Субъективные предпосылки социальной революции

Достаточно ли наличия объективных предпосылок для того, чтобы революция совершилась? Оказывается, нет. Наличие экономической основы и революционной ситуации еще не ведет автоматически к революции. Ошибочно было бы думать, что революционные классы всегда обладают достаточной силой для совершения переворота, когда этот переворот вполне назрел в силу условий общественно-экономического развития. Человеческое общество устроено нс так разумно и не так "удобно" для передовых элементов. Переворот может назреть, а силы у революционных творцов этого переворота может оказаться недостаточно для его совершения. Тогда общество гниет, и это гниение затягивается иногда на целые десятилетия[1].

Осуждая субъективизм и волюнтаризм, марксизм вместе с тем отвергает и пассивно-созерцательное отношение к революции как к фатальному процессу. Никакая революция даже при максимальной зрелости объективных условий не может совершиться вне активной революционной деятельности передовых классов.

Объективные предпосылки содержат только возможность революции. Эта возможность превращается в действительность лишь в результате активной деятельности революционных классов и партий, т.е. при наличии зрелого субъективного фактора. Субъективные предпосылки заключаются в способности революционных классов к активным массовым действиям, достаточным для решения назревших революционных задач. Для победы революции необходимо, чтобы революционный класс был способен на решительные действия, поскольку власть отживающих классов никогда нс падает сама по себе.

Зрелость субъективного фактора социальной революции структурно выражается в наличии трех основных признаков – сознательности, организованности и результативности. Сознательность революционного класса проявляется в том, что он начинает осознавать стоящие перед обществом задачи, а его идеологи разрабатывают революционную теорию. Революционные идеи проникают в стихийное движение угнетенных классов и становятся "материальной силой". Следовательно, сознательность революционного класса выражается в понимании им необходимости социального переворота и готовности сделать для этого все возможное, а если потребуется отдать даже свою жизнь.

Организованность революционного класса выражается в том, что создается революционная политическая партия. Она распространяет революционную теорию в массах, объединяет их и руководит всей их борьбой против старого строя. Партия разрабатывает стратегию и тактику революционной борьбы, решает вопрос о союзниках, определяет конечные цели революционного движения.

Чем глубже задачи, стоящие перед социальной революцией, и чем значительнее ее общественно-экономическое ОГЛАВЛЕНИЕ, тем более широкие народные массы вовлекаются в революционную борьбу, тем выше должен быть уровень их политической сознательности, организованности, моральной стойкости, тем более зрелыми должны быть субъективные предпосылки революции и тем более значительна их роль. Этой закономерностью определяется особая роль субъективного фактора в революции.

Исследуя опыт Октябрьской революции, В. И. Ленин в работе "Детская болезнь “левизны” в коммунизме" сформулировал основной закон всякой революции, гласящей о том, что социальная революция требует единства объективных и субъективных предпосылок. По его мнению, "не из всякой революционной ситуации возникает революция, а лишь из такой ситуации, когда к перечисленным выше объективным переменам присоединяется субъективная, именно: присоединяется способность революционного класса на революционные массовые действия, достаточно сильные, чтобы сломить (или надломить) старое правительство, которое никогда, даже и в эпоху кризисов, не “упадет”, если его не “уронят”"[2]. Данный закон проявляется в общенациональном кризисе, который затрагивает и эксплуатируемых, и эксплуататоров.

Например, в царской России в 1859–1861 гг. и в 1879– 1880 гг., а также в Германии в 60-х it. XIX в. сложились революционные ситуации. Однако революции тогда не произошло. Крестьянство было разобщено, не было социальной силы и политической организации, которые бы объединили и организовали все эти разрозненные выступления в одну мощную волну крестьянского движения.

С другой стороны, история знает и такие примеры, когда предпринимались попытки совершить революцию, не считаясь с отсутствием революционной ситуации. Подобные попытки также приводили к поражениям (например, в Индонезии в 1963 г.).

Наконец, революция только тогда получает историческое признание, когда ее результаты закрепляются в экономико-политических действиях: меняется власть имущий класс, собственность, ОГЛАВЛЕНИЕ государства и т.д.

Волюнтаристы, субъективисты, различные экстремисты отвергают необходимость учета зрелости объективной стороны революции. Объективный закон революции они пытаются форсировать своим нетерпением. Считая, что революционная ситуация может быть вызвана в любой стране, в любое время, они фактически не ускоряют ход революции, а несвоевременными выступлениями обессиливают ее, подменяют ее политическим авантюризмом.

В отличие от них фаталисты вообще отвергают необходимость подготовки эксплуатируемых масс к революции практической борьбой и выступлениями. Они полагаются на стихийный процесс или пытаются предупредить революцию проведением различных "куцых" реформ.