Структурно-тематическая организация научного текста

Логичность научной речи ярко проявляется в организации текста. В научной и учебно-научной литературе, главная цель которой заключается в передаче объективных знаний об окружающей действительности, существуют устойчивые закономерности в характере и способах предъявления понятий, раскрытии их существенных сторон, связей друг с другом, что определяет логико-смысловую специфику этих текстов и относительную жесткость в расположении их компонентов. В разных науках тексты содержат универсальные смысловые блоки – структурно-смысловые единства, которые в научной литературе, особенно в учебно-научных текстах, располагаются в определенной последовательности, обусловленной логико-понятийной закономерностью изложения научной информации, например:

• понятие об объекте; определение объекта;

• обозначение, измерение, вычисление объекта;

• свойства объекта, вещества;

• изменения и превращения объекта;

• связь и зависимость явлений и объектов;

• состав вещества; строение, структура, устройство объектов;

• классификация объектов, предметов, явлений;

• получение объектов;

• применение, назначение объектов.

При этом каждое структурно-смысловое единство выступает в особых лексико-грамматических конструкциях, основу которых составляют глаголы. Например:

– для выражения понятия об объекте (номинация объекта) используются глаголы есть, являться, представлять собой;

– выражения значений измерения, обозначения, вычисления – глаголы вычисляться), измеряться), обозначать, определяться);

– обозначения изменений, превращений, происходящих с предметами, – глаголы изменяться, происходить, переходить, превращаться, становиться;

– описания свойств предмета, объекта – глаголы обладать способностью, свойством; характеризоваться, отличаться и краткие прилагательные характерен, подобен и др.

Представим структурно-смысловые единства во фрагменте текста из "Википедии".

1. Определение объекта. ГРАФИТ (нем. Graphit, от греч. grapho – пишу), аллотропная модификация углерода, наиболее устойчивая при обычных условиях. Встречается обычно в виде отдельных чешуек, пластинок и скоплений, разных по величине и содержанию Г.

2. Свойства объекта. Кристаллическая решетка Г. состоит из параллельных слоев (базисных плоскостей), образованных правильными шестиугольниками из атомов углерода. Г. – жирное на ощупь вещество черного или серо-черного цвета с металлическим блеском. Г. весьма инертен при нормальных условиях. Прочностные свойства Г. зависят от увеличения температуры.

3. Классификация объекта. К разновидностям искусственно полученного Г. относят доменный Г. (выделяется при медленном охлаждении больших масс чугуна) и карбидный Г. (образуется при термическом разложении карбидов).

4. Применение объекта. Г. используют в металлургии для изготовления плавильных тиглей... в атомной технике в виде блоков, втулок, колец в реакторах...

Логико-композиционная структура научного текста отражает последовательное расположение в нем смысловых блоков, причем для научного текста характерны типизированные схемы расположения, которые в значительной степени определяются жанром текста. Жанр – это форма организации речевого материала в рамках того или иного стиля речи. В жанровом отношении научная речь является одной из наиболее богатых разновидностей русской речи. Жанровое многообразие научного стиля обусловлено прежде всего наличием в нем множества типов текстов. Можно выделить следующие подстили научного стиля и соответственно жанры как письменной, так и устной речи:

Подстили научного стиля

Жанры научного стиля

Собственно научный

Монография, статья, доклад, курсовая работа, дипломная работа, диссертационная работа

Научно-информативный

Реферат, аннотация, конспект, тезисы, патентное описание

Научно-справочный

Словарь, справочник, каталог

Учебно-научный

Учебник, словарь, методическое пособие, лекция, конспект, аннотация, устный ответ, объяснение

Научно-популярный

Очерк, книга, лекция, статья, выступление по радио, телевидению

Научные тексты различных жанров строятся по единой логической схеме. В основании этой схемы находится главный тезис – утверждение, требующее обоснования. Тезис включает в себя предмет речи (то, о чем говорится в тексте) и главный анализируемый признак (то, что говорится об этом предмете). В доказательство главного тезиса приводятся аргументы (доводы, основания), количество которых зависит от жанра и объема научного текста. Для более полной аргументации тезиса необходимы также иллюстрации – примеры, подтверждающие выдвинутые теоретические положения. Текст научного стиля завершается выводом (резюме).

Если посмотреть на жанры научного стиля с коммуникативной, прагматической точки зрения, т.е. кем они пишутся, для кого и зачем, то их можно классифицировать следующим образом.

1. Жанры "для своих" (или жанры собственно научного стиля речи). Научная статья и монография – это так называемые первичные письменные жанры научного стиля, поскольку они пишутся специалистами и для специалистов. Монография – это научная книга, научный труд, посвященный изучению одной проблемы, одного вопроса. Научная статья – это сочинение небольшого размера, в котором автор излагает результаты собственного исследования. Доклад имеет, как правило, устную форму реализации, однако пишется, готовится заранее. Диссертационная, а также курсовая и дипломная работы примыкают к другой разновидности научного стиля – учебно-научным жанрам. Тексты перечисленных жанров должны обладать свойствами, присущими любому научному тексту: быть точными, логичными, отвлеченными и обобщенными, иметь стройную композицию.

Структурно-смысловые компоненты этих жанров: название (заголовок), введение, основная часть, заключение. Название как важнейшая информативная единица отражает тему текста. Введение (водная часть) кратко и точно обосновывает выбор темы исследования, методы исследования, цели и задачи работы. Основная часть текста монографии, дипломной работы делится на главы в соответствии с задачами и объемом работы. В научной статье главы не выделяются, но каждое новое научное положение оформляется в новый абзац. Заключение содержит выводы по данному исследованию или имеет форму краткого резюме.

2. Жанры "для себя" (или жанры научно-информативного стиля речи). Реферат, аннотация, конспект, тезисы объединены общим свойством – они являются вторичными жанрами речи (составляются на основе уже имеющихся опорных тестов, чаще всего оригинальных, первичных, хотя тезисы могут быть и оригинальным научным произведением) и могут относиться к учебно-научной разновидности научного стиля речи.

Реферат отражает главную информацию, содержащуюся в первоисточнике, новые сведения, существенные данные. Реферирование – это интеллектуальный творческий процесс, включающий осмысление текста, преобразование информации аналитико-синтетическим способом и создание нового (вторичного) текста. В то же время реферат должен корректно оценивать материал, содержащийся в первоисточнике, поэтому он может быть репродуктивным, воспроизводящим ОГЛАВЛЕНИЕ первичного текста, и продуктивным, содержащим критическое или творческое осмысление реферируемого источника.

В структуре реферата любого типа выделяют три основных компонента: 1) библиографическое описание; 2) собственно реферативный текст; 3) справочный аппарат.

Как и любой научный текст, реферат имеет определенную композицию: а) вступление, в котором даются исходные данные текста (название, место и год издания), раскрываются тема работы, чему она посвящена, в связи с чем написана, каковы ее основные вопросы и проблемы;

б) основная часть, представляющая собой анализ самых важных вопросов, содержащихся в исходном тексте, а также мнение референта по поводу суждений автора первоисточника; в) общий вывод о значении всей темы или проблемы реферируемого текста.

Аннотация – это сжатая характеристика книги (статьи или сборника), ее содержания и назначения. Как правило, аннотация имеет две обязательные части – содержательную характеристику первоисточника и характеристику адресата аннотируемого текста, а также факультативные части – информацию о композиции, структуре первичного текста, иллюстративном материале. Современные аннотации нередко содержат элементы разговорности, образности, экспрессии в целях привлечения читателя. Например:

Новейшие открытия ученых-физиков последних лет заставляют по-другому взглянуть на природу звука, слова, мысли. Торсионные поля сохраняют и несут информацию, способную влиять на наше сознание. Как бережно в таком случае мы должны относиться к каждому произнесенному слову! Исследование посвящено изучению влияния на растения молитвы и нецензурной речи и может быть интересно самому широкому кругу образованных читателей.

Для представления научного доклада, курсовой, дипломной работы также необходимо грамотно написать аннотацию. В советах студентам, в том числе выложенных в Интернете, ученые, преподаватели рекомендуют подчеркнуть в аннотации самые существенные и выигрышные черты работы. Например:

Курсовая работа имеет целью рассмотреть феномен игрового jRPG-проекта "Последняя Фантазия". Объект исследования: серия jRPG-игр "Последняя Фантазия". Предмет исследования: одна из тринадцати игр основной серии jRPG-игр "Последняя Фантазия" – "Последняя Фантазия 7". Дано определение понятия "игра" с ее соответствующими характеристиками и функциями, дана характеристика серии игр "Последняя Фантазия" как феномена игровой деятельности в современном обществе, поставлен общетеоретический вопрос о роли игр "Последняя Фантазия" и их социокультурном значении... Результаты работы апробированы на двух студенческих научных конференциях.

Конспект относится к промежуточному жанру информативно-научного и учебно-научного подстилей. Конспектирование – это процесс мыслительной переработки и письменной фиксации основных положений читаемого или воспринимаемого на слух текста. При конспектировании происходит свертывание, компрессия первичного текста. Результатом конспектирования является запись в виде конспекта, которая позволяет восстановить, развернуть исходную информацию. В зависимости от формы представления информации в конспекте и степени свернутости в конспекте первичного текста различают такие виды конспектов, как конспект-план, конспект-схема, текстуальный конспект (выписки цитат из текста-первоисточника).

Тезисы – это кратко сформулированные основные положения доклада, научной статьи. По представленному в них материалу и содержанию тезисы могут быть как первичным, оригинальным научным произведением, так и вторичным текстом, подобным аннотации, реферату, конспекту. Оригинальные тезисы являются сжатым отражением собственного доклада, статьи автора. Вторичные тезисы создаются на основе первичных текстов, принадлежащих другому автору. В тезисах логично и кратко излагается рассматриваемая тема. Каждый тезис, составляющий обычно отдельный абзац, освещает отдельную микротему (если план только называет рассматриваемые вопросы, то тезисы должны раскрывать решение этих вопросов).

Тезисы имеют строго нормативную содержательно-композиционную структуру, в которой выделяют преамбулу, основное тезисное положение, заключительный тезис. Четкое логическое деление тезисного содержания подчеркивается формально (т.е. шрифтом, абзацным членением, подчеркиванием) или графически (рубрикацией, таблицами, схемами).

Тезисы являются одним из наиболее устойчивых в плане нормативности жанров научного стиля. Нарушение чистоты, жанровой определенности при составлении тезисов оценивается как грубое искажение не только стилистической, но и коммуникативной нормы. Среди типичных нарушений следует отметить подмену тезисов текстом сообщения, рефератом, аннотацией, планом. Согласно требованиям стилистической чистоты и однородности текста в тезисах недопустимы эмоционально-экспрессивные определения, метафоры и прочие включения из других стилей.

3. Жанры "для других" (или жанры научно-информативного, научно-справочного, научно-популярного стиля речи). Как вы уже знаете, научно-популярный стиль предполагает изменение вектора направления речи, возрастание значимости эстетической функции речи, важность воздействия на адресата с целью увлечь, захватить его, быть понятым. Заметим, что в случае речи "для своих" автора мало заботит доступность формы: важно ОГЛАВЛЕНИЕ, которое поймут "посвященные". В научно-популярных жанрах роль автора возрастает: мы любим слушать именно С. Капицу, именно отца Кирилла, именно А. Гордона, Н. Дроздова, потому что они привлекают нас "лица необщим выраженьем", ярко и доступно говорят о сложном. С учетом адресата в научно-популярных жанрах синтаксис текста облегчен, термины, как правило, объясняются, безличность и бессубъектность речи исчезает, речь становится личностной, оценочной, эмоциональной. Например, в журнале "Химия и жизнь" читаем:

Раздражение вкусовых рецепторов состоялось, пища в желудок попала, удовольствие от еды любитель биг-мака получил даже в избытке, но вот перевариваться эта котлета с булкой даже еще не начала, потому что вдогонку ей заливается ледяная газировка. В итоге через полчаса возникает чувство голода. Особенно быстро такая почти наркотическая зависимость формируется у детей и подростков, на которых и рассчитана, в основном, реклама "Макдоналдса" во всем мире. Необходимо понять, что устойчивая микрофлора кишечника растет на овощах, фруктах и кашах! Вот тогда никакой дисбактериоз не страшен.

Большую роль в научном стиле речи играет способ изложения информации. Основными способами являются описание, повествование, рассуждение и доказательство. В научных текстах обычно сочетаются элементы описания (1) и рассуждения (2).

(1) В Канаде обнаружены самые древние скалы на поверхности Земли. Камни возрастом 4,2 млрд лет замечательны не столько рекордным долголетием, сколько своим уникальным химическим составом. (2) Они подтверждают одну из самых интригующих гипотез происхождения нашей планеты.

(1) Возраст планеты Земля, по современным данным, составляет 4,567 млрд лет. (2) Однако неукротимая тектоническая активность в недрах планеты практически не оставила нам свидетельств первых дней существования земной коры. (2) В результате, понимание всей истории геологической эволюции Земли в наши дни неизменно упирается в отсутствие каких-либо данных о самых первых миллионах лет существования планеты. Потому геохимики продолжают поиск древних участков земной коры, пусть и изрядно потрепанных перипетиями нелегкой геологической судьбы. (1) Скалы Нуввуагитук – зеленые породы, расположенные в северной части канадской провинции Квебек, в Гудзоновом заливе, уже давно интересовали охотников до старины от геологии.

Описание – это способ изложения, с целью информировать о признаках и свойствах объекта, процессах и явлениях как о фактах известных и наблюдаемых. Описание исключает временные характеристики. При описании объект представлен в статическом состоянии. Описание имеет следующие подвиды: описание-определение, описание- формулировка закона, теоремы; описание-характеристика; описание-инструкция.

Определение (формулировка) – это максимально краткое описание, цель которого назвать главные и отличительные признаки объекта. Текст определения обычно представляет собой одно, как правило, сложное предложение, например:

Определение понятия. "Абстракция – фундаментальный механизм мышления, позволяющий строить “идеальные” понятия на основании обобщения и анализа свойств конкретных объектов или явлений".

Формулировка теоремы. "При сложении двух векторов а и их соответствующие координаты складываются между собой".

Формулировка закона. "Третий закон Ньютона: если одно тело действует на другое тело с силой F1, то второе тело действует на первое с силой F2, равной по модулю и противоположной по направлению силе F1".

Характеристика – это максимально полное и всестороннее описание, которое создает целостное представление об объекте, явлении и процессе. Текст описания-характеристики может быть выражен следующими двумя структурами: