Структурные составляющие политической системы

Как представляется, главное место в исследовании должны занимать сама политическая система, ее структурные элементы, конфигурация и т.д. Политическая система предполагает наличие не только системы отношений, но и в первую очередь структур институциональной инфраструктуры, на основе которых могут развертываться эти отношения. Как подчеркивал Т. Парсонс, структура составляет "анатомию" социальной системы, а функции – ее "физиологию". Этот постулат верен и применительно к политической системе.

Под политической системой подразумеваются политическое устройство, политическая самоорганизация общества, которые невозможно себе представить без институциональной структуры. При анализе политических отношений и взаимодействий прежде всего необходимо определить их субъекты.

Возьмем, например, нормы и правила политической игры. Можно ли изучать их взятыми сами по себе, без основополагающего документа – конституции, в которой эти нормы и правила законодательно зафиксированы.

Разные политические системы отличаются друг от друга прежде всего своей сутью и характером лежащих в их основе мировоззренческих, социально-философских, идейно-политических ценностей, идей, принципов и установок. К примеру, как будет показано в главе 15, демократическая политическая система по целому ряду основополагающих критериев существенно отличается от авторитарной и тем более тоталитарной системы.

Соответственно, они отличаются друг от друга наличием или отсутствием тех или иных институтов, характером их конфигурации, структурными взаимоотношениями, выполняемыми функциями и т.д. Не вызывает сомнений тот факт, что системные или организационные характеристики приобретает все то, что подпадает gод понятие политического. Основные его компоненты, тяготея к центру, формируются в систему. Этот факт определяется уже в силу существования между различными компонентами политического более или менее тесных взаимоотношений.

Структура представляет собой основополагающий элемент, который и позволяет говорить о системе как некоем едином целом. Она объединяет все компоненты системы. Более того, структуру условно можно определить как постоянную величину, а составляющие систему акторы – как переменные величины.

Очевидно, что без выяснения вопроса об анатомии и институциональных субъектах политической системы нс может быть серьезного разговора о ее целях и функциях, об условиях и о принципах распределения и реализации политической власти и о многих других ключевых проблемах политологии. С этой точки зрения политическая система представляет собой комплекс институтов и организаций, в совокупности составляющих политическую самоорганизацию общества. Это прежде всего институты и органы управления, руководства и координации политической жизни страны.

Необходимо учесть, что структура – это абстракция, которая основана на некоей ранжировке институтов и отношений. Но остается вопрос о принципах и формах самой ранжировки. В политической системе она устанавливается в соответствии с действующими писаными или неписаными конституциями. Ее составные элементы располагаются в порядке иерархического соподчинения низших уровней высшим. Одни – вышестоящие уровни – призваны командовать или управлять, а другие – нижестоящие – подчиняться.

Здесь важно исследовать проблемы политического господства и правления, господства и сотрудничества, формирования власти и политического неравенства; механизм правления в рамках различных государственнополитических систем; отношения людей с институтами власти; механизмы обеспечения единства, жизнеспособности и бесперебойного функционирования общества; принципы политической социализации.

Государство как ключевой носитель политической власти с тремя ее ветвями – законодательной, исполнительной и судебной – является тем стержневым элементом, вокруг которого объединяются все остальные составляющие политической системы. Именно вокруг государства как выразителя интересов всего общества группируются все остальные политические институты.

Немаловажное место в политической системе занимают партии и связанные с ними институты народного представительства и выборов, которые в совокупности составляют партийную систему. Она теснейшим образом связана с избирательной системой и институтом выборности ключевых должностей в структурах государственной власти. Все они в совокупности призваны реализовать суверенитет народа как главного источника власти и принцип политического представительства во властной системе.

Подчеркивая значимость партий, немецкий политолог К. фон Байме называл современные западноевропейские политические системы партийными демократиями. Нередко партии, партийные и избирательные системы рассматриваются как самостоятельная сфера, существующая отдельно от политической системы.

Более обоснованной представляется позиции Г. Алмонда. Он, в частности, выделял два уровня политических структур: институциональный и ассоциативный. Причем государство и его институты составляют первый уровень, а партии – второй. Однако партии играют существенную роль как в определении структуры политической системы, так и в ее функционировании.

Помимо названных базовых структурных элементов политическая система включает различные общественно-политические организации, институты и механизмы принятия решений, например институт трипартизма или неокорпоративизма, осуществляющий функциональное представительство заинтересованных групп.

Поэтому естественно, что политические отношения – важная структурно- функциональная составляющая мира политического. Если речь идет об отношениях, то, естественно, предполагается существование и субъектов этих отношений. К. Маркс считал субъектами политики и политических отношений классы, А. Парето и Г. Моска – элиты, А. Бентли, Д. Трумен и др. – заинтересованные группы.

Под политическими отношениями понимается взаимодействие субъектов политической жизни в процессе завоевания, перераспределения и реализации политической власти. Их сущность и формы определяются социальными, экономическими, этнонациональными, конфессиональными и иными факторами. Специфика политических отношений состоит в том, что они выражают взаимосвязи между субъектами через отношения власти, в той или иной форме определяют характер всех других общественных отношений. Взаимно переплетаясь, группируясь в пучки взаимосвязей на основе определенных реальностей и интересов, они интегрируются в общую структуру политической системы.

Поскольку борьбу за власть ведут различные социально-политические силы, преследующие свои цели и интересы, политические отношения пронизывает дух соперничества, конкуренции. Это верно как на уровне отдельно взятой страны, так и на уровне мирового сообщества, где в качестве субъектов политических отношений выступают отдельные государства. Поэтому и говорят о международных, или межгосударственных, отношениях.

В целом политическая система охватывает институционально- организационный аспект подсистемы политического с его основополагающими целями, субъектами, отношениями, процедурами, механизмами и функциями. Она характеризуется интегрированностью, что в свою очередь предполагает вертикальную и горизонтальную согласованность ее структурных элементов. Жизнеспособность политической системы определяется тем, насколько в ней преобладают согласие и сотрудничество между отдельными элементами.