Субъекты инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений

Закон РСФСР "Об инвестиционной деятельности в РСФСР" в п. 3 ст. 2 определяет инвесторов как субъектов инвестиционной деятельности, осуществляющих вложение собственных, заемных или привлеченных средств в форме инвестиций и обеспечивающие их целевое использование. Более подробно перечень закреплен в п. 1 ст. 4 Федерального закона "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений", согласно которому субъектами такой деятельности являются: инвесторы, заказчики и подрядчики, пользователи объектов капитальных вложений и др.

Представленный перечень является открытым, таким образом к субъектам рассматриваемой деятельности могут быть отнесены и иные лица – так, Закон Тюменской области от 8 июля 2003 г. № 159 "О государственной поддержке инвестиционной деятельности в Тюменской области" вводит понятие "держатель инвестиционного проекта", под которым понимается лицо, заключившее с Правительством области инвестиционное соглашение.

Однако, как отмечает О. М. Антипова [1], правовой науке неизвестны такие субъекты права, как инвестор, заказчик, подрядчик и пользователь, что порождает потребность дальнейшего раскрытия значения этих терминов в и. 2 ст. 4 Закона посредством указания уже субъектов гражданских прав, которые могут выступать инвесторами, заказчиками и другими субъектами. Представляется, что термины, которыми законодатель обозначил субъектов инвестиционной деятельности, целесообразнее использовать для указания сторон определенных инвестиционных правоотношений, а не субъектов инвестиционных правоотношений как таковых. Определение сторон правоотношения необходимо для указания "носителей комплексов прав и обязанностей, составляющих его ОГЛАВЛЕНИЕ, которые не зависят от вида субъекта, представляющего ту или иную сторону". [2]

В качестве инвесторов могут выступать физические и юридические лица, создаваемые на основе договора о совместной деятельности и не имеющие статуса юридического лица объединения юридических лиц, государственные органы, органы местного самоуправления, а также иностранные субъекты предпринимательской деятельности (п. 2 ст. 4 Федерального закона "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений").

Данное определение выделяет две позиции: чьи средства использует инвестор и кто может быть инвестором. Если осуществлять деление по характеру используемых средств, то инвесторы могут быть разделены на три группы: использующие средства

а) собственные; б) привлеченные; в) одновременно собственные и привлеченные.

По субъектному составу в качестве инвесторов могут выступать:

а) физические лица;

б) юридические лица;

в) создаваемые на основе договора о совместной деятельности и не имеющие статуса юридического лица объединения юридических лиц;

г) государственные органы;

д) органы местного самоуправления;

е) иностранные субъекты предпринимательской деятельности.

К инвесторам отнесены и государственные органы, однако, как отмечают Н. В. Елизарова и А. В. Харитонов, употребление данного термина представляется не совсем корректным. Перечень органов, осуществляющих государственную власть, установлен Конституцией РФ. В частности, в России федеральную государственную власть осуществляют: Президент РФ; Федеральное Собрание; Правительство РФ; суды РФ. Указанные органы действуют наряду с органами государственной власти субъектов РФ.

Перечень этих органон полностью соответствует гл. 4–7 Конституции РФ, в которых определяется порядок формирования и полномочия каждого из них. При этом представляется сомнительным, например, участие какой-либо из палат Федерального Собрания в качестве субъекта инвестиционных отношений. В то же время государственным органом, обладающим компетенцией в области инвестиционной деятельности, является Правительство РФ (ст. 14 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации"). Также в качестве инвесторов могут выступать Министерство экономического развития РФ, Министерство финансов РФ, соответствующие органы субъектов РФ. С учетом того что такие органы выступают в правоотношениях не от собственного имени, а от имени публично-правового образования, представляется ошибочным отнесение их законодателем к числу инвесторов. Инвесторами в таких случаях выступают Российская Федерация, субъекты РФ. Одновременно следует учитывать, что государство как участник инвестиционных отношений обладает особым правовым статусом, так как одновременно является и инвестором, и регулятором инвестиционной деятельности [3].

Если рассматривать создаваемые на основе договора о совместной деятельности и не имеющие статуса юридического лица объединения юридических лиц, то в данном случае будут применяться правила ГК РФ о договоре простого товарищества, а также положения Федерального закона от 28 ноября 2011 г. № 335-ФЗ "Об инвестиционном товариществе", который регулирует особенности договора простого товарищества, заключаемого для осуществления совместной инвестиционной деятельности (п. 1 ст. 1).

При этом следует согласиться с мнением В. В Долинской, что объединение юридических лиц, создаваемое на основе договора о совместной деятельности и не имеющее статуса юридического лица отличается от договора простого товарищества (ст. 1041 ГК) более узким составом – только юридические лица. Сужение субъектного состава ведет к ограничению видов и целей деятельности такого объединения – только предпринимательская деятельность, только извлечение прибыли. Также субъектами гражданских (в том числе предпринимательских) отношений могут быть только лица, перечисленные в ГК. Применительно к рассматриваемой ситуации – не объединение без статуса юридического лица, а его участники. Наиболее оптимальным примером такого вида инвесторов выступала финансово-промышленная группа. Сейчас такие правосубъектные образования в законодательстве отсутствуют [4].

На основании ст. 6 Федерального закона "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений", инвесторы наделены следующими правами:

– самостоятельно определять объемы, направления и требуемую эффективность инвестиций;

– по своему усмотрению на договорной основе привлекать других физических и юридических лиц, необходимых ему для реализации инвестиций;

– владеть, пользоваться и распоряжаться объектами и результатами инвестирования;

– передавать права на осуществление и на результаты инвестиций другим физическим и юридическим лицам, государственным органам и органам местного самоуправления;

– осуществлять контроль за целевым использованием средств;

– объединять собственные и привлеченные средства со средствами других инвесторов в целях совместного осуществления капитальных вложений;

– осуществлять другие права, предусмотренные договором и (или) государственным контрактом.

Инвестор также может выступать в роли заказчика, кредитора, покупателя, а также выполнять функции застройщика [5], поскольку осуществление капитальных вложений предполагает наличие земельного участка, иного объекта недвижимости и соответствующего субъекта прав на эти объекты, который обеспечивает строительство, реконструкцию, капитальный ремонт (п. 16 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ). При этом, как отмечают

3. К. Трутнев, Л. Е. Бандорин, застройщик может использовать как свои собственные средства, так и привлеченные. А согласно

4. 2 ст. 4 "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений", лицо, использующее привлеченные средства, также является инвестором, следовательно, застройщик всегда является инвестором, даже в случае, когда у правообладателя земельного участка, осуществляющего строительство, нет собственных средств [6].

Следует согласиться с предложенной ими схемой осуществления капитальных вложений, предлагающей два варианта:

1) застройщик-инвестор – в случаях, когда застройщик использует только собственные средства;

2) застройщик-инвестор плюс сторонний инвестор – в случаях, когда застройщик использует привлеченные средства наряду с собственными, а также когда использует только привлеченные средства.

Необходимо отметить, что п. ст. 4 Закона позволяет любому субъекту инвестиционной деятельности совмещать функции двух или нескольких участников. Однако ограничения могут накладываться другими нормативными актами, так, например, совмещение деятельности осуществляемой на основании лицензии управляющей компании на осуществление деятельности по управлению инвестиционными фондами, паевыми инвестиционными фондами и негосударственными пенсионными фондами с деятельностью застройщика, осуществляемой в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2004 г. № 214-ФЗ не соответствует требованиям Федерального закона от 29 ноября 2001 г. № 156-ФЗ "Об инвестиционных фондах" (письмо Банка России от 26 августа 2014 г. № 06-54/6883).

При этом управляющие компании инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов вправе осуществлять инвестирование находящихся в доверительном управлении средств в акции и облигации российских хозяйственных обществ, в том числе являющихся застройщиками в соответствии с Федеральным законом "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации".

Следующим указанным в п. 3 ст. 4 указанного Закона видом субъектов инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, выступают заказчики – физические и юридические лица уполномоченные на то инвесторами, которые:

– осуществляют реализацию инвестиционных проектов.

– не вмешиваются в предпринимательскую и (или) иную деятельность других субъектов инвестиционной деятельности, если иное не предусмотрено договором между ними в силу прямого указания закона.

Заказчиков можно разделить на две группы: инвесторы и заказчики, не являющиеся инвесторами, которые наделяются правами владения, пользования и распоряжения капитальными вложениями на период и в пределах полномочий, которые установлены договором и (или) государственным контрактом в соответствии с законодательством РФ.

Однако указание на заказчика порождает правовую коллизию: следует определиться, как правильно именовать данного участника инвестиционного процесса – заказчиком, застройщиком либо заказчиком-застройщиком. По мнению E. Н. Фролкиной [7], основное отличие застройщика от заказчика заключается в том, что застройщик – это всегда юридическое лицо, в то время как в качестве заказчика может выступать и физическое лицо.

В данном вопросе следует согласиться с мнением А. Н. Кайля [8] о том, что наименование данного участника будет зависеть от конструкции общественных отношений, в которых он участвует.

Специальных требований к обязанностям заказчика закон не предъявляет, для их исследования обратимся к Федеральному закону от 30 декабря 2004 г. № 214-ФЗ. Анализ положений данного Закона позволяет выделить следующие основные обязанности застройщика:

– зарегистрировать договор участия в долевом строительстве с первым участником;

– передать объект долевого строительства в указанные в договоре сроки;

– получить необходимое разрешение на ввод дома в эксплуатацию;

– разместить полную информацию о проекте строительства;

– обеспечить исполнение своих обязательств по договору.

В настоящее время помимо залога застройщик по своему выбору обязан:

– получить поручительство банка, соответствующего определенным критериям;

– застраховать свою гражданскую ответственность за неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязательств по договору.

Следующими участниками инвестиционной деятельности в форме капитальных вложений закон называет подрядчиков – физические и юридические лица, которые выполняют работы по договору подряда и (или) государственному или муниципальному контракту, заключаемому с заказчиками в соответствии с ГК РФ.

В качестве правового регулирования здесь применяется ГК РФ (гл. 37), а также Федеральный закон от 5 апреля г. 2013 г. № 44-ФЗ

"О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".

Подрядчики обязаны иметь лицензию на осуществление ими тех видов деятельности, которые подлежат лицензированию в соответствии с Федеральным законом от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности".

Другой стороной в инвестиционном процессе является тот, кто использует предоставляемые ему инвестиции, т.е. пользователь объектов капитальных вложений (инвестиций) – физические и юридические лица, в том числе иностранные, а также государственные органы, органы местного самоуправления, иностранные государства, международные объединения и организации, для которых создаются указанные объекты (п. 5 ст. 4 Федерального закона "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений"). При этом пользователями объектов капитальных вложений могут быть инвесторы. Однако не во всех инвестиционных отношениях с использованием капитальных вложений такое совмещение возможно. Примером может служить лизинговая деятельность.

В лизинговом правоотношении в качестве пользователя инвестиций выступает лизингополучатель, а участники лизинговых правоотношений не могут совмещать функции лизингополучателя и лизингодателя, а также кредитора и лизингополучателя.

Федеральный закон "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений" регулирует правовое положение всех субъектов инвестиционной деятельности, их права и обязанности, однако не содержит нормы, регулирующие отношения между субъектами инвестиционной деятельности. Напротив, ст. 8 указывает, что отношения между субъектами инвестиционной деятельности осуществляются на основании основе договора и (или) государственного контракта, заключаемых между ними в соответствии с ГК РФ.