Структура и ОГЛАВЛЕНИЕ инновационной среды

Мировой опыт показывает, что инновационная экономика формируется на основе развития предпринимательства. Известный ученый Питер Друкер отмечает, что инновационная деятельность является особым инструментом предпринимательства и создает новые ресурсы. "Ресурс не становиться ресурсом до тех пор, пока кто-то не находит чему-то существенному в природе применение, тем самым придавая этому чему-то экономическую ценность"[1]. Следует отметить, что в современной экономике материальные (вещественные) ресурсы производства все чаще становятся не главными, поскольку устаревают каждые 5–10 лет, а интеллектуальные ресурсы постоянно изменяют свое ОГЛАВЛЕНИЕ. Это явление, прежде всего, связано с широкомасштабным глобальным процессом информатизации экономики, который усиливает роль информации в организации и управлении. Информатизация производственных процессов во многом определяет инновационный путь развития современных национальных экономик.

Для российских условий важными предпосылками реализации концепции инновационного развития экономики являются: разработка промышленно-технологической политики на национальном и региональном уровнях, реструктуризация промышленного сектора, техническая модернизация производства на основе информатизации, развитие НИОКР и реформирование системы подготовки и переподготовки кадров для инновационной деятельности. Все перечисленное составляет многообразие разных общественных систем, которые в совокупности создают благоприятную или неблагоприятную инновационную среду, в рамках которой развивается инновационная деятельность.

Формирование инновационной экономики в России, прежде всего, требует серьезной и целенаправленной подготовки новых специалистов, готовых выдвигать новые идеи, решать научные и прикладные задачи, используя существующую базу научных знаний на межпредметном уровне, и доводить их до практической и коммерческой реализации. В связи с этим появились два новых понятия в инновационной экономике – новатор и инноватор. Первый – это человек, который выдвигает идеи, генерирует новые знания, второй – продвигает их, организует инновационный бизнес. В принципе они неразделимы для создания успешного бизнеса, так как открыть или изобрести недостаточно, нужно довести идею до конечного результата. Особенно в современных условиях, когда требуется приложить неординарные организаторские способности, проявить твердость характера, способность рисковать и уметь брать на себя ответственность.

Вопросы практики

В создании компании Macintosh участвовали двое: новатор идеи создания Apple Джеф Раскин и инноватор Стив Джобс. Первого мало кто помнит, а второй стал знаменитым на весь мир бизнес-гением современных информационных технологий.

Важными требованиями к подготовке инноваторов становятся такие элементы, как:

1) увидеть и сформулировать (поставить) проблему;

2) предложить решения по изменению политической, социальной, экономической, технологической или иной ситуации;

3) оценить решения и выбрать оптимальное;

4) спроектировать реализацию решения;

5) управлять изменениями (спроектировать эволюцию системы).

Деятельность инноваторов всегда протекает в определенной среде

(условиях), т.е. с точки зрения системного подхода – это совокупность всех объектов, изменения свойств которых влияют на систему. Поэтому формирование инновационной среды является определяющим моментом инновационного развития любого вида деятельности.

Понятие "инновационная среда" появилось в 1980-е гг. в качестве средства анализа системных условий организации инновационной деятельности экономических субъектов с целью создания нового производства и развития новых рынков. Одним из первых ученых, кто дал определение этому понятию, был Мануэль Кастельс, который рассматривал ее "как специфическую совокупность отношений производства и менеджмента, основанную на социальной организации, которая в целом разделяет культуру труда и инструментальные цели, направленные на генерирование нового знания, новых процессов и новые продукты"[2]. В данном определении заложен системный принцип, в рамках которого исследователь рассматривает инновационную среду в качестве совокупности разных систем, обеспечивающих создание инновационных продуктов, но лишь в процессе организации производства и управления им.

В научной литературе существует разные определения инновационной среды. Рассмотрим некоторые их них:

• инновационная среда (ИС) – сложившаяся определенная социально- экономическая, организационно-правовая и политическая среда, обеспечивающая или тормозящая развитие инновационной деятельности для реализации и увеличения инновационного потенциала. Делится на внешнюю и внутреннюю среду[3]. В данном определении нет четкого определения специфики инновационной среды, а рассматриваются взаимосвязи разных сред;

• инновационная среда – совокупность механизмов, инструментов, процессов, инфраструктурных элементов и человеческого капитала, обеспечивающих инновационную деятельность. В данном контексте определяются механизмы и инструменты, обеспечивающие инновационную деятельность.

Все эти определения несут субъективные взгляды исследователей на определение границ, в рамках которых создастся система инновационной деятельности. Следует отмстить, что единого определения в нормативно-правовой базе пока не существует. Каждый автор имеет право давать свое представление об инновационной среде. Необходимо понимать, что понятия "среда" и "система" являются базовыми понятиями теории систем, и определение границ системы в окружающей ее среде, включение определенных объектов в качестве исследуемой системы делается самим исследователем на творческой основе. Это одно из правил системного анализа. Исходя из этого, мы предлагаем свое понимание данного термина.

На наш взгляд, под инновационной средой нужно понимать совокупность тех систем, которые являются фундаментальным ядром, формирующим инновационную деятельность, исходя из классической теории инноваций Й. Шумпетера. Поэтому в обобщенном виде инновационную среду России можно представить в качестве совокупности систем: предпринимательства, система технико-технологических разработок и науки и образования, которые обеспечивают функционирование системы инновационного производства и формируют систему инновационного продукта (рис. 2.3).

Рис. 2.3. Обобщенная структура инновационной среды

Такое представление дает основу для понимания необходимости первостепенной организации взаимосвязи систем науки, образования, технико-технологических разработок и предпринимательства, которые являются базовой основой для развития не только инновационной деятельности, но и инновационного мышления в условиях инновационного развития современного общества. Включение в эту среду дополнительных компонентов (социально-экономических и других систем) дает расширительный и динамичный характер, в качестве благоприятных условий для развития экономики по инновационному пути. Представленная среда является первым уровнем или сферой для формирования национальной инновационной системы государства. В этой среде формируются основные субъекты инновационной деятельности, т.е. организации и физические лица, осуществляющие создание и продвижение инновационного продукта, все остальные системы, создающие окружение, можно причислить к инфраструктуре.

Инновационная инфраструктура – совокупность субъектов предпринимательской деятельности, ресурсов и средств, обеспечивающих материально-техническое, финансовое, организационно-методическое, информационное, консультационное и иное обслуживание инновационной деятельности.

Развитие инновационного предпринимательства для России играет стратегическую роль в реализации национальной инновационной политики, поэтому правительство уделяет большое внимание этому вопросу. Формирование инновационной среды необходимо для обеспечения высокотехнологичного производства и осуществляется посредством выявления и применения инновационных возможностей определенных систем, а также создания условий для эффективности инновационной деятельности. Развитие среды любого уровня, благоприятной для инновационной деятельности, является одной из ключевых задач, поставленной в Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 08.12.2011 № 2227-р. Подробнее вопросы государственной политики и регулирования инновационной деятельности рассмотрены в параграфе 2.5.