Лекция 4. Структура и закономерности развития различных областей научного знания

Структура знания в развитых естественных науках имеет уровневую организацию и состоит из четырех основных знаний: чувственное, эмпирическое, теоретическое, метатеоре-тическое.

Знание (рис. 4.1):

чувственное - данные наблюдения и эксперимента над объектами природы и экспериментальными процессами;

Рис. 4.1. Структура знания в естественных науках

эмпирическое - обобщенное описание данных наблюдения и эксперимента на эмпирическом и математическом языке в виде фактов и эмпирических законов;

теоретическое -логически системное описание свойств, отношений и законов определенного множества идеальных объектов (материальных точек, идеального газа, абсолютно черного тела, абсолютно изолированной термодинамической системы и т.д.);

метатеоретическое - общенаучные законы и принципы (частная и (или) общенаучная картины мира, фундаментальное знание парадигмальных теорий), философские основания данной области науки и (или) данной дисциплины;

интерпретативное - множество определений, связывающих элементы соседних уровней знания путем их отождествления (идентификации);

математическое - язык математических теорий, используемый для обработки чувственных данных, формулировки фактов, законов, принципов, констант, описания теоретических структур и их преобразований.

Структура знания в математических науках

Структура знания в математике характеризует внутреннее строение математического знания; оно имеет уровневую организацию и состоит из четырех основных уровней: математические проблемы и задачи, содержательные математические теории, формализованные математические теории, метаматематические построения, включающие в себя и определенные философские основания (рис. 4.2).

Структура знания в технонауках

Технонауки - совокупность технических, технологических, инженерных, строительных, медицинских и других дисциплин. Структура научного знания в этих науках имеет сетевую, горизонтально-вертикальную организацию. Эта сеть состоит из семи основных блоков: онтологическое знание; метрологическое; модельно-проективное; эмпирическое; теоретическое; обыденное; метатеоретическое (рис. 4.3).

Рис. 4.2. Структура знания в математике

Рис. 4.3. Структура знания в технонауках

Знание:

1) онтологическое - свойства и отношения артефакта ("вещи"): машины, механизма, строительной конструкции, инженерного сооружения, технологического процесса, архитектурного сооружения, продукта питания, нового лекарства и др.;

2) метрологическое - описание измерительной техники, приборов, эталонов, систем единиц и способов измерения, методов обработки результатов измерений и др.;

3) модельно-проективное - теоретические модели будущих артефактов, их описание, математические расчеты на функциональность, надежность, безопасность и эффективность и др.;

4) эмпирическое - описание данных наблюдений и эксперимента над опытными образцами артефактов, их систематизация и графическое оформление, формулировка фактов и законов поведения и функционирования образцов и др.;

5) теоретическое - введение идеальных объектов как теоретических репрезентантов артефактов, формулировка законов их функционирования и изменения, методы обоснования и проверки теоретических утверждений и др.;

6) обыденное - совокупность инструкций и предписаний по использованию машин, механизмов, технологий, соблюдения правил безопасности и др.;

7) метатеоретическое - фундаментальное знание из естественных и социально-гуманитарных наук, математические теории, философские принципы и основания, этические, экономические и экологические регулятивы и ограничения, оценки социального и практического характера и др.