Структурно-функциональный анализ

Широкое распространение в западных странах получил и так называемый структурно-функциональный анализ – по сути, один из вариантов системного подхода к изучению общества, начало которому положили труды О. Конга, Г. Спенсера и Э. Дюркгейма.

Основные положения методологии современного структурно-функционального анализа представлены в работах американских социологов Т. Парсонса и Р. Мертона, исходивших из идей упомянутых выше мыслителей, а также идей М. Вебера и П. Сорокина, которого Т. Парсонс называл своим учителем. Современные последователи Т. Парсонса и Р. Мертона, анализируя общественные явления, также используют ряд положений из общей теории систем Л. Фон Берталанфи, А. Рапопорта и У. Р. Эшби.

В своем основном труде "Структура социального действия" (1937) Т. Парсонс всесторонне обосновывал положение о том, что основополагающим фактором порождения и дальнейшего функционирования любого общественного явления и процесса являются действия людей. Поэтому, чтобы понять ОГЛАВЛЕНИЕ и социальное значение того или иного общественного явления и процесса, необходимо изучить побудительные мотивы деятельности людей, ее ОГЛАВЛЕНИЕ и социальную направленность.

Парсонс исходил из того, что действия людей, с одной стороны, побуждаются их потребностями и интересами, а с другой – регулируются определенными социальными нормами и ценностями, на которые они ориентируются; люди объединяются на основе общих интересов и ценностных ориентаций, а также доверия друг к другу. Без этого их совместные действия и складывающиеся из них социальные процессы невозможны. В связи с этим основные задачи исследования указанных процессов – анализ потребностей и интересов субъектов социальной деятельности (личностей, социальных групп и др.), а также той системы ценностей (политических, моральных, религиозных и т.д.), которыми они руководствуются в своем мышлении, деятельности и поведении.

По утверждению Т. Парсонса, деятельность людей всегда происходит в определенных "структурных рамках" (малых и больших) и в той или иной степени социально организована. Результатом этого является функционирование определенных социальных институтов и организаций. Он следующим образом характеризовал основные "функциональные предпосылки" существования любой социальной системы (семьи, производственной и политической организации, вплоть до общества в целом): 1) возможность каждой социальной системы адаптироваться (приспособиться) к условиям внешней среды; 2) достижение целей функционирования данной системы; 3) интегративная функция системы: для реализации первых двух функциональных предпосылок существования системы последняя "должна обладать внутренним единством и упорядоченностью"; 4) воспроизведение и сохранение социальной системы посредством усвоения всеми ее элементами "норм системы"[1].

Указанные функции существования и развития социальной системы реализуются благодаря деятельности соответствующих социальных институтов (экономических, политических и др.). При этом процесс образования, в котором люди усваивают современные знания, ценности и социальные нормы, характеризовался Парсонсом как "динамическое ядро социальной системы"[2]. Он делал вывод, что социально развитые личности играют решающую роль в сохранении, поддержании порядка и воспроизводстве любой социальной системы.

По мнению Т. Парсонса, каждый социальный институт можно представить как систему положений (статусов) действующих в нем субъектов и выполняемых ими социальных ролей.

Учитель и ученик в системе образования, солдат и офицер в армии, производитель и потребитель в системе экономических отношений – все это примеры социальных ролей в различных социальных институтах. Парсонс утверждал, что "институты и роли сохраняются, в то время как индивиды приходят и уходят"[3].

Т. Парсонс считал, что общество будет находиться в состоянии равновесия и стабильности, если люди будут усваивать и практически реализовывать скрепляющие его ценности и нормы общежития. Когда же этого не происходит, то имеют место случаи "отклоняющегося поведения" людей, в том числе преступного, что угрожает порядку и нормальному существованию данного общества.

В своих более поздних трудах ("Общества: эволюционная и компаративная перспектива" (1966) и "Система современных обществ" (1971)) Парсонс с помощью разработанного им метода пытался обосновать учение о развитии общества в целом. Он утверждал, что наиболее глубокой сферой существования общества является его духовная культура, признавая в то же время важную роль в функционировании общества его экономической и политической подсистем.

Р. Мертон подверг сомнению научную продуктивность теорий, претендующих на анализ общества в целом. Исследование более ограниченных областей общественной жизни, по мнению Мертона, намного ближе к действительности, и в этом случае ее анализ является более конкретным и глубоким. Этому посвящена разработанная им "теория среднего уровня"[4]. Р. Мертон внес существенный вклад в разработку теории функционирования общественных явлений, в анализ их функций и дисфункций, т.е. отклонений, вредных для существования этих явлений.

Как отмечают многие современные западные исследователи, структурно-функциональный анализ после некоторого спада интереса к нему в 1970–1980-е гг. сегодня вновь широко используется в изучении явлений общественной жизни.