Субъекты межгосударственного сотрудничества в сфере международного уголовного права

Данными субъектами выступают различные международные организации, которые в зависимости от предметной компетенции подразделяются на следующие виды.

1. Международные универсальные и региональные организации (интеграционные объединения), для которых противодействие преступности не является уставной целью, но они участвуют в этой деятельности в рамках осуществления своей общей компетенции (например, ООН, ЕС, СНГ, ШОС, ОАГ, ЛАГ и др.).

2. Международные организации, для которых международное антикриминальное сотрудничество и уголовное правосудие являются целью создания и основной формой деятельности:

– международные уголовные суды и иные органы международной уголовной юстиции;

– международные правоохранительные организации;

– организации по вопросам координации международного антикриминального сотрудничества.

3. Международные неправительственные организации в сфере прогрессивного развития и правореализации международного уголовного права.

ООН относится к первой группе субъектов, выполняя при этом ведущую роль в деле координации межгосударственного антикриминального сотрудничества, в создании и имплементации норм международного уголовного права. Речь идет о той высокой ответственности, которую ООН приняла на себя в области предупреждения преступности и уголовного правосудия, определив долгосрочную стратегию по выработке универсальных стандартов в сфере противодействия преступности[1]. В эту работу сегодня включены почти все главные и вспомогательные органы и специализированные учреждения ООП.

ГА ООН с помощью КМП ООН готовит и принимает декларации и конвенции по борьбе с отдельными преступлениями, резолюции-рекомендации по вопросам предупреждения и противодействия преступности. Еще в 1948 г. перед КМП ООН был поставлен вопрос о создании Международного уголовного суда для осуществления правосудия в отношении лиц, обвиняемых в преступлении геноцида и других международных правонарушениях. Эта задача была успешно решена полвека спустя путем принятия проекта Кодекса преступлений против мира и безопасности человечества 1996 г. и Римского статута Международного уголовного суда 1998 г. (далее – Римского статута). Резолюции ГА ООН представляют собой неотъемлемую часть "правоприменительной" реакции международного сообщества на все новые криминальные угрозы. ГА ООН формулирует рекомендации об укреплении законности, совершенствовании международного уголовного права, обеспечении прав человека, реформировании системы правосудия и др. В главных комитетах ГА ООН – Комитете по социальным и гуманитарным вопросам и Комитете по правовым вопросам – также активно разрабатываются вопросы реализации норм в области предупреждения и противодействия преступности.

Ряд структурных подразделений ООН вовлечены в исполнение глобальной Программы ООН в области предупреждения преступности и уголовного правосудия, принятой резолюцией ГА ООП в 1991 г. К ним относятся:

– Секретариат Программы как постоянный рабочий орган;

– Институты ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями, расположенные в городах Риме, Хельсинки, Футю, Сан-Хосе и Кампале, которые координируют вопросы противодействия преступности на региональном уровне;

– сеть национальных корреспондентов и глобальная информационная сеть по сбору, анализу, обмену и распространению информации о состоянии преступности в отдельных регионах мира и государствах.

СБ ООН рассматривает на своих заседаниях обращения государств – членов ООН по поводу конкретных фактов международных преступлений (агрессии, апартеида, геноцида, терроризма, экоцида, грубых нарушений прав человека и др.), допущенных отдельными государствами и их руководителями. В случае необходимости он передает материалы в свои структурные подразделения, среди которых три специализированных комитета СБ ООН:

– "Комитет 1267/1989", учрежденный резолюциями 1999 и 2011 гг. по организации "Аль-Каида" и движению "Талибан" и связанным с ними лицам и организациям;

– "Контртеррористический комитет" в составе всех членов СБ ООП, учрежденный после террористических нападений в США И сентября 2001 г.;

– "Комитет 1540", наблюдающий за выполнением резолюции 2004 г. по предотвращению доступа к оружию массового уничтожения негосударственным лицам, и др.

Влияние СБ ООН на отправление международного правосудия проявляется в его взаимодействии с Международным Судом ООН, в деятельности подразделений СБ ООН по вопросам международного "секторального" правосудия, во взаимоотношениях с международными уголовными трибуналами ad hoc и посредничестве в функционировании Специального Суда по Сьерра-Леоне (СССЛ) как гибридного суда, в особых полномочиях, СБ ООН применительно к Международному уголовному суду (далее – МУС) как постоянному договорному органу. Так, несмотря на отсутствие уставного полномочия, СБ ООН по собственной инициативе может передавать ту или иную конфликтную ситуацию в МУС, СБ ООН делал это уже дважды: в отношении Дарфура и Ливии на основе другого международного акта с ограниченным числом участников – Римского статута. Международный Суд ООН в своей практике неоднократно рассматривал конкретные вопросы применения международного уголовного права[2].

В рамках Секретариата ООН Отдел по предупреждению преступности и уголовному правосудию обобщает информацию о состоянии преступности, участвует в организации мероприятий по борьбе с ней и одновременно выполняет функции секретариата специализированной Комиссии по предупреждению преступности и уголовному правосудию в составе ЭКОСОС. Данная Комиссия была создана в 1992 г. на базе своего предшественника – Комитета по предупреждению преступности и борьбе с ней. Она состоит из 40 человек, избираемых ЭКОСОС в индивидуальном порядке от государств – членов ООН сроком на три года[3]. Непосредственными задачами Комиссии являются разработка и представление:

– докладов, заключений и рекомендаций Генеральному секретарю ООН и другим органам;

– проектов руководящих принципов и программ международного сотрудничества в области предупреждения преступности и уголовного правосудия;

– а также подготовка конгрессов ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями.

В составе ЭКОСОС также успешно функционируют:

– Специальный комитет по международному терроризму;

– Международный совет по контролю над наркотическими средствами;

– Подкомиссия по незаконной торговле наркотиками;

– Международная комиссия по борьбе с отмыванием денег и др.

Особо следует отметить деятельность организаций по межгосударственной и научно-методической координации международного сотрудничества в борьбе с преступностью. К первой подгруппе этих организаций относятся такие субъекты, как:

– конгрессы ООН по предупреждению преступности и уголовному правосудию;

Конференция государств – участников Конвенции ООН против транснациональной организованной преступности;

– Конференция государств – участников Конвенции ООН против коррупции;

– Ассамблея государств – участников Римского статута и др.

Так, Ассамблея государств – участников Римского статута не является интегрированным органом МУС. В ней государства-участники представлены лицами, действующими по указанию своих правительств. Формально она не включена в перечень органов, указанных в ст. 34 Римского статута, и на этом основании ес можно рассматривать как орган sui generis, возникший на основе международного договора. Ассамблея является по сути законодательным и исполнительным органом, учрежденным для наблюдения за административной деятельностью Президиума, Прокурора и Секретаря МУС, а также для решения правотворческих вопросов, не вмешиваясь в собственно судебную деятельность[4]. Особое значение имеет полномочие Ассамблеи принимать рекомендации Подготовительной комиссии, включая Элементы преступлений и Правила процедуры и доказывания МУС (п. 2 (а) ст. 112 Римского статута). Изменения и дополнения Римского статута могут приниматься совещанием Ассамблеи государств-участников или Конференцией по обзору. Первая такая Обзорная конференции состоялась в г. Кампала 31 мая – 11 июня 2010 г., в ходе которой специальными резолюциями были утверждены две важные поправки к Римскому статуту: об определении преступления агрессии, условиях и порядке осуществления юрисдикции МУС (ст. 8bis, 15bis, 15ter); и о дополнении п. 2 (е) ст. 8 "Военные преступления" тремя новыми параграфами с целью гармонизации предписаний, касающихся международных и немеждународных вооруженных конфликтов[5].

Конгрессы ООН по предупреждению преступности и уголовному правосудию созываются каждые пять лет (резолюция ГА ООН 415 (V) от 1 декабря 1950 г.). Начиная с 1955 г. было проведено уже двенадцать таких конгрессов[6]. Сегодня это – глобальный форум по координации усилий мирового сообщества в борьбе с транснациональной и международной преступностью, играющий важную роль в унификации норм международного уголовного права и поиске новых направлений сотрудничества в этой области. В силу неукоснительного соблюдения и реализации государствами отдельных документов конгрессов ООН можно говорить о приобретении ими признаков международного обычного права или же норм "мягкого права". К таким документам, в частности, относятся:

• Минимальные стандартные правила обращения с заключенными 1955 г.;

• Декларация о защите всех лиц от пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания 1975 г.;

• Стандартные минимальные правила ООН отправления правосудия в отношении несовершеннолетних ("Пекинские правила") 1985 г.;

• Руководящие принципы, касающиеся роли лиц, осуществляющих судебное преследование;

• Основные принципы применения силы и огнестрельного оружия должностными лицами по поддержанию правопорядка;

• Стандартные минимальные правила ООН в отношении мер, не связанных с тюремным заключением ("Токийские правила");

• Типовые договоры о выдаче, о взаимной правовой помощи в области уголовного правосудия, о передаче уголовного судопроизводства, о предупреждении преступлений,

связанных с посягательством на культурное наследие народов в форме движимых ценностей 1990 г.;

• Венская декларация о преступности и правосудии: ответы на вызовы XXI века 2000 г.;

• Салвадорская декларация о комплексных стратегиях для ответа на глобальные вызовы: системы предупреждения преступности и уголовного правосудия и их развитие в изменяющемся мире 2010 г. и др.

Во вторую подгруппу входят организации, занимающиеся научно-методической координацией международного антикриминального сотрудничества. В системе ООП это прежде всего:

– Центр по международному предупреждению преступности ("Венский центр");

– Межрегиональный научно-исследовательский институт ООН по вопросам преступности и правосудия в Риме;

– Азиатский и Дальневосточный институт ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями в Токио;

– Хельсинкский институт по предупреждению преступности и борьбе с ней;

– Африканский институт ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями;

– Арабский исследовательский и учебный центр в Эль Риаде по вопросам безопасности;

– Австралийский институт криминологии в Канберре;

– Канадский Международный центр по реформам уголовного законодательства и политике по уголовному правосудию в Ванкувере и др.

Указанные институты проводят научные исследования по вопросам противодействия международной преступности, методические семинары по повышению квалификации кадров национальных судебных и правоохранительных органов, оказывают материально-техническую помощь в разработке специальных проектов, предоставляют информацию о состоянии преступности и мерах противодействия ей.