Структура педагогической деятельности

Для более глубокого понимания сущности педагогической деятельности, помимо осознания специфических особенностей, необходимо обратиться к анализу ее строения (структуры). Психологическая модель любой деятельности представляет собой единство цели, мотивов, действий (операций), результата. В соответствии с этим А. К. Марковой была разработана психологическая модель педагогической деятельности, которая рассматривается ею как профессиональная активность учителя, направленная на решение задач обучения и воспитания и включающая следующие компоненты.

1. Постановка учителем целей и задач.

2. Выбор и применение средств воздействия на учащихся.

3. Контроль и оценка своих педагогических воздействий (самоанализ).

Наряду с принятым в психологии пониманием деятельности как многоуровневой системы, компонентами которой являются цель, мотивы, действия и результат, применительно к педагогической деятельности используется подход выделения ее компонентов как относительно самостоятельных функциональных видов деятельности педагога.

Н. В. Кузьмина выделила в структуре педагогической деятельности три основных компонента: конструктивный, организаторский и коммуникативный. Данные виды педагогической деятельности связаны с поиском оптимальных способов решения педагогических задач. Однако автор отмечает, что важной составляющей деятельности учителя является не только решение задач, но и предупреждение возможных конфликтных ситуаций. В связи с этим в общую структуру педагогической деятельности сю добавляются такие компоненты, как гностический и проектировочный[1]. Для успешного осуществления этих функциональных видов педагогической деятельности необходимы соответствующие способности, проявляющиеся в умениях.

Конструктивная деятельность может быть представлена как конструктивно-содержательная (отбор и композиция учебного материала, планирование и построение педагогического процесса), конструктивно-оперативная (планирование своих действий и действий учащихся) и конструктивно-материальная (проектирование учебно-материальной базы педагогического процесса).

Организаторская деятельность предполагает выполнение системы действий, направленных на включение учащихся в различные виды деятельности, создание коллектива и организацию совместной деятельности.

Коммуникативная деятельность направлена на установление педагогически целесообразных отношений педагога с воспитанниками, другими педагогами школы, представителями общественности, родителями.

Гностическая и проектировочная деятельность предполагает прогнозирование, проектирование, предвидение вариантов предстоящей деятельности и общения на основе научного, теоретического осмысления каждого педагогического явления.

А. И. Щербаков рассматривает структуру педагогической деятельности через ее функции (информационную, развивающую, ориентационную, мобилизационную, исследовательскую).

На первое место он ставит информационную функцию как исходный момент всей учебно-воспитательной работы. Сущность ее сводится к свободному владению учебным материалом, методами и приемами его преподавания, а также искусством устной речи, "обратной связи" и коррекции знаний учащихся.

Развивающая педагогическая деятельность отражает единство обучения, воспитания и развития, обеспечивает управление перцептивным, мыслительным, эмоциональным, волевым и другими компонентами деятельности учащихся.

Ориентационная функция определяет ОГЛАВЛЕНИЕ ценностных ориентаций учащихся в природной и социальной среде.

Мобилизующая функция проявляется в деятельности учителя, направленной на актуализацию знаний и жизненного опыта учащихся для формирования у них познавательной самостоятельности.

Исследовательская (гностическая) педагогическая деятельность требует от учителя научного подхода к педагогическим явлениям, умения выдвинуть гипотезу, спроектировать и провести несложный педагогический эксперимент, проанализировать собственный опыт и опыт других.