Субъекты и объекты авторских прав

Главным субъектом авторских прав является автор произведения. Как и автором изобретения или другого результата интеллектуальной деятельности, автором произведения науки, литературы или искусства, во-первых, может быть признан только гражданин (физическое лицо) и, во-вторых, им может выступать лишь гражданин, чьим творческим трудом создано охраняемое произведение.

ГК устанавливает презумпцию признания автором произведения лица, которое в качестве такового указано на оригинале или экземпляре произведения. Иное должно быть доказано заинтересованными лицами. Это лишний раз подтверждает трактовку творчества как акта самостоятельного создания произведения умственным трудом или, иными словами, интеллектуальной деятельности.

Создание произведения несколькими гражданами порождает соавторство. В основе критериев соавторства, закрепленных в п. 1 ст. 1258 ГК, также лежат общие критерии соавторства на любой результат интеллектуальной деятельности, сформулированные в п. 4 ст. 1228 ГК. Соавторство порождает факт создания произведения совместным творческим трудом нескольких граждан. При этом не имеет значения структура совместно созданного произведения и принадлежность отдельным соавторам права на все или на часть произведения. Иначе говоря, не важно, имело ли место нераздельное или раздельное соавторство. Все лица признаются соавторами вне зависимости от того, образует ли произведение неразрывное целое или состоит из самостоятельно значимых частей. Граждане, вложившие свой творческий труд в создание всего или части произведения, будут признаны соавторами.

Пункт 2 ст. 1258 устанавливает презумпцию совместности использования соавторами произведения, созданного ими в соавторстве. Иное, т.е. раздельное, использование всего произведения или его частей должно предусматриваться соглашением соавторов.

По общему правилу созданное в соавторстве произведение, образующее неразрывное целое, может использоваться по усмотрению всех его соавторов. Однако возможен и вариант использования произведения по желанию части соавторов. Чтобы соавторы могли реализовать такую возможность, предусмотрено, что ни один из соавторов не вправе запретить использование указанного произведения. Для одностороннего запрета необходимо наличие достаточных оснований.

Иные правила установлены для использования части произведения, если эта часть может использоваться независимо от других его частей. Иначе говоря, речь идет о части произведения, которая имеет самостоятельное значение и которая создана ее автором в рамках раздельного соавторства. Типичным примером этого могут служить главы учебников для вузов, созданные отдельными авторами в рамках авторских коллективов.

Подобная часть произведения, как правило, может быть использована ее автором по своему усмотрению. То есть согласия на это других соавторов не требуется. Иной порядок должен быть предусмотрен соглашением между соавторами.

Важное значение придается распределению между соавторами доходов от использования произведения и распоряжению исключительным правом на созданное в соавторстве произведение. Связанные с этим отношения возникают между соавторами любых результатов интеллектуальной деятельности. Поэтому к данным отношениям между соавторами произведения науки, литературы или искусства применяются общие правила п. 3 ст. 1229 ГК.

Нарушение прав на созданное в соавторстве произведение может затрагивать интересы отдельного соавтора как в случае создания им самостоятельной части произведения, так и при его творческом участии в создании произведения, образующего неразрывное целое. Поэтому каждому из соавторов предоставлено право самостоятельно принимать меры по защите своих прав в обоих из указанных случаев.

Объекты, охраняемые авторским правом, относятся к таким областям человеческой деятельности, как наука, литература и искусство. Закон не дает определений данных понятий. Предполагается, что они очевидны и не нуждаются в особых дефинициях. Более важно определить критерии охраноспособности и виды объектов, авторские права на которые могут принадлежать конкретным лицам.

Поскольку согласно ст. 1228 ГК право авторства на произведение порождает только творческий труд, первым критерием охраноспособности любого произведения является творческий характер труда создателя произведения, при этом, как уже неоднократно отмечалось, творческим следует считать любой интеллектуальный труд.

Вторым критерием охраноспособности произведения в авторском праве является его выражение в любой объективной форме. Пункт 3 ст. 1259 ГК предусматривает примерный перечень объективных форм выражения произведений, охраняемых авторским правом. Это может быть форма, в частности:

– письменная (рукопись, машинопись, нотная запись и т.п.);

– устная (публичное произнесение, исполнение и т.п.);

– звуко- или видеозапись (механическая, магнитная, цифровая, оптическая и т.п.);

– изображение;

– объемно-пространственная (скульптура, модель, макет, сооружение и т.п.).

При этом под записью понимается фиксация звуков и (или) изображений с помощью технических средств в какой-либо материальной форме, позволяющей осуществить их неоднократное восприятие, воспроизведение или сообщение. К числу устных произведений обычно относят речи, в том числе судебные речи, доклады, лекции, проповеди.

В связи с объективной формой произведения следует подчеркнуть, что, как правило, эта форма выражается с помощью различных телесных, материальных носителей (бумаги, холста, камня, диска и т.п.). При этом на материальные носители может существовать и обычно существует чье-то право собственности или иное вещное право. Однако это не приводит к превращению систем научных понятий, литературных или художественных образов (т.е. идеальных результатов интеллектуальной деятельности) в материальные объекты.

Для признания произведения, выраженного в объективной форме, объектом авторских прав не имеет значения также способ его выражения. Например, некоторые поэты записывали стихи на манжетах, папиросных коробках или обрывках газет. Поэт В. Высоцкий писал черновики отдельных своих песен во время съемок кинофильмов на монтажных карточках. Для авторских прав эти способы объективирования творческих произведений также не играют никакой роли. Если кто-либо попытается опубликовать эти стихи под своим именем и плагиат будет доказан, будут охраняться авторские права поэта, создателя стихов, а действия плагиатора пресечены.

Менее формализованы по сравнению с патентными правами и правами на средства индивидуализации товаров и их производителей также возникновение, осуществление и защита авторских прав. Для всего этого не требуется регистрации произведения или соблюдения каких-либо иных формальностей. Иными словами, возникновение, осуществление и защита авторских прав целиком обусловлены фактом создания произведения творческим, т.е. самостоятельным, умственным трудом его автора и выражением в какой-либо объективной форме.

Регистрация возможна только в отношении программ для ЭВМ и баз данных. Однако эта регистрация носит факультативный характер. Она осуществляется по желанию правообладателя. Кроме того, правообладатель любого произведения имеет право помещать на экземплярах произведения знак охраны авторского права. Однако и это действие является факультативным (см. ст. 1271 ГК).

Произведения науки, литературы и искусства являются объектами авторских прав независимо от достоинств и назначения произведений, а также от способов их выражения. Это лишний раз подтверждает ранее высказанное суждение о трактовке как творческой любой умственной деятельности, а о ее результате – как объекте авторских прав, если не доказан плагиат, т.е. незаконное присвоение продукта чужого интеллектуального труда.

В числе объектов авторских прав в ГК указываются произведения: литературные, драматические, музыкально-драматические, хореографические, в том числе пантомимы, музыкальные с текстом и без текста (симфонии, оперы, оперетты), аудиовизуальные, изобразительного искусства (живописи, скульптуры, графики, дизайна, графические рассказы, комиксы и др.), декоративно-прикладного и сценографического искусства, архитектуры, градостроительства и садово- паркового искусства, в том числе в виде проектов, чертежей, изображений и макетов, фотографические и полученные способами, аналогичными фотографии, а также географические, геологические карты, планы, эскизы и пластические произведения, относящиеся к географии, топографии и к другим наукам. Этот перечень является открытым.

Каждый из перечисленных объектов авторских прав может быть классифицирован по многочисленным подвидам или разновидностям – по их внешним формам, жанрам, сферам применения. Например, литературные произведения могут быть художественного, научного, учебного и т.п. характера. Однако все названные и неназванные виды, подвиды и разновидности лишь тогда становятся объектами авторских прав, когда они являются результатами творческой деятельности и существуют в какой-либо объективной форме.

Отдельно названы такие объекты авторских прав, как программы для ЭВМ, охраняемые в качестве литературных произведений. Отчасти это объясняется как своеобразием данных произведений, так и сравнительно недавним причислением их к объектам авторских прав.

Приравняв программы для ЭВМ к литературным произведениям, закон установил широкий круг видов данных произведений, на которые распространяется авторско-правовая охрана. Авторские права охраняются на все виды программ для ЭВМ, в том числе на операционные системы и программные комплексы. Охраняемые программы могут быть выражены на любом языке и в любой форме, включая исходный текст и объектный код.

Статья 1261 ГК содержит ставшее традиционным легальное определение программы для ЭВМ как представленной в объективной форме совокупности данных и команд, предназначенных для функционирования ЭВМ и других компьютерных устройств в целях получения определенного результата, включая подготовительные материалы, полученные в ходе разработки программы, и порождаемые ею аудиовизуальные отображения.

Охрана программ для ЭВМ и баз данных средствами авторского права была введена во многих зарубежных странах после продолжительных дискуссий о возможности их охраны патентным правом или иным путем, в частности путем государственной регистрации алгоритмов и программ для ЭВМ. Однако эти дискуссии закончились включением программ для ЭВМ в качестве объектов авторских прав в законы об авторском праве. То же самое было сделано и в России.

Вследствие неповторимости индивидуальных способностей авторов, самостоятельно создающих свои произведения, объекты авторских прав всегда оригинальны. Вместе с тем некоторые творчески вполне самостоятельные произведения могут быть органически связаны с другими, служить их новой внешней формой. Такие произведения именуют производными или составными произведениями.

Производные произведения, т.е. произведения, представляющие собой переработку другого произведения, как объекты авторских прав имеют широкое распространение. Массовыми являются такие виды производных произведений, как переводы, т.е. произведения, которым придана иностранная языковая форма. Довольно часто в качестве производных произведений выступают также экранизации, т.е. создание на базе литературного произведения (романа, повести, рассказа) аудиовизуального произведения, прежде всего кино- или телефильма. В музыкальной сфере производными произведениями нередко служат аранжировки – переработки указанных произведений, в том числе под иное инструментальное исполнение.

Как переводчику, так и автору другого производного произведения принадлежат те же авторские права, что и автору оригинального произведения. Разумеется, объектом этих прав служит не само оригинальное произведение, а осуществленный перевод или иная переработка данного произведения.

Отнесение к числу объектов авторских прав составных произведений продиктовано, с одной стороны, их широкой распространенностью, а с другой – их важным практическим значением. Наряду с различными сборниками (стихов, рассказов, научных статей), антологиями, энциклопедиями, атласами и другими составными произведениями в современном электронизированном и компьютеризованном мире важную роль играют такие составные произведения, как базы данных.

По определению п. 2 ст. 1260 ГК база данных – это представленная в объективной форме, например на диске, совокупность самостоятельных материалов (статей, расчетов, нормативных актов, судебных решений и иных подобных материалов), систематизированных таким образом, чтобы эти материалы могли быть найдены и обработаны с помощью ЭВМ.

Составительство, будучи творческим трудом, порождает авторские права даже в том случае, когда систематизируемые решения или факты не являются объектами авторских прав. Например, авторское право не охраняет факты принадлежности телефонных номеров конкретным абонентам. Поэтому у разных составителей могут быть авторские права на телефонные справочники даже в пределах одного населенного пункта. Важно лишь, чтобы справочники разных составителей, содержащие одинаковые телефонные номера одних и тех же абонентов, существенно различались по подбору и расположению предметного каталога, его отдельных рубрик, фотоиллюстраций, рекламных материалов, а также по возможному сопроводительному переводу текстовых материалов на иностранные языки, цветовому оформлению и архитектонике буквенных, цифровых и графических компонентов. При таком условии не будет иметь правового значения, кто из составителей раньше или позже использовал для подготовки справочника исходную неохраняемую фактическую информацию.

Разумеется, составители, имеющие дело с произведениями, охраняемыми авторским правом, обязаны считаться с авторами данных произведений. Более того, составитель пользуется авторским правом лишь при условии соблюдения им прав авторов каждого из произведений, включаемых в составное произведение. Попросту говоря, необходимо заручиться письменным согласием этих авторов.

Важное значение имеет разграничение прав авторов оригинальных, с одной стороны, и производных и составных произведений – с другой. Авторские права переводчика, составителя и иного автора производного или составного произведения охраняются как права на самостоятельные объекты авторских прав. Поэтому их охрана не зависит от охраны прав авторов произведений, на базе которых они созданы, т.е. оригинальных произведений.

Вследствие сказанного авторы оригинальных произведений осуществляют свои авторские права независимо от авторов производных или составных произведений, основой которых они служат. Так, автор произведения, помещенного в сборнике или ином составном произведении, имеет право использовать свое произведение независимо от составного произведения. Иной порядок должен быть предусмотрен договором автора произведения с составителем.

Независимость авторских прав на производное или составное произведение проявляется в их отношении с авторами не только оригинальных, но и других производных либо составных произведений. Наличие у каких-либо субъектов авторских прав на перевод, сборник, иное производное или составное произведение не мешает другим лицам переводить либо перерабатывать то же оригинальное произведение, а также создавать свои составные произведения. Важно лишь, как и в приводившемся ранее примере с подготовкой телефонного справочника на базе неохраняемых фактических данных, чтобы новые составные произведения отличались иным подбором или расположением тех же оригинальных материалов.

Своеобразным правовым режимом обладают такие составные произведения, как энциклопедии, энциклопедические словари, периодические и продолжающиеся сборники научных трудов, газеты, журналы и другие периодические издания. Их издателям принадлежит право использования таких изданий. Кроме того, издатель подобных составных произведений имеет право при любом использовании таких изданий указывать свое наименование либо требовать указания этого наименования.

Наличие у издателей прав на указанные составные произведения не умаляет прав авторов или иных обладателей исключительных прав на произведения, включенные в энциклопедии и подобные им составные произведения. Они сохраняют эти права независимо от права издателя или других лиц на использование таких изданий в целом. Исключение из этого общего правила составляют лишь случаи передачи указанных исключительных прав издателю или другим лицам либо их перехода к этим лицам по другим предусмотренным законом основаниям.

Государственная регистрация программ для ЭВМ и баз данных не является обязательной. Правообладатель может зарегистрировать их по своему желанию в течение срока действия исключительного права на них. Регистрацию осуществляет федеральный орган по интеллектуальной собственности.

Детальный порядок регистрации программ для ЭВМ и баз данных устанавливает Административный регламент исполнения Федеральной службой по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам государственной функции по организации приема заявок на государственную регистрацию программы для ЭВМ и заявок на государственную регистрацию базы данных, их рассмотрения и выдачи в установленном порядке свидетельств о государственной регистрации программы для ЭВМ или базы данных, утвержденный приказом Минобрнауки России от 29.10.2008 № 324.

Регламент содержит: общие положения; требования к порядку исполнения государственной функции; административные процедуры; порядок и формы контроля за исполнением государственной функции; порядок обжалования действий (бездействия) и решений принятых в ходе ее исполнения, а также ряд приложений, касающихся: сведений о месте нахождения, контактных телефонах, Интернет-адресах, адресах электронной почты Роспатента; образцов заявления на государственную регистрацию и дополнения к данному заявлению; блок-схемы последовательности действий при государственной регистрации программы для ЭВМ и базы данных.

Если государственная регистрация программ для ЭВМ и баз данных является факультативной, то договоры об отчуждении исключительного права на зарегистрированные программу для ЭВМ или базу данных, а также переход исключительного права на них к другим лицам без договора должны регистрироваться в обязательном порядке. Регистрацию и в этих случаях осуществляет федеральный орган по интеллектуальной собственности.

Несоблюдение требования о государственной регистрации может повлечь для правообладателя негативные последствия. Дело в том, что сведения об изменении обладателя исключительного права вносятся в Реестр программ для ЭВМ или в Реестр баз данных и публикуются в официальном бюллетене федерального органа по интеллектуальной собственности на основании только зарегистрированного договора или иного правоустанавливающего документа.

Важное значение имеет авторско-правовая охрана аудиовизуального произведения, обладающего целым рядом особенностей, что и вызвало необходимость в отдельной регламентации его режима как объекта авторских прав. В первую очередь закон дает легальное определение данного произведения и перечень его видов.

Аудиовизуальное произведение – это произведение, состоящее из зафиксированной серии связанных между собой изображений. Эти изображения могут идти с сопровождением или без сопровождения их звуком. Они должны быть предназначены для зрительного, а в случае сопровождения звуком также и для слухового восприятия. При этом восприятие происходит только с помощью технических устройств, соответствующих конкретному виду аудиовизуального произведения.

К числу аудиовизуальных произведений относятся, прежде всего, кинематографические произведения. Аудиовизуальными являются также все произведения, выраженные средствами, аналогичными кинематографическим. Это, в частности, теле- и видеофильмы, а также другие подобные им произведения, например клипы, диафильмы и слайдфильмы. При этом способ их первоначальной или последующей фиксации значения не имеет.

Закон устанавливает ставший традиционным круг авторов аудиовизуального произведения. Ими являются: режиссер-постановщик, автор сценария и композитор. Последний входит в число авторов аудиовизуального произведения только при условии, если он является автором музыкального произведения (с текстом или без текста), специально созданного для этого произведения.

Другой правовой статус имеет композитор, являющийся автором музыкального произведения (с текстом или без текста), созданного безотносительно к аудиовизуальному произведению, но использованному в нем. Этот композитор не входит в число авторов аудиовизуального произведения. Он имеет лишь право на вознаграждение за использование его музыкального произведения при публичном исполнении либо сообщении в эфир или по кабелю аудиовизуального произведения.

Свои права на аудиовизуальное произведение имеет продюсер, т.е. физическое или юридическое лицо, организовавшее его создание. Эти права определяются в соответствии со ст. 1240 ГК. Продюсер, организовавший создание такого сложного объекта, как кинофильм или иное аудиовизуальное произведение, включающее несколько результатов интеллектуальной деятельности, приобретает право использования этих результатов. Данное право возникает на основании договоров об отчуждении исключительного права или лицензионных договоров, заключенных продюсером с обладателями исключительных прав на соответствующие результаты интеллектуального творчества, такие как литературный сценарий или музыкальное произведение, специально созданное для использования в аудиовизуальном произведении.

Кроме того, изготовитель аудиовизуального произведения имеет право при любом использовании этого произведения указывать свое имя или наименование. Пункт 4 ст. 1263 ГК презюмирует признание изготовителем аудиовизуального произведения лица, имя или наименование которого указано на этом произведении. Обязанность опровержения данной презумпции лежит на заинтересованном лице.

Помимо авторов аудиовизуального произведения (сценариста, композитора, режиссера-постановщика), результаты творческого труда которых служат базой данного произведения, в это произведение в качестве его составных частей входят и другие произведения. Эти произведения могут существовать и до создания аудиовизуального произведения, например литературное произведение (роман, повесть, рассказ), положенное в основу сценария, или музыкальное произведение (с текстом или без текста). Они могут быть созданы и в процессе работы над указанным аудиовизуальным произведением. Таковы, в частности, результаты труда оператора-постановщика или художника-постановщика.

Закон охраняет авторские права всех этих лиц. Каждый автор произведения, вошедшего составной частью в аудиовизуальное произведение, сохраняет исключительное право на свое произведение. Иное возможно только в случае, когда исключительное право передается изготовителю (продюсеру) или другим лицам по иным предусмотренным законом основаниям, в частности в порядке наследования.

Наряду с привлекательными для авторов качествами авторские права имеют и некоторые "слабые" стороны.

Авторские права не распространяются на идеи, методы, процессы, системы, способы решения технических, организационных или иных задач, концепции, принципы, открытия, факты и языки программирования. Данное ограничение авторских прав обусловлено неспособностью авторского права как института гражданского права обеспечить надлежащую охрану перечисленных достижений. Прямая охрана идей, способов и т.п. результатов возможна лишь в рамках жесткой формализации данных результатов, проведения экспертизы и выдачи охранных документов (по патентно-правовой модели), что не входит в функции авторского права.

В императивной форме п. 6 ст. 1259 ГК вообще исключает из круга объектов авторских прав ряд результатов интеллектуальной деятельности. При этом мотивы исключения различны.

Не являются объектами авторских прав прежде всего официальные документы государственных органов и органов местного самоуправления муниципальных образований (городских и сельских поселений). Имеются в виду в первую очередь законы, другие нормативные акты (указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, нормативные акты государственных органов субъектов РФ, решения префектур и других органов местного самоуправления). Кроме того, к официальным документам отнесены судебные решения, другие материалы законодательного, административного и судебного характера (акты административных комиссий, постановления, определения и решения судов различной юрисдикции), официальные документы международных организаций (конвенции, договоры, соглашения, пакты и т.п.), а также их официальные переводы. Изъятие данных объектов из сферы авторских прав объясняется государственными интересами: нельзя ставить действие общеобязательных нормативных правовых актов, а также исполнение судебных решений в зависимость от усмотрения лиц, которые подготовили их тексты.

Точно так же в силу их государственного и иного публичного назначения не могут быть объектами авторских прав государственные символы и знаки (флаги, гербы, денежные знаки и т.п.), а также символы и знаки муниципальных образований. И здесь публично-правовая мотивировка исключения данных объектов из круга авторских прав не вызывает сомнений: недопустимо, скажем, обращение денежных знаков передавать в руки лица, подготовившего их эскизы. Поэтому словоупотребления вроде "автор закона, герба, флага" следует понимать в сугубо бытовом, а не авторско-правовом смысле.

ГК узаконивает право авторства на проект официального документа, в том числе на проект официального перевода такого документа, а также на проект официального символа или знака (флага, герба, ордена, денежного знака и т.п.), символа или знака муниципального образования. Право авторства на любой из таких проектов принадлежит его разработчику, т.е. лицу, создавшему проект. Разработчик проекта официального документа, символа или знака имеет право обнародовать подобный проект с указанием своего имени. Однако если проект был разработан по заказу государственного органа, органа местного самоуправления муниципального образования или международной организации, эти органы или организации могут запретить обнародование. В этом случае не может быть указано и имя разработчика проекта. Данные ограничения обусловлены спецификой природы самого официального документа, в частности закона, другого нормативного акта, международного акта, государственного, муниципального или международного символа или знака, проект которого может быть использован государственным органом, органом местного самоуправления или международной организацией.

При его подготовке или разработке на основе соответствующего проекта в него могут быть внесены дополнения и изменения по усмотрению соответствующего органа или организации, осуществляющих подготовку официального документа или разработку официального символа или знака. В случае обнародования проекта его разработчиком с указанием своего имени подобные действия подлежали бы согласованию всякий раз с разработчиком, что могло бы серьезно осложнить работу над каким-либо законом, иным официальным документом, разработку официального символа или знака.

По аналогичным соображениям закон допускает после официального принятия к рассмотрению проекта государственным органом, органом местного самоуправления или международной организацией использование проекта без указания имени его разработчика.

Ведущиеся длительное время дискуссии о предоставлении правовой, в частности авторско-правовой, охраны произведениям народного творчества, т.е. фольклору, пока не нашли законодательной поддержки. Изъятие данных произведений из авторско-правовой охраны мотивируется единственным, но довольно убедительным аргументом: тем, что данные произведения, несмотря на их порой весьма широкое использование, не имеют конкретных авторов.

Наконец, не являются объектами авторских прав сообщения о событиях и фактах, имеющие исключительно информационный характер. В этой сфере также предлагалось распространить авторские права на некоторые информационные источники, в частности на программы телепередач. Однако и эти предложения не были восприняты законодателем, поскольку они противоречат назначению указанных сообщений. Поэтому и сегодня данные программы, а также сообщения о новостях дня, расписаниях движения транспортных средств и подобные им сообщения о событиях и фактах, предназначенные только для информационных целей, изъяты из авторско-правовой охраны.

В связи с участившимися в рыночных условиях случаями незаконного использования в коммерческих целях частей популярных произведений, их названий и персонажей закон распространил авторско-правовую охрану и на эти компоненты произведений. Широко известны, например, судебные споры по поводу коммерческого и иного использования такого персонажа мультипликационного фильма, как Чебурашка[1].

Пункт 7 ст. 1259 ГК распространяет авторские права на данные компоненты. Однако для этого необходимо непременное признание их самостоятельными результатами творческого труда автора и подтверждение соответствия требованиям п. 3 данной статьи. То есть указанные элементы произведения, как и произведение в целом, должны быть плодом самостоятельного интеллектуального труда, а не плагиата и выражаться в какой-либо объективной форме.