса;

— быстрое, скачкообразное увеличение коммуникативного словаря;

— для ребенка становится доступным значение слова.

Процесс усвоения понятий продолжается вплоть до подросткового возраста. Настоящее усвоение научных понятий происходит к 11 — 15 годам (стадия формальных операций по Ж. Пиаже). Первое слово ребенка по своему значению — как целая фраза. Смысловая сторона речи разрабатывается от целого к части, физическая сторона — от части к целому (от слова к предложению).

И если задаться вопросом — что было в начале — слово или действие, то можно, пожалуй, ответить, что в начале активности психики было действие, а в начале личности было слово.

Ключевым понятием, объединяющим в современной когнитивной психологии различные познавательные процессы, стало понятие "интеллект".

Интеллект (от лат. intellectus — понимание, познание) — общая способность к познанию и решению проблем, которая объединяет все познавательные способности индивида: ощущение, восприятие, память, представление, мышление, воображение. Это способность из минимума информации выводить максимум заключения, при прочих равных — в кратчайшее время и простейшим анализом. Интеллект может рассматриваться как мера комплекса успешной ориентировки в окружающей действительности. Он определяется способностями индивида использовать данный комплекс для качественного достижения поставленной задачи.

Интеллект может показывать общую умственную способность, которая проявляется в обобщенных поведенческих характеристиках, связанных с успешной адаптацией к новым жизненным задачам. Традиция рассмотрения интеллекта как высшей адаптивной функции психологии во многом заложена в работах Ж. Пиаже. В структурно-генетическом подходе Жана Пиаже (1896—1980) интеллект трактуется как высший способ уравновешивания субъекта со средой, характеризующийся универсальностью. Ж. Пиаже выделил следующие стадии развития интеллекта:

стадия сенсо-моторного интеллекта (0—2 года) — постепенно развивается организация перцептивных и двигательных взаимодействий с внешним миром. Развитие идет от ограниченности врожденными рефлексами к связанной организации сенсо-моторных действий по отношению к непосредственному окружению. На этой стадии возможны только непосредственные манипуляции с вещами, но не действия с символами, представлениями во внутреннем плане;

стадия подготовки и организации конкретных операций (2 года — 11 лет);

подпериод дооперациональных представлений (2 года - 7 лет) — совершается переход от сенсо-моторных функций к внутренним — символическим, т.е. к действиям с представлениями, а не с внешними объектами. Эта стадия характеризуется доминированием предпонятий и трансдуктивного рассуждения, эгоцентризмом, центрацией па бросающейся в глаза особенности предмета и пренебрежением в рассуждении остальными его признаками; сосредоточением внимания на состояниях вещи и невниманием к ее преобразованиям.

подпериод конкретных операций (7—11 лет) — действия с представлениями начинают объединяться, координироваться друг с другом, образуя системы интегрированных действий, называемые операциями. Появляются особые познавательные структуры — группировки (например, классификация), благодаря которым появляется способность совершать операции с классами и устанавливать логические отношения между классами, объединяя их в иерархии, тогда как раньше его возможности были ограничены трансдукцией и установлением ассоциативных связей. Операции на этой стадии могут совершаться только с конкретными объектами, но не с высказываниями. Операции логически структурируют совершаемые внешние действия, но аналогичным образом структурировать словесное рассуждение они еще не могут;

- стадия формальных операций (11 — 15 лет) — появляется способность иметь дело с возможным, с гипотетическим, а внешнюю действительность воспринимать как частный случай того, что возможно, что могло бы быть. Познание становится гипотетико-дедуктивным. Приобретается способность мыслить предложениями и устанавливать формальные отношения (включение, конъюнкция, дизъюнкция и т.п.) между ними, а также обретается способность систематически выделять все переменные, существенные для решения задачи, и систематически перебирать все возможные комбинации этих переменных.

Р. Стернберг выделил три формы проявления интеллекта:

1) вербальный интеллект (выражен в запасе слов, эрудиции, умении понимать прочитанное);

2) способность решать проблемы;

3) практический интеллект (умение добиваться поставленных целей).

В исследованиях интеллекта наиболее выражена линия так называемой тестологической парадигмы. То есть под интеллектом понимается то, что фиксируется определенным методом (тестом интеллекта). Тестологическая парадигма восходит к тестам умственной способности Альфреда Вине (1857—1911), который в рамках решения своих научных и прикладных задач проблему дискуссии о том, что такое интеллект, снял утверждением — "интеллект — это то, что измеряют тесты". В связи с этим следует разделять собственно интеллект и коэффициент интеллекта (IQ) — свойство, диагностируемое тестом интеллекта.

Собственно, коэффициент интеллекта изучается по формуле, предложенной в 1916 г. В. Штерном:

где IQ — это коэффициент интеллекта, YB — умственный возраст, ХВ - хронологический возраст.

Собственно умственный возраст измеряется по тестам интеллекта. В классических тестах интеллекта в первую очередь выявляются такие способности, как ориентировка в практических ситуациях, произвольность памяти, арифметические и логические действия.

Когнитивный подход в психологии дает понимание интеллекта как когнитивной структуры, специфика которой определяется опытом индивида. В связи с этим выявляются различные аспекты детерминации развития интеллекта (социальные, культурные, биографические).

В рамках факторно-аналитического подхода Чарльз Спирмен (1863— 1945) рассматривал интеллект как генеральный фактор — общую "умственную энергию", уровень которой определяет успешность выполнения любых тестов. При этом наибольшее влияние этот фактор оказывает при выполнении тестов на поиск абстрактных отношений, наименьшее — при выполнении сенсорных тестов.

Джой Пол Гилфорд (1897—1987) выделил три измерения интеллекта: умственные операции, особенности материала, используемого в тестах и полученный интеллектуальный продукт. Сочетание этих элементов дает 120—150 интеллектуальных факторов, часть из которых удалось идентифицировать в эмпирических исследованиях (см. "куб Гилфорда" на рис. 2.5).

Рис. 2.5. Структура интеллекта (по Дж. Гилфорду)

Дж. Гилфордом выделены полярные способности к дивергентному мышлению (проявляется в порождении множества оригинальных и нестандартных решений) как основы креативности и конвергентному мышлению (проявляется в решении задач, требующих однозначного решения) как основы действий по алгоритму. Дж. Гилфордом также был выявлен феномен социального интеллекта — совокупность интеллектуальных способностей, определяющих успешность межличностной оценки, прогнозирования и понимания поведения людей.

По ряду исследований (X. Ю. Айзенк и др.) показано, что общий интеллект как универсальная способность имеет генетическую детерминированность в параметрах скорости и точности переработки информации. Генетическая обусловленность также выявлена в большей степени па уровне вербального интеллекта и в меньшей — невербального (который в большей степени поддается тренировке). Индивидуальный уровень развития интеллекта при этом поддается ряду средовых факторов: "интеллектуальный возраст и климат" семьи, профессия родителей, широта социальных контактов в раннем детстве и ряд других. При этом известен так называемых "эффект Флинна" (названный по имени Джеймса Флинна, который его выявил в 1984 г.) — статистический феномен, выражающийся в постепенном повышении показателей IQ с течением лет как в отдельных странах, так и в целом по миру.

В последние годы в психологии (начиная с Дж. Мейера, Н. Сэловея, и особенно с работы Д. Гоулмана [6]) стал использоваться термин "эмоциональный интеллект" как группа ментальных способностей, которые участвуют в осознании и понимании собственных эмоций и эмоций окружающих. Данный термин определяет значимость взаимосвязи когнитивной и эмоциональной сфер личности. Отмечается, что люди с высоким уровнем эмоционального интеллекта хорошо понимают свои эмоции и чувства других людей, могут управлять своей эмоциональной сферой, и поэтому в обществе их поведение более адаптивно и они легче добиваются своих целей во взаимодействии с окружающими. В качестве основных параметров эмоционального интеллекта выделяют:

— осознанная регуляция эмоций;

— понимание (осмысление) эмоций;

— различение (распознавание) и выражение эмоций;

— использование эмоций в мыслительной активности.

Р. Дж. Стернберг с коллегами ввел понятие "практический интеллект", который противопоставил "академическому интеллекту" [7]. Практический интеллект понимается как способность, которая служит человеку в повседневной жизни для нахождения наиболее оптимального соответствия между индивидом и требованиями окружающей среды. В проявлении практического интеллекта высока роль неявных знаний. Практический интеллект во многом выражен в процедурном знании и способности наиболее эффективно достигать поставленные цели жизнедеятельности. Высшим уровнем развития практического интеллекта Р. Стернберг определил мудрость, которую он рассматривал через пять основных компонентов:

"1) богатый фактический опыт (общие и специальные знания об условиях жизни и их изменениях);

2) богатый процедурный опыт (общие и специальные знания о стратегии принятия решений и советах относительно разных жизненных случаев);

3) линия жизни в определенном социокультурном контексте (знания о контекстах жизни и об их темпоральной (меняющейся) взаимосвязи);

4) релятивизм (знания о различиях в ценностях и приоритетах);

5) неизвестность (знание относительной недетерминированности и непредсказуемости жизни и способов управлять ею)" [8].

Развитие же мудрости Р. Стернберг предложил смотреть по шести компонентам:

"1) знания, которые предполагают понимание предпосылок и их значения, а также степень локализации;

2) обработка информации, включающая понимание того, какие из проблем могут быть решены автоматически, а какие таким образом не решаются;

3) критическое осмысление, характеризуемое желанием вынести суждение относительно чего-либо и независимым образом это оценить;

4) индивидуальные особенности, означающие терпимость к неопределенности и к препятствиям в жизни;

5) мотивация, особенно в отчасти знакомой и новой ситуациях;

6) окружающий контекст, включающий различение контекстуальных факторов во внешней среде, что инициирует разного рода мысли и действия" [9].

В последние годы в психологии, особенно в приложении к психологии образования, приобрел особое значение термин "когнитивные стили", введенный в когнитивной психологии в середине XX в. Когнитивный стиль (от лат. cognitio — знание и греч. stylos — буквенный стержень для письма), который обозначает относительно устойчивые характеристики познавательных процессов человека, выраженные в специфике восприятия, анализа, стуктурирования, категоризации и оценивания происходящего.

М. А. Холодная выделяет следующие психологические характеристики основных когнитивных стилей:

— полезависимость/поленезависимость;

— узкий/широкий диапазон эквивалентности;

— широта категорий; ригидиый/гибкий познавательный контроль;

— толерантность к нереалистическому опыту; фокусирующий/сканирующий контроль;

— сглаживание/заострение;

— импульсивность/рефлексивность;

— конкретная/абстрактная концептуализация;

— когнитивная нростота/сложность [10].

Учение о когнитивных стилях в последнее годы активно начало входить в практику психологии образования и психодидактику.

Человек — существо познающее и саморегулирующее свою жизнь и деятельность. При этом для психологии человек одновременно является и субъектом, и предметом познания. Основная проблема современной психологии, с одной стороны, огромный объем наработанных частных исследований в отношении различных аспектов проявления психики человека — его познавательной и регуляторной (мотивация, воля, эмоции) сферы во взаимосвязи со сложной системой детерминации, которая может быть сведена как минимум к трем источникам (генотип, среда, внутренняя позиция личности), которые нс действуют автономно друг от друга. При этом эти данные фактически разрознены и не дают общей картины природы человека. С другой стороны, существует множество теорий личности или теорий о природе психического человека, которые относительно автономны и слабо соотносятся друг с другом, имея различные методологические основания во взглядах на человека и его психику. И эти теории, кроме того, не всегда включают в себя наработки о частных психических проявлениях.

В любом случае важно понимать, что человек — это не сумма познавательных свойств, личностных характеристик, и регуляторных процессов. Человек — это большее. Человек — активно действующий субъект не только на биологическом, социальном, личностном уровнях. Он достраивает себя до целостности, когда обретает смысл своей жизни и деятельности, когда удерживает в самосознании чувство целостности одновременно своей уникальности и социальности, когда, имея "доминанту налицо другого", совершает поступок.

Но самая большая проблема для понимания психологии человека — это то, что человек не статичен сам по себе, и он находится в постоянно меняющихся вариативных условиях бытия. Человек — существо, развивающееся в развивающихся и изменяющихся вариативных условиях бытия. И поэтому важно для понимания природы человека знать природу его развития на социально-историческом, онтогенетическом и индивидуально-биографическом уровнях, а также понимать природу социально-психологических процессов. Знание возрастных особенностей развития и основ социальной психологии может дать более глубокое понимания психологии образования человека.