Структуры сознания. Сознание и бессознательное

Традиционная психология, основы которой были заложены еще Декартом и Локком, сохраняла свои основные черты на протяжении XVIII–XIX веков. Ее более поздние представители (Эдуард Тэйлор, Джон Фрэзер и др.) продолжали твердо верить в самотождественность "человеческого духа", который представляется им совершенно одинаковым всегда и повсюду. Самотождественность принималась классической школой как постулат или, вернее, как аксиома: это тождество считали излишним доказывать или даже просто формулировать. С точки зрения "классиков" быть сознательным означало в каждый момент времени не только отдавать себе отчет в мотивах того или иного поступка, но и прежде всего подводить под единство "Я" всю совокупность внешних и внутренних событий, претерпеваемых организмом ежеминутно.

Отвлекаясь от второстепенных и частных моментов, основные черты классической психологии можно свести к следующему:

► психика отождествляется с сознанием;

► область сознания противопоставляется остальным явлениям действительности и отделяется от них "пропастью", вследствие чего возникает знаменитая "психофизическая проблема";

► метод самонаблюдения (интроспекции) признается наиболее эффективным (если не единственным) в исследовании психических явлений (а стало быть, и сознания, поскольку последнее полностью покрывает область психического);

► в объяснении чувственного восприятия доминирует так называемый сенсуалистический атомизм, согласно которому всякое ощущение представляет собой единичное, "атомарное" явление, не зависящее от всех других ощущений и не влияющее на них;

► исследование ведется с позиций крайнего индивидуализма, когда каждое из изучаемых явлений анализируется исключительно в пределах индивидуального сознания, рассматриваемого, с одной стороны, как абсолютно самодостаточное, а с другой – как абсолютно тождественное (кроме содержания) всякому другому сознанию. На этом основании исследователь, изучивший путем интроспекции собственное сознание, мог претендовать на знание сознания вообще;

► бытие психического полностью исчерпывается его непосредственной данностью, переживаемой в сознании. Совокупность феноменов, актуально переживаемых субъектом в сфере его внимания, принимается за адекватную и полную картину сознания.

Классическая психология выделяла три сферы сознания; сферу эмпирического опыта, сферу обобщения его результатов (рассудочная сфера) и сферу теоретического разума. Каждая из этих сфер понималась как абсолютно "прозрачная", доступная рефлектирующему анализу и полной рационализации. Между тем к концу XX века становится очевидно, что выделенные три сферы не исчерпывают всего многообразия психических функций человека. В частности, обнаруживается еще одна сфера – сфера бессознательного (3. Фрейд). С этого времени возникают новые психологические школы и направления, каждое из которых выступает против традиционных установок.

Глубинная психология

Зигмунд Фрейд разрушил представления, согласно которым психическое полностью отождествлялось с сознательным, а сама психология считалась наукой о содержании и функционировании сознания. Подвергнув анализу факты бессознательной психической деятельности, Фрейд обнаружил, что в действительности психика человека представляет собой сложную "многоэтажную" конструкцию. То, что прежде определялось как исчерпывающее ОГЛАВЛЕНИЕ сознания, составляет лишь его поверхностный слой, под которым скрываются глубинные структуры подсознательного и бессознательного.

† Бихевиоризм возникает на базе исследования фактов из области экспериментальной зоопсихологии. Основу направления заложили работы американского исследователя Джона Уотсона (1878–1958), а также труды российских ученых И. П. Павлова (1849–1936) и В. М. Бехтерева (1857–1927). Исходя из того, что психика проявляет себя исключительно в поведенческих реакциях, сторонники бихевиоризма, по существу, отождествили человеческую психику с психикой животных, практически уничтожив "пропасть" между животным и человеком, "вырытую" классической психологией. Поскольку при объективном наблюдении не обнаруживается ничего такого, что можно было бы назвать сознанием, чувствованием, ощущением, бихевиоризм признает термины "душа", "сознание" пустыми, не обладающими никаким реальным ОГЛАВЛЕНИЕм.

То, что мы называем сознанием, полагают сторонники данного направления, есть не более чем адаптационное поведение в нестандартных условиях. Такая адаптация осуществляется методом проб и ошибок. Количество проб, необходимых для выработки адекватной реакции, определяет уровень "сознания", возникающего в момент, когда рефлекторные и инстинктивные виды активности оказываются не в состоянии сохранить организм. Сознание есть показатель неприспособленности организма к среде: у совершенно приспособленного организма сознание отсутствует, поскольку в нем нет нужды.

† Гештальтпсихология выступила против сенсуалистического атомизма, утверждая неразделенность, "целостность" чувственных образов, не складывающихся из "кирпичиков" отельных "атомарных" восприятий, а изначально составляющих крупные целостные блоки – гештальты.

† Структурализм (В. Дильтей, Л. Леви-Брюль и др.), с одной стороны, и марксизм – с другой, разрабатывали концепцию социокультурной обусловленности человеческого сознания, внеся в психологию идею историзма. При этом марксизм, верный традиционной идее прогрессивного развития, выстраивал некую временну́ю иерархию типов сознания, тогда как структурализм, отрицающий преемственность культур, предлагал перейти от объяснения психических явлений к их "пониманию".