Субъект научного познания

Субъект научного познания - производитель, носитель и распространитель научного знания (рис. 3.15-3.17).

Рис. 3.15. Структура субъекта научного познания:

1 - отдельный ученый; 2 - исследовательская группа (лаборатория, кафедра, невидимый колледж, научная школа); 3 - большой научный коллектив (институт, академия, дисциплинарное научное сообщество); 4 - национальное научное сообщество; 5 - международное научное сообщество

Рис. 3.16. Классическая модель субъекта научного познания

Рис. 3.17. Структура субъекта современной науки

Субъект современной науки является существенно более сложным по своей природе и структуре, чем субъект классической науки.

Методы научного познания

Методология научного познания - раздел гносеологии науки, предмет и цель которого - описание различных методов научного познания и оценка их познавательных возможностей (рис. 3.18).

Философская гносеология - общее философское учение о процессе познания и его различных видах (научное, обыденное, художественное, религиозное и др.).

Гносеология науки - раздел философии науки о научном познании, его природе, структуре, методах и развитии.

Методология науки - учение о методах научного познания (рис. 3.19).

Рис. 3.18. Взаимосвязь гносеологии и методологии науки

Рис. 3.19. Методы научного познания

Методы:

чувственного познания в науке - научные наблюдения и эксперименты; фиксация и измерение с помощью различных приборов свойств и отношений чувственно данных объектов;

эмпирического познания - описание и статистическая обработка данных наблюдения и эксперимента; их анализ; эмпирическое обобщение; систематизация; классификация, абстрагирование, индукция, дедукция, гипотеза, моделирование, формулировка эмпирических законов; построение феноменологических теорий, объяснение и предсказание фактов; экстраполяция, верификация эмпирического знания и др.;

теоретического познания - конструирование мышлением идеальных объектов; идеализация, интуиция, формулировка теоретических аксиом, принципов и законов; их математическое описание; построение научных теорий; генетическо-конструктивный и аксиоматический методы, формализация, интерпретация теории, теоретическое объяснение и предсказание, верификация следствий теорий и др.;

метатеоретического познания - метанаучная и философская рефлексия; построение метатеорий, научных картин мира; экспликация и разработка философских оснований науки; социальное и практическое обоснование научных концепций, оценка их вклада в развитие соответствующей области науки или науки в целом; исследование научных теорий на их полноту, непротиворечивость, истинность, доказуемость; определение возможностей и границ применимости теорий; определение гуманитарного смысла и предназначения теорий, их мировоззренческого значения; обсуждение и решение философских проблем науки.

Кроме общей методологии науки существует методология различных областей науки (логики, математики, естествознания, социальных наук, технических наук, технологиче

Рис. 3.20. Взаимосвязь различных видов методологии науки

ских наук, гуманитарных наук, комплексных, междисциплинарных, проблемных, прикладных и инженерных исследований), а также методология различных научных дисциплин (методология физики, химии, биологии, истории, социологии, геологии, политологии, языкознания и т.д.). Научно-дисциплинарная методология представляет собой конкретизацию и синтез уровневой методологии науки и методологии определенной области науки применительно к предмету конкретной научной дисциплины (рис. 3.20).

Концепции научной истины

Научная истина - научные суждения, теории, концепции, ОГЛАВЛЕНИЕ которых тождественно их предмету. Научная истина (рис. 3.21):

1) корреспондентская - точное и полное соответствие ("тождество") содержания знания об объекте самому объекту (его "копия") (Аристотель, Дж. Локк, французские материалисты XVIII в., теория отражения диалектического материализма и др.);

2) когерентная - логическое соответствие некоторого высказывания (теории) другому (другим) высказываниям (теориям), принятым за истинные. Предельный

Рис. 3.21. Основные концепции научной истины

случай соответствия - выведение одного высказывания из других, принятых за истинные (логическое доказательство его истинности) (Г. Лейбниц, Б. Рассел, Л. Витгенштейн и др.);

3) конвенционалистская - конвенция, условное соглашение об адекватности (истинности) некоторого высказывания (прежде всего аксиом теории и определений) (А. Пуанкаре, П. Дюгем, Р. Карнап и др.);

4) прагматистская - высказывание, теория, концепция, принятие которых приносит практическую пользу, успех, эффективное решение имеющихся проблем (Ч. Пирс, Дж. Дьюи, Р. Рорти и др.);

5) инструменталистская - знание, представляющее собой описание некоторой совокупности действий (операций), ведущих к достижению определенной (конкретной) цели или решению конкретной задачи (П. Бриджмен, Ф. Франк и др.);

6) консенсуалистская - результат длительных когнитивных коммуникаций ("переговоров") и достижения когнитивного консенсуса между членами дисциплинарного научного сообщества о признании определенных высказываний и теорий в качестве истинных (М. Малкей, Г. Лаудан, С. Уолгар и др.);

7) интуитивистская - знание, ОГЛАВЛЕНИЕ которого интуитивно очевидно исследователю и не нуждается в каком-либо дополнительном эмпирическом обосновании или логическом доказательстве (Р. Декарт, Г. Галилей, И. Кант, А. Гейтинг, А. Бергсон и др.);

8) эмпиристская - констатация данных наблюдения или такое общее знание, следствия которого подтверждаются данными наблюдения и эксперимента (Ф. Бэкон, И. Ньютон, Э. Мах, Г. Рейхенбах и др.).

9) психологистская - знание, в адекватность которого ученые (ученый) верят (М. Планк, М. Фуко, Т. Кун и др.);

10) постмодернистская - знание, которое временно и условно принимается в науке за определенное и безусловное (Ж. Деррида, Ж. Лакан, Р. Барт и др.).