Лекция 4. Субъекты международного финансового права

О субъектах МФП можно говорить в двух аспектах.

С одной стороны, они такие же, как в международном публичном праве, т.е. включают государства и правосубъектные межправительственные организации. Следовательно, субъекты МФП могут вступать в международные финансовые правоотношения с другими субъектами МФП, заключать с ними международные договоры в финансовой сфере, поддерживать торгово-экономические и финансовые связи, используя иммунитеты и привилегии, установленные для субъектов международного публичного права.

С другой стороны, субъекты МФП действуют параллельно с иными "многофункциональными" субъектами мировой финансовой сферы, осуществляющими регулирование, унификацию, координацию, стандартизацию и контроль мировых финансовых связей и операций.

Сфера "многофункциональных" субъектов включает: международные и национальные финансовые учреждения; межгосударственные региональные интеграционные финансовые учреждения; неправительственные международные организации; ассоциативные объединения в сфере управления мировыми финансами; влиятельные политико-финансовые группы "клубного" типа; группы развивающихся постиндустриальных государств, находящихся в оппозиции МВФ; ТНК, физические и юридические лица различной национальной юрисдикции.

"Многофункциональными" их можно назвать потому, что они выполняют сложные и разносторонние функции как представители интересов различных финансовых сфер государств, как защитники интересов транснациональных организаций, как форумы для решения оперативных задач обеспечения стабильности мирового валютно-кредитного режима, как посредники при принятии важнейших политических решений и юридических документов, как организаторы заключения крупных международных контрактов купли-продажи валютных ценностей и портфельных инвестиций, как гаранты исполнения финансовых обязательств банками и другими частными лицами, как инициаторы новых направлений и форм обеспечения эффективности мировой валютной и банковской системы.

Круг таких субъектов, которых нельзя назвать субъектами МФП с точки зрения классической теории международного публичного и международного частного права, постоянно расширяется в условиях глобализации мирового хозяйства и финансов.

Рост таких субъектов стимулируется современными процессами мирового финансового оборота:

- потребностью участников международной финансовой деятельности в получении всесторонней финансово-экономической информации;

- ускорением темпов мировых расчетов, инвестиций и финансовых услуг;

- увеличением риска потери денежных средств, доходов и инвестиций;

- необходимостью организации всемирной системы финансового контроля и мониторинга движения денежных средств.

Государства и международные организации как субъекты международного права наделены не только правомочиями заключать правоприменительные акты в рамках действующего МФП, но и заключать международные договоры. Именно в этой международной нормотворческой правоспособности более всего проявляется правосубъектность этих публичных субъектов МФП.

Государства обладают как универсальной международной правосубъектностью в области международного финансово-правового нормотворчества, так и гражданско-правовой правосубъектностью участвовать в гражданско-правовых отношениях с иностранными физическими или юридическими лицами. Особенностью государств является при этом то, что они могут заключать сделки в сфере финансового оборота, не будучи сами юридическими лицами.

Важнейшей составной частью статуса субъекта международного права в МФП является институт иммунитета государства, а также, в ограниченной мере, и межгосударственных организаций.

Под государственным иммунитетом понимается право государства, его органов и его представителей (особенно дипломатических) не подчиняться властным акциям других государств, их органов и представителей. Этому праву соответствует обязанность государства, его органов и представителей не осуществлять каких-либо властных акций в отношении других государств, их органов и представителей, а также собственности этих государств.

Понятие субъектов МФП принципиально отличается от понятия субъекта финансового права в национальном законодательстве. В МФП к ним относятся суверенные государства, МФО, ТНК, саморегулируемые международные ассоциации, группы и союзы по интересам, частные лица.

Такая точка зрения не бесспорна, поскольку в российской доктрине до сих пор однозначно не решен вопрос об отнесении МФП к публичной или частной отрасли международного и национального права. Следовательно, долевые межнациональные объединения капитала, частные субъекты ассоциативного и иного типа не признаются многими учеными субъектами МФП.

МФП основано на унификации и гармонизации финансово-правовых понятий государств с различными правовыми системами. Многообразие подходов в оценке статуса субъекта международного права привело к тому, что в теории МФП существуют несколько противоположных взглядов. Их различие вызвано тем, что в науке и на практике по-разному понимается значение принципа унификации норм международного частного и публичного права. Часть ученых настаивают на необходимости унификации коллизионных норм, другие же отстаивают идею унификации материально-правовых норм в международно-правовом регулировании имущественного (финансового) оборота.

Мнение о том, что государства должны принимать только коллизионные нормы, т.е. нормы, указывающие на то, право какого государства должно быть применено к конкретному правоотношению международного характера, представляется ограниченным для современного мирового правопорядка. Унификация материально-правовых норм основана на том, что различные государства устанавливают единообразные материально-правовые нормы, поскольку единообразие правового регулирования в этом случае устранит противоречия между правовыми системами отдельных государств.

Общепринятыми (общепризнанными) принципами поведения субъектов международного права (государств, МФО, ТНК) в мировом финансовом обороте, являются следующие:

- "принцип финансового взаимодействия государств и МФО в мировом финансовом обороте" касается предоставления некоторым МФО права регулирования отдельных финансовых вопросов, традиционно входящих в компетенцию органов государства, и предоставляются ей в рамках межправительственных финансовых соглашений;

- "принцип ненарушения стабильности мирового финансового рынка" предполагает, что участники мирового хозяйственного оборота должны принимать все необходимые меры, как общего, так и частного характера, которые обеспечат исполнение обязательств, принятых ими на международном уровне;

- "принцип добросовестной конкуренции в мировом финансовом обороте" касается соблюдения субъектами международного публичного и частного права условий и равных возможностей получения прибыли в финансовом обороте;

- "принцип сбалансированности финансовых интересов стран с различными уровнями и типами рынка" означает закрепление в уставных документах МФО финансовых механизмов, обеспечивающих равные условия доступа и предоставления кредитных ресурсов;

- "принцип содействия осуществлению капиталовложений" определяет систему норм, гарантирующих включение государствами - членами МФО в национальное финансовое и инвестиционное законодательство условий стимулирующего налогообложения и инвестирования при соответствующих благоприятных условиях предоставления финансовых средств со стороны МФО.

В настоящее время большинство ученых склоняются к необходимости материально-правовой унификации норм национальных правовых систем, что находит отражение и в практике деятельности различных МФО.

Целями деятельности МФО как субъектов МФП являются:

- определение организационно-правовых форм участия государств в МФО;

- оценка правовых механизмов организации и управления финансами, представленных в нормах уставных документов МФО, для последующей их трансформации в национальное законодательство;

- определение стимулирующего воздействия уставных документов МФО и международных договоров, принимаемых под эгидой МФО на нормы российского финансового законодательства о соотношении реальных доходов и расходов в государстве, их влияние на финансовый режим в социальной сфере, на валютную политику в условиях единого мирохозяйственного пространства.

МФО в качестве наиболее активных участников международного финансового сотрудничества государств действуют в направлении реализации складывающихся общепризнанных международных финансовых принципов, таких как:

- принцип валютной стабильности и отмены валютных ограничений;

- принцип устранения диспропорций в платежных балансах;

- принцип содействия МФО развитию долгосрочного кредитования и инвестирования;

- принцип взаимодействия МФО с национальными финансовыми институтами в рамках уставных полномочий МФО и конституций государств.

Основываясь на том, что функции многих МФО направлены на стимулирование унификации и гармонизации норм в области финансовой деятельности, особенно актуальным представляется анализ международных актов, принятых в рамках этих МФО. Причем при выработке этих международных актов МФО обязуются действовать исключительно в рамках полномочий, которыми они обладают согласно международному праву.

В современных условиях сложилось три типа МФО, подразделяемых по соотношению компетенции, перераспределяемой между государством и МФО:

- межправительственные финансовые организации, осуществляющие координационные функции;

- МФО, выполняющие отдельные наднациональные функции;

- полностью наднациональные МФО.

Представляется, что анализ уставных документов данных организаций исходя из указанной классификации позволит определить особенности международно-правовых норм, издаваемых МФО.

К первой категории МФО (межправительственные финансовые организации, осуществляющие координационные функции) относятся:

- Группа Всемирного банка (Всемирный Банк, МБРР, МАР, МФК) как многостороннее кредитное учреждение, состоящее из шести тесно связанных между собой организаций, входящих в систему ООН, общей целью которых является оказание финансовой помощи развивающимся странам за счет развитых стран;

- МВФ и МБР.

Ко второй категории МФО (международные финансовые организации, выполняющие отдельные наднациональные функции) относятся:

- региональные банки и фонды развития;

- финансовые организации (институты) интеграционных сообществ (центральные банки, ассоциации банков, советы по координации кредитных рынков);

- финансовые организации (институты), созданные группами ТНК (международные инвестиционные фонды, страховые компании, клиринговые центры, мировые депозитарии и др.).

К третьей категории МФО (полностью наднациональные международные финансовые организации) относятся:

- международные финансовые органы, созданные по межправительственным соглашениям с участием финансовых органов государств;

- международные финансовые центры по контролю за расчетами и фондовыми рынками.

Принимая во внимание сложившееся многообразие МФО, представляется целесообразным осветить динамику развития основных направлений формирования международноправовых институтов, принципов и норм финансового регулирования. Специфика этой динамики состоит в том, что она отражает процесс замены мировых политико-правовых приоритетов, закрепленных в общепризнанных принципах международного права и международно-правового экономического регулирования на финансово-экономические приоритеты.

В практике МФО понятие "государственная внешнеэкономическая политика" все чаще по существу международных отношений заменяется понятием "финансовая политика государства в мировом финансовом (геофинансовом) обороте". То есть вышеназванные институты, нормы и принципы оформляются одновременно со становлением международных общепризнанных финансовых принципов и норм.

Такие принципы, как: принцип валютной стабильности и отмены валютных ограничений; принцип устранения диспропорций в платежных балансах; принцип содействия МФО развитию долгосрочного кредитования и инвестирования; принцип ответственности государств перед МФО за взятые национальными финансовыми институтами международно-правовые обязательства, можно отнести к специальным принципам правового регулирования мирового финансового оборота. Однако они являются частью более общих подходов к организации всемирного контроля за финансовой деятельностью, выраженных в нормах уставных документов МФО.

Подобные принципы формируются как общепризнанные принципы регулирования мирового финансового оборота, поскольку все чаще находят отражение в уставных документах таких межправительственных организаций: как Всемирный Банк, МБРР, МАР, МФК, МАГИ, INTOSAI и др.

Для активизации участия Российской Федерации в МФО представляется важным рассмотреть ОГЛАВЛЕНИЕ полномочий отдельных МФО и механизм их влияния на национальное законодательство о налогообложении, финансовом контроле, рынке ценных бумаг, валютном регулировании и валютном контроле, банковской деятельности и других видах национальной финансовой деятельности.

Нормы уставных документов МФО, в частности, развивают финансовое законодательство отдельных стран посредством координации внедрения в него норм о критериях:

- гарантий исполнения государствами финансовых обязательств, взятых на себя в мировом хозяйственном обороте;

- требований к благоприятному налоговому и инвестиционному режиму;

- обеспечения исполнения государствами-членами уставных требований МФО.

МБРР является на сегодняшний день одним из основных элементов мировой валютно-кредитной системы. Он был создан в 1944 г. на конференции ООН в г. Бреттон-Вудсе.

Целями создания МБРР признаны: оказание помощи в реконструкции и развитии территорий стран-членов путем содействия осуществлению капиталовложений для производственных целей; поощрения частных иностранных инвестиций путем предоставления гарантий или участия в займах и иных капиталовложениях; содействие сбалансированному росту международной торговли и поддержание равновесия платежных балансов.

Согласно положениям Устава МБРР является независимой международной организацией и обладает правами юридического лица. В частности, МБРР правомочен заключать договоры, приобретать и отчуждать все виды имущества, возбуждать судебные дела. Для того чтобы МБРР надлежащим образом выполнял возложенные на него функции, на территории каждой страны-участницы ему предоставляются определенные иммунитеты и привилегии, к числу которых относятся:

- судебный иммунитет - имущество и активы МБРР, где бы и в чьем бы ведении они не находились, пользуется иммунитетом от всех форм конфискации, ареста или изъятия в счет долга до вынесения окончательного судебного постановления против МБРР;

- иммунитет авуаров от конфискации - имущество и авуары МБРР не могут быть подвергнуты обыску, реквизиции, конфискации, экспроприации или любым иным формам ареста по решению исполнительных или законодательных органов;

- иммунитет архивов - архивы МБРР неприкосновенны;

- освобождение авуаров от ограничений - все имущество и авуары МБРР освобождаются от любого вида ограничений, постановлений, контроля и мораториев;

- привилегии в области связи - каждый член предоставляет для официальных отправлений МБРР тот же режим, что и для официальных отправлений других стран-членов;

- иммунитет и привилегии должностных лиц и служащих;

- налоговый иммунитет.

Согласно Уставу органами управления МБРР являются Совет управляющих, Исполнительные директора (Директорат), Президент.

Совет управляющих является высшим органом МБРР. Он состоит из представителей стран-участниц - по одному от каждой. В функции Совета входит определение общей политики МБРР, прием новых членов, принятие решений о размерах уставного капитала, распределение чистого дохода и др. При голосовании каждый член Совета имеет один голос плюс один дополнительный голос на каждую акцию страны-участницы.

Директорат является исполнительным органом МБРР. Он проводит общие операции МБРР и действует на основании полномочий Совета. Директорат избирает Председателя МБРР, который осуществляет оперативное руководство деятельностью МБРР и руководит штатом служащих.

Финансовый капитал МБРР формируется из следующих источников: уставного капитала, заемных средств и полученной прибыли.

Уставный (акционерный) капитал МБРР образуется путем подписки стран-членов на акции банка. Согласно Уставу такие акции не могут использоваться странами-членами в качестве залога и могут передаваться только МБРР. Подписной капитал МБРР делится на оплаченный и неоплаченный, который может быть востребован только в случае отсутствия у банка ресурсов для срочного погашения своих обязательств.

Для пополнения своих финансовых ресурсов и реализации уставных целей МБРР наделен правом проводить операции на финансовых рынках. Помимо предоставления прямых займов и гарантий, МБРР уполномочен:

- продавать и покупать выпущенные им ценные бумаги, а также покупать и продавать гарантированные им ценные бумаги и ценные бумаги, в которые он осуществил инвестиции;

- гарантировать ценные бумаги, в которые он осуществил инвестиции;

- заимствовать валюту любого государства-члена с согласия этого члена;

- покупать и продавать любые ценные бумаги, которые МБРР сочтет подходящими для инвестирования.

Предоставление прямых займов и гарантий осуществляется МБРР с учетом определенных требований, закрепленных в Уставе.

Так, МБРР может гарантировать займы, участвовать в них и предоставлять их любому члену, его политическому подразделению, а также любому предприятию на территории страны-члена только при условии, что банк убедился в том, что, с учетом создавшихся на рынке условий, заемщик не смог бы иначе получить этот заем на условиях, которые, по мнению банка, являются для него разумными. При предоставлении займа или гарантий по нему МБРР уделяет должное внимание прогнозам того, сможет ли заемщик или гарантирующая сторона выполнить свои обязательства по займу. Предоставление банком долгосрочных кредитов и займов частным фирмам возможно только под гарантии правительства соответствующей страны. МБРР принимает меры к тому, чтобы обеспечить использование займов только на те цели, на которые этот заем был предоставлен.

При предоставлении займа МБРР открывается счет на имя заемщика. Банк разрешает заемщику снимать с этого счета средства только для покрытия расходов в связи с проектом по мере их фактического возникновения. Сумма займа переводится на счет заемщика в той валюте, в которой заем предоставлен. По общему правилу МБРР предоставляет заемщику валюту своих членов (помимо того члена, на территории которого размещается финансируемый проект), которая необходима заемщику для произведения расходов на территориях других членов для достижения целей займа. В исключительных случаях заемщику могут быть предоставлены средства в местной валюте при условии, что необходимая для целей займа местная валюта не может быть получена заемщиком на разумных условиях.

МБРР правомочен осуществлять операции и сделки с любым субъектом валютно-финансовых отношений на территории любой страны-участницы.

МФК является финансово-кредитным институтом, предоставляющим финансовую помощь частному сектору экономики развивающихся стран. Статьи Соглашения (Устав) МФК подписаны и действуют с 1956 г.

Уставной целью деятельности МФК является содействие экономическому развитию путем поощрения роста частных производственных предприятий в странах - членах. Приоритет в деятельности МФК отдается странам с менее развитой экономикой.

Согласно Уставу МФК является полным юридическим лицом и, в частности, имеет право заключать договоры, приобретать и продавать движимое и недвижимое имущество, возбуждать судебные дела. Для осуществления своих полномочий корпорация наделена соответствующим комплексом иммунитетов и привилегий, действующим на территории каждой страны - члена.

Высшим органом МФК является Совет управляющих. Ему передаются все полномочия корпорации. В число его функций входит, в частности, принятие новых членов, изменение размеров уставного капитала, решение вопроса о приостановлении членства, внесение поправок в Устав. Голосование в Совете управляющих осуществляется следующим образом: каждый член МФК имеет 250 голосов плюс по одному дополнительному голосу за каждую имеющуюся у него акцию. По общему правилу решения принимаются простым большинством поданных голосов.

Постоянно действующим органом управления МФК является Совет директоров, который несет ответственность за проведение общих операций корпорации. В Совете директоров существует должность Председателя, который не имеет права голоса, за исключением права решающего голоса в тех случаях, когда голоса разделяются поровну. Текущее руководство деятельностью МФК осуществляется Президентом. Он является главой оперативного персонала и подконтролен Совету директоров и Председателю.

Следует обратить особое внимание на порядок формирования органов управления МФК. Членами Совета управляющих МФК являются члены Совета управляющих МБРР. В Совет директоров Корпорации входит в силу занимаемого им поста каждый исполнительный директор МБРР. Кроме того, Председателем Совета директоров МФК является Президент МБРР. В силу данных уставных положений МФК фактически является филиалом МБРР. Взаимоотношения между ними определены в разделе 6 ст. IV Устава МФК. Согласно ему МФК является отдельным, отличным от МБРР образованием, и ее фонды содержатся отдельно от фондов банка. Корпорация не несет ответственности за действия или обязательства МБРР, равно как и банк не отвечает за действия и по обязательствам МФК.

Финансовые ресурсы МФК образуются за счет взносов в уставный капитал государств-членов, процентов по предоставленным займам, финансовых сборов, дивидендов, доходов от продажи акций, платы за услуги, депозитов, операций с ценными бумагами, привлеченных займов, а также за счет дотаций и кредитов МБРР.

Согласно ст. II Соглашения уставный капитал МФК является акционерным. Все страны-участницы имеют акции в соответствии с их долей участия в капитале МБРР. Устав МФК устанавливает строгие ограничения по распоряжению акциями МФК: акции Устава не могут использоваться в качестве залога и могут быть переданы только корпорации.

В соответствии с Уставом МФК может осуществлять финансирование в любых формах, которые сочтет целесообразными. МФК имеет право инвестировать свои средства не только в государственный, но и в частный сектор экономики стран-участниц, причем, в отличие от МБРР, без гарантий их правительств.

Относительная самостоятельность МФК в выборе форм деятельности ограничивается установлением в Уставе четких принципов, в соответствии с которыми должны осуществляться операции корпорации. Так, МФК:

- не осуществляет финансирование там, где по ее мнению возможно привлечение достаточного частного капитала на разумных условиях;

- не финансирует предприятие на территории какого-либо члена, если он возражает против такого финансирования;

- не берет на себя ответственность за управление каким-либо предприятием, в которое она вложила капитал, и не пользуется правом голоса в целях управления;

- осуществляет финансирование на условиях, которые она считает целесообразными и которые обычно устанавливаются частными инвесторами при аналогичном финансировании;

- стремится к поддержанию разумной диверсификации своих инвестиций.

Помимо прямого инвестирования своих средств в экономику стран-участниц МФК имеет право осуществлять на международных финансовых рынках операции по заимствованию средств, вложению свободных средств в обязательства и ценные бумаги, гарантированию ценных бумаг, в которые инвестированы средства корпорации, покупке и продаже выпущенных или гарантированных МФК ценных бумаг.

ЕБРР является сравнительно новым финансовым институтом. Он был создан в 1991 г. в рамках ЕС путем подписания межправительственного Соглашения, в котором на сегодняшний момент участвуют более 30 государств, в том числе и Россия.

Официальной целью деятельности ЕБРР является содействие переходу к открытой рыночной экономике, ориентированной на рынок, а также развитию частной и предпринимательской инициативы в странах Центральной и Восточной Европы. Причем в отношении этих стран ст. 1 Соглашения содержит существенную оговорку: они должны признавать принципы многопартийности, плюрализма и рыночной экономики и проводить их в жизнь.

Для реализации поставленной цели ЕБРР осуществляет функции по содействию, налаживанию и развитию частнопредпринимательской деятельности, привлечению внутреннего и иностранного капитала, содействия продуктивным инвестициям, оказания технического содействия, стимулирования и поощрения развития рынка капитала и др. Перечень функций банка в ст. 2 Соглашения является открытым.

При исполнении своих функций ЕБРР работает в тесном сотрудничестве с МВФ, МБРР, МФК, МАГИ, ОЭСР, сотрудничает с ООН и ее специализированными учреждениями, а также с любыми частноправовыми и публичными организациями, связанными с экономическим развитием стран Центральной и Восточной Европы. Данное положение прямо закреплено в Соглашении о ЕБРР.

Правовой статус ЕБРР определен в Главе VIII Соглашения. В соответствии с ней банк наделен полной правосубъектностью и, в частности, полной правоспособностью на заключение договоров, приобретение и распоряжение недвижимым и движимым имуществом, на возбуждение процессуальных действий. Соглашением банку также предоставлены привилегии и иммунитеты, набор которых типичен: судебный иммунитет, иммунитет активов от конфискации, иммунитет архивов, свобода активов от ограничений, привилегии в области связи, иммунитеты и привилегии должностных лиц и служащих, налоговый иммунитет.

В отличие от уставных документов финансовых организаций аналогичного типа (МБРР, МФК) Глава VIII Соглашения содержит специальную норму о возможности отказа от предоставленных банку иммунитетов, привилегий и изъятий. Согласно ей Совет директоров Банка может отказаться от любых иммунитетов, привилегий и изъятий в тех случаях, когда, по его мнению, иммунитет, привилегия или изъятие затрудняет отправление правосудия и когда отказ от них не наносит ущерба интересам ЕБРР.

Структура, а также организация и порядок управления ЕБРР определены в специально посвященной этому вопросу Главе VI Соглашения.

Согласно ей органами управления ЕБРР являются Совет управляющих - высший орган управления - во главе с Председателем, Совет директоров - исполнительный орган, а также Президент, который осуществляет текущее управление деятельностью банка под руководством Совета директоров.

Финансовые ресурсы ЕБРР состоят из обычных основных ресурсов и ресурсов специальных фондов. Обычные основные ресурсы включают в себя:

- разрешенный к выпуску уставный капитал, включая оплачиваемые акции и акции, подлежащие оплате по требованию;

- средства, полученные путем заимствований банка;

- средства, полученные в счет погашения займов или по гарантиям, а также выручка от реализации инвестиций в акционерный капитал;

- доходы, полученные от предоставленных займов и инвестиций и доходы от гарантий и от гарантированного размещения ценных бумаг.

Ресурсы ЕБРР используются исключительно для достижения поставленных целей и выполнения определенных в Уставе функций. Банк осуществляет предоставление займов государственному и частному сектору, инвестирование в акционерный капитал частных и государственных предприятий, размещает ресурсы специальных фондов и т.д.

При осуществлении своих операций ЕБРР руководствуется следующими принципами:

- операции банка обеспечивают финансирование конкретных проектов, а также технического содействия в соответствии с уставными целью и функциями;

- банк не финансирует никаких предприятий на территории какого-либо члена, если этот член возражает против такого финансирования;

- банк не допускает непропорционального использования своих ресурсов в пользу какого-либо члена;

- банк стремится к разумной диверсификации своих инвестиций;

- банк не предоставляет никакого финансирования и не оказывает никаких услуг, когда член может получить достаточное финансирование или услуги из других источников;

- при предоставлении или гарантировании финансирования банк должным образом учитывает возможность выполнения заемщиком и его гарантом своих обязательств;

- в случае предоставления банком прямого займа заемщик получает от банка разрешение использовать его средства только по мере возникновения необходимости в расходах.

ЕБРР принимает необходимые меры для того, чтобы его средства использовались только в целях, для которых они были предоставлены.

Уставом ЕБРР закреплена договорная форма предоставления займов и гарантий. Договор должен содержать условия предоставления займа или гарантий, включая условия выплаты основного долга, процентов, сборов, начислений, сроков и дат платежа. В договоре о займе или гарантии устанавливается валюта или валюты, в которых осуществляются все платежи по договору.

МВФ был учрежден как специализированная организация ООН в 1944 г. на валютно-финансовой конференции в г. Бреттон-Вудсе (США). Здесь были подписаны Статьи Соглашения о МВФ, которые вступили в силу в 1945 г. Статьи Соглашения изменялись трижды: в 1969 г. - в связи с введением специальных прав заимствования; в 1978 г. - при изменении порядка валютного регулирования; в 1992 г. - в связи с предоставлением Фонду права в определенных случаях приостанавливать право стран-членов на участие в голосовании.

Целями создания МВФ признаны: содействие международному валютному сотрудничеству, стабильности валют; поддержание упорядоченных валютных отношений между странами-членами; избежание обесценивания валют в целях конкуренции; помощь в создании многосторонней системы расчетов по текущим операциям между странами-членами и в устранении валютных ограничений, препятствующих росту мировой торговли; содействие в поддержании платежных балансов стран-участниц.

Согласно Соглашению МВФ обладает всеми правами юридического лица, в том числе правом заключать договоры, приобретать движимое и недвижимое имущество и распоряжаться им, возбуждать судебные дела.

Для полноценного осуществления своих функций на территории каждой страны-участницы МВФ предоставляются следующие иммунитеты и привилегии:

- судебный иммунитет - фонд, его собственность и активы, где бы и в чьем бы ведении они не находились, пользуется иммунитетом в отношении любых форм судебного производства;

- иммунитет в отношении других действий - собственность и активы фонда не могут подвергаться обыску, реквизиции, конфискации, экспроприации или любым иным формам изъятия путем исполнительных или законодательных действий;

- иммунитет архивов - архивы фонда неприкосновенны;

- свобода активов от ограничений - вся собственность и активы фонда свободны от ограничений, контроля и мораториев любого характера;

- привилегии в отношении связи - официальной связи фонда предоставляются странами-членами такие же права, как и официальной связи других стран-членов;

- иммунитет и привилегии должностных лиц и служащих;

- налоговый иммунитет.

Органами управления МВФ являются Совет управляющих, Исполнительный совет и Директор-распорядитель.

Совет управляющих является высшим органом Фонда. В его состав входят по одному управляющему и одному заместителю от каждой страны-участницы. Наиболее важные вопросы принимаются Советом большинством в восемьдесят пять процентов от общего числа голосов. Исполнительный совет отвечает за ведение дел Фонда. Директор-распорядитель является главой оперативного персонала Фонда и ведет под руководством Исполнительного совета текущие дела Фонда.

Финансовые ресурсы МВФ формируются за счет взносов стран-участниц и заемных средств.

Согласно Уставу каждой стране-участнице устанавливается квота. Подписка каждой страны на капитал МВФ равна ее квоте и полностью выплачивается в фонд. Размер квоты определяется на основе анализа экономического значения и удельного веса страны в мировой экономике. Квота страны-участницы не может меняться без ее согласия. В системе взаимоотношений стран-членов с МВФ квота является ключевым звеном. На ее основе определяется сумма подписки, количество голосов при голосовании, доступ к финансовым ресурсам фонда.

Заемные средства МВФ согласно Уставу могут формироваться как из официальных источников (займы у казначейств и центральных банков стран-участниц), так и на рынке ссудных капиталов.

Следует отметить, что Устав МВФ отличается по своей структуре и содержанию от уставных документов международных организаций, рассмотренных выше. Связано это с тем, что фактически фонд является институциональным органом по регулированию мировой валютной системы. Так, Устав МВФ устанавливает нормы, определяющие структуру мировой валютной системы, содержит специальные положения, касающиеся валютных обязательств стран - участниц Фонда, дает толкование необходимых терминов.

В качестве общих обязательств для стран-участниц Уставом МВФ установлены следующие требования:

- неприменение ограничений по текущим платежам - ни одна страна-член не налагает без одобрения фонда ограничения по платежам и переводам по текущим международным сделкам;

- неприменения дискриминационной валютной практики - ни одна страна-член не проводит или не разрешает любому из своих финансовых учреждений проводить какие бы то ни было дискриминационные валютные мероприятия или практику множественности валютных курсов, за исключением мероприятий и практики, санкционированных Соглашением (Уставом) МВФ или одобренных им;

- конвертируемость балансов иностранных стран-членов - каждая страна-член выкупает балансы своей валюты, находящейся у другой страны-члена, если последняя ходатайствует о выкупе и заявляет, что эти балансы сложились в результате текущих сделок или что их конверсия необходима для платежей по текущим сделкам;

- предоставление информации - фонд вправе просить страну-участницу предоставить ему информацию по официальным внутренним и внешним авуарам страны в золоте и иностранной валюте, внутренним и внешним авуарам финансовых учреждений, производству золота, объемам его экспорта и импорта, общему объему экспорта и импорта товаров, международному платежному балансу, состоянию международного инвестирования, национальному доходу, индексам цен, курсам покупки и продажи иностранных валют, мерам валютного регулирования; страны-члены обязуются предоставлять желаемую информацию подробно и точно, насколько это осуществимо;

- обязательства сотрудничать в вопросах политики в отношении резервных активов.

Согласно Уставу, МВФ осуществляет наблюдение за международной валютной системой для обеспечения ее эффективного действия и за соблюдением страной своих обязательств. Для этого Фонд проводит строгий надзор за политикой стран-членов в отношении обменных курсов и принимает конкретные принципы, которыми руководствуются все страны-члены в отношении этой политики.

Общий порядок использования ресурсов МВФ сводится к следующему.

Каждая страна осуществляет операции и сделки с МВФ через свои официальные финансовые органы: казначейство, центральный банк, стабилизационный фонд и другие аналогичные учреждения. Страна - заемщик иностранной валюты должна представить Фонду заявку с подтверждением того, что у нее есть необходимость в покупке иностранной валюты, связанная с состоянием ее платежного баланса или резервов. Страна производит покупку (заимствование) иностранной валюты с одновременным предоставлением эквивалентного количества своей национальной валюты. По истечении установленного срока страна-заемщик обязана произвести обратную операцию - выкупить национальную валюту и вернуть средства в иностранной валюте. Фактически эта операция представляет собой погашение ранее предоставленного кредита.

МФО наделены полномочиями, которые позволяют им выступать относительно самостоятельными субъектами в международных валютно-финансовых и кредитно-расчетных отношениях. Как финансовые учреждения эти организации наделены типичными правами кредитных учреждений, а в качестве международных они обладают независимым статусом, имеют строго определенные цели деятельности и обладают правом устанавливать обязательные для их участников правила.