Структура товарного рынка

Структура товарного рынка характеризуется количественными и качественными показателями. Количественные показатели:

o численность продавцов, действующих на данном рынке;

o доли, занимаемые продавцами на данном товарном рынке (в зависимости от целей анализа - с учетом или без учета потенциальных конкурентов);

o показатели рыночной концентрации.

Если анализ состояния конкурентной среды на рынке проводится в связи с возбуждением дела по факту нарушения антимонопольного законодательства, вероятнее всего, необходим расчет доли по фактически сложившейся структуре рынка (без учета потенциальных конкурентов). Если же анализ выполняется для оценки долгосрочных и перспективных проектов (слияние хозяйствующих субъектов, создание финансово-промышленных групп, приобретение пакетов акций, имущества и др.), целесообразно учитывать возможные объемы реализации на рынке потенциальными конкурентами (продавцами) при условии, что вход на рынок новых хозяйствующих субъектов может осуществляться в кратчайшие сроки (определяемые в зависимости от конкретного рынка, в пределах 1-2 лет) без существенных дополнительных затрат. Затем продавцы ранжируются по их долям на рынке, анализируется существенность разброса долей участия продавцов на рынке и делается вывод о равнозначности (равномерности) присутствия продавцов на нем.

Желательно, чтобы выводы, основанные на анализе статистических данных, характеризующих ситуацию за конкретный период времени, были подкреплены анализом динамики присутствия на рынке тех или иных продавцов за 3-5 последних лет.

К показателям рыночной концентрации относятся:

А. Коэффициент рыночной концентрации (СД). Рассчитывается как процентное отношение реализации (поставки) продукции определенным числом крупнейших продавцов к общему объему реализации (поставки) на данном товарном рынке. Рекомендуется использовать уровень концентрации трех (СР.-3), четырех (СЯ-4), шести (СР.-6), восьми (СД-8), 10 (СЙ-10), 25 (СД-25) крупнейших продавцов.

Если мы имеем ряд продавцов, ранжированный по их доли продаж на рынке Д,, Д2, Д3)Д25, то

(С7?-3) = Д,+Д2 + Д3; (СД-4)-(СД-3) + Д3; (СД-6) = (СД-4) + Д5 + Д6; (СД-8) = (СД-6) + Д7 + Д8; (СД-10) = (СД-8) + Ду + Д|((;

(СД-25) = (СЛ-10) + д" + д12 +... + Д24 + Д25-

Б. Индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана (НЩ). Рассчитывается как сумма квадратов долей, занимаемых на рынке всеми действующими на нем продавцами.

Расчет индекса рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана

Коэффициент Герфиндаля-Гиршмана показывает, какое место, долю на данном рынке занимают продавцы, владеющие малыми долями.

По значениям коэффициентов концентрации и индексов Герфиндаля-Гиршмана выделяются три типа рынка:

o I тип - высококонцентрированные рынки: при 70% < СЯ < 100%; 2000 < НЩ < 10 000;

o II тип - умеренно концентрированные рынки: при 45%'< СР. < 70%; 1000 < НЩ < 2000;

o III тип - низкоконцентрированные рынки: при СЛ< 45%; НЩ< 1000.

Показатели рыночной концентрации дают возможность сделать предварительную оценку степени монополизации рынка, равномерности (или неравномерности) присутствия на нем хозяйствующих субъектов. Чем больше продавцов с равномасштабной поставкой продукции действуют на рынке, тем меньше значение соответствующих показателей.

В зарубежной антимонопольной практике коэффициенты концентрации (и особенно Герфиндаля-Гиршмана) применяются лишь как отправная точка в исследовании конкретного прецедента и никогда не используются как аргумент для судебного разбирательства.

Качественные показатели структуры рынка характеризуют:

o наличие или отсутствие (сила) барьеров входа на рынок для потенциальных конкурентов, степень их преодолимости;

o открытость рынка для межрегиональной и международной торговли.

Потенциальными конкурентами, которые могут быть соперниками в проникновении па рынок, являются:

а) хозяйствующие субъекты, которые имеют материально-техническую базу, кадры, технологии для изготовления данного товара, но по разным причинам не реализуют эти возможности;

б) хозяйствующие субъекты, которые изготовляют данный товар, но не продают его на территории исследуемого товарного рынка;

в) новые хозяйствующие субъекты, входящие на данный товарный рынок.

Анализ возможностей преодоления барьеров требует экспертной оценки силы барьера и тенденций усиления (ослабления) барьера применительно к каждому показателю (фактору), характеризующему силу барьера.

Целесообразно указанную оценку измерять в баллах в диапазоне от -5 (непреодолимый барьер) до +5 (отсутствие барьера) с указанием дальнейшей тенденции изменения силы барьера (тенденция к усилению барьера, тенденция к ослаблению барьера, отсутствие явной тенденции). Шкала (ключ) экспертных оценок представлена на схеме 5.5.

Для анализа возможностей преодоления барьеров входа на рынок необходимо осуществить экспертную оценку влияния на силу барьера каждого показателя (фактора) из совокупности показателей, определяющих силу барьера (табл. 5.3).

Схема 5.5. Шкала (ключ) экспертных оценок силы и тенденций усиления (ослабления) барьера входа на рынок

Таблица 5.3. Экспертная оценка силы барьеров вхождения на рынок потенциальных конкурентов

Наименование барьеров (параметров)

Экспертная оценка (баллы) 5 0+5

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОГРАНИЧЕНИЯ

1. Последствия государственной политики в области инвестиций, кредитов, налогов, цен, тарифного и нетарифного регулирования внешнеэкономической деятельности для конкретных товарных рынков

Несущественные

Существенные

2. Среднеотраслевая норма прибыли

Очень низкая

Очень высокая

3. Потенциал хозяйствующих субъектов, входящих на рынок

Низкий

Высокий

4. Наличие (отсутствие) эффективной поддержки малого предпринимательства: доступность

Отсутствует

Эффективная поддержка

финансирования из фонда поддержки предпринимательства, доступность кредитных ресурсов для субъектов малого предпринимательства, низкий (высокий) уровень арендной платы за производственные и административные помещения

5. Стадия жизненного цикла товара

Снижение Рост объема производства

АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ОГРАНИЧЕНИЯ

6. Ограничения деятельности продавцов на данном товарном рынке, выдвигаемые органами власти и управления всех уровней (лицензирование отдельных видов деятельности, квотирование, решения органов власти по ограничению ввоза (вывоза) товаров на территорию (с территории), чинимые препятствия в отведении земельных участков, предоставлении производственных и конторских помещений и т. п.)

Сильные Отсутствуют

7. Наличие (отсутствие) необходимых средств коммуникации (транспорта, связи), служб по оказанию информационных, консалтинговых, лизинговых услуг

Отсутствуют Сильно развиты

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ОГРАНИЧЕНИЯ

8. Факты запрещения службами экологической безопасности, природоохранными учреждениями и общественными организациями и движениями расширения масштабов деятельности на данном товарном рынке, строительства новых производственных и складских объектов, транспортных коммуникаций и т. п.

Встречаются Отсутствуют часто

ОГРАНИЧЕНИЯ ПО СПРОСУ

9. Уровень удовлетворения спроса

Высокий

Очень низкий

10. Уровень потребностей покупателем

Низкий

Очень высокий

ПОТРЕБНЫЕ КАПИТАЛЬНЫЕ ЗАТРАТЫ

11. Величина капитальных затрат, связанных с освоением выпуска товара потенциальными конкурентами (стоимость нового строительства или реконструкции и технического перевооружения действующих мощностей, которые можно приспособить под выпуск данного товара)

Очень большая

Небольшая

12. Сроки окупаемости капитальных затрат

Длительные

Короткие

КОНКУРЕНТОСПОСБНОСТЬ ПРОДАВЦОВ

13. Конкурентоспособность продавцов, действующих на рынке

Высокая

Низкая

14. Конкурентоспособность потенциальных конкурентов

Низкая

Высокая

СТРУКТУРА РЫНКА

15. Уровень рыночной концентрации

Высокий

Низкий

16. Масштаб производства потенциального конкурента

Малый

Большой

КОСВЕННЫЕ ФАКТОРЫ

17. Появление на рынке новых продавцов в течение 3-5 лет при высокой норме прибыли

Очень редкое

Очень частое