Лекция 4. Структура научного знания и его основные элементы

В результате изучения данной главы магистрант должен:

знать

• основания структурирования научного знания;

• специфику основных форм научного знания;

• особенности и структуру эмпирического уровня науки;

• специфику и структуру теоретического уровня научного знания;

• ОГЛАВЛЕНИЕ оснований науки;

• ОГЛАВЛЕНИЕ категорий "эмпирическое знание", "теоретическое знание", "основания науки";

уметь

• различать ОГЛАВЛЕНИЕ и выявлять особенности эмпирического и теоретического уровней научного познания;

• анализировать основания конкретного научного исследования;

• анализировать структуру теории социальной работы как научного знания;

• выявлять научные основания теории социальной работы;

владеть

• категориальным аппаратом анализа структуры научного знания;

• навыками анализа теоретического и эмпирического уровней основных парадигм теории социальной работы.

Основания структурирования научного знания

Выделение структурных компонентов науки зависит от специфики взгляда на нее. В каждой своей ипостаси наука проявляет специфические компоненты. В частности, при рассмотрении науки как целостного феномена культуры в качестве ее структурных компонентов выступают последовательно сменяющие друг друга научные картины мира.

При анализе науки как социального института выделяется особая группа структурных компонентов, а именно связанных с развитием и функционированием научных учреждений, организаций, осуществлением соответствующей деятельности.

При взгляде на науку как на специфический вид исследовательской деятельности выделяются структурные компоненты, соответствующие деятельностному подходу. При этом главное внимание уделяется исследованию таких структурных компонентов деятельности, как объект, субъект, инструменты познания. В частности, представления о субъекте познания развивались от представления о нем как об абсолютном мыслящем разуме (фактически как о своего рода познающей машине) до понимания его как эмпирического, ценностно нагруженного индивида.

В рамках деятельностного подхода к науке долгое время считалось (и это наиболее ярко выявлено в классической – ньютоновской – картине мира), что инструменты познавательной деятельности: приборы и методы познания – лишь усиливают (или ослабляют) познавательную мощь исследователя, но принципиально не влияют на ОГЛАВЛЕНИЕ истины. И только в неклассической картине мира было осмыслено, что плюрализм истины во многом обусловлен возможностями научных приборов и исследовательского инструментария. Рассматриваемый подход к науке чаще всего связан с дифференциацией по уровням познавательной деятельности. Выделяются теоретический и эмпирический уровни познания.

Однако чаще всего структурирование науки реализуется применительно к ее рассмотрению как специфического вида знания.

Может быть выдвинуто несколько критериев такого структурирования. Так, с точки зрения объекта познания научное знание подразделяется на естественные, гуманитарные, социальные, технические науки. При этом внутри каждой группы научного знания происходит дифференциация на конкретные науки.

С точки зрения отношения к практике научное знание подразделяется на фундаментальное и прикладное. При этом фундаментальные науки выявляют наиболее глубокие, универсальные законы природы и общества. Это знание представляет собой методологическое основание для развития прикладных наук, которые непосредственно взаимодействуют с социальной практикой и представляют собой непосредственное методологическое основание последней.

Чаще всего структурирование научного знания осуществляется при рассмотрении Науки как целостной системы. При таком подходе в философии науки сложилась традиция выделения как собственно уровней научного знания, так и оснований науки. Различным структурам и уровням познания соответствуют свои специфические методы, приемы и критерии исследования. Эти аспекты предполагают уяснение структуры научного знания и учета его динамики в целях достижения эффективных результатов и выводов научного исследования.