Структуры по электронному измерению аудитории

Производство такой, в общем-то, линейной информации (укажем, что "обрастание" ее дополнительной внекоммуникативной информацией стало возможным лишь с обвальной компьютеризацией, а этой ситуации от силы три десятилетия) нашло своего постоянного и весьма заинтересованного потребителя в лице рекламодателя, поэтому оно успешно развивалось начиная с 1940-х гг. Долгое время вне конкуренции были американские фирмы Нилсена[1] и "Арбитрон" (American Research Bureau – ARB), приблизительно через 25 лет па международном рынке к ним присоединилась английская фирма АГБ (AGB), которая за короткое время превратилась в крупную исследовательскую службу, вышедшую на международный рынок. К концу 1980-х гг. ее филиалы существовали более чем в 20 странах мира. Исследовательский филиал фирмы АГБ ПЕТАР специализируется в основном на исследованиях в европейских странах (кроме нее известна английская фирма Radio Joint Audience Research, возникшая в 1991 г., до этого в Англии существовала другая служба с аналогичными функциями). Во Франции помимо таких участников национального рынка, как "Нилсен" и ЛСВ, имеется национальная фирма с системой измерения телеповедеиия "Мотивак". Устройство "Мотивак" использует самые последние достижения в области телеслежения за поведением зрителя. Самописец лазерного устройства регистрирует только людей (на кошек и собак не реагирует), причем фиксирует как спокойное положение у телевизора (некоторая гарантия внимательного телепросмотра), так и перемещения, что может свидетельствовать о частичном внимании.

Старейшая на этом рынке компания Нилсена в последнее десятилетие прошлого века тоже приступила к разработке сенсорного счетчика, который будет фиксировать нахождение зрителя перед телеэкраном, регистрировать физиологическое состояние зрителя в момент просмотра передач и его реакцию на телерекламу (фиксируя частоту пульса, давление). На этом рынке услуг известна также швейцарская фирма "Телеконтроль" (дополнительно анализирует и любой другой способ эксплуатации телевизора – запись на видео, видеоигры и т.д.).

Особое значение приобретает изучение размеров и состава аудитории там, где появляются альтернативные источники телепередач. С появлением спутниково-кабельного телевидения в Европе эта проблема стала особенно актуальной.

Первое крупномасштабное исследование панъевропейской аудитории было проведено в 1985 г. по заказу обще- развлекательной спутниковой программы "Скай уан", принадлежащей Р. Мердоку. С 1987 г. Комитет по изучению панъевропейской аудитории ("Пэн-юэропиен телевижн аудиенс рисерч" – ПЕТАР) определяет количественный и социодемографический состав аудитории спутниковокабельного телевидения на регулярной основе. Это пока единственный источник данных о панъевропейской аудитории. Как пример международной кооперации в этой области можно привести спонсирование общеевропейскими и мировыми изданиями ("Юропиен", "Экономист", "Файненшл Таймс" и др.) проекта, который носит название "Панъевропейский обзор" (Pan European Survey – PES). Раз в три года, начиная с 1978 г., осуществляется исследование читательской аудитории по всей Европе в 16 странах.