Структура и модели сознания

Исходя из определения сознания личности, приведенного выше, структуры общественного сознания, приведенной в гл. 1, и явления социализации, заключающегося в формировании сознания личности путем усвоения норм и правил социального поведения и элементов общественного сознания. Модель сознания личности как члена общества схематически повторяет модель общественного сознания (см. рис. 1.5).

Модель сознания З. Фрейда

Выдающийся австрийский психолог, психиатр и невропатолог, создатель психоанализа Зигмунд Фрейд считал, что структура личности, ее сознание состоит из следующих инстанций: "Оно" (Id), "Я" (Ego) и "Сверх-Я" (Super-Ego) (рис. 3.2). "Оно" содержит биологические влечения, требующие непосредственного удовлетворения, которое блокируется инстанцией "Сверх-Я" — "цензорным" компонентом личности. "Сверх-Я" складывается из интернализированных в ходе социализации индивида социальных нормативов и ценностей.

Конфликт между несовместимыми требованиями "Оно" и "Сверх-Я" разрешается инстанцией "Я", функция которой состоит в приспособлении человека к реальности посредством выработки механизмов защиты: вытеснения, проекции, регрессии, сублимации и др. При недостаточности мер защиты возникает невроз, в основе которого лежат, по мнению Фрейда, психотравмирующие переживания раннего детства, связанные с неосознаваемыми и вытесненными влечениями ребенка к родителю противоположного пола (комплекс Эдипа или Электры).

Рис. 3.2. Элементы сознания по З. Фрейду

Итак, по Фрейду, "Я-актуальное" есть результат борьбы между нашим "Я-идеальным" и нашим "Я-аморальным". Сотрудники организаций часто сталкиваются с ситуацией этической дилеммы, когда ни одно из решений не является безукоризненным с нравственной точки зрения. Простой пример этической дилеммы: в организации, оказывающей населению какого-либо типа услуги, иногда появляются благодарные клиенты, пытающиеся вручить подарок сотруднику, работавшему непосредственно с ними. Брать или отказать? Как взять, чтобы не испортить отношения, не отпугнуть, а наоборот, повысить преданность клиента организации?

И как отказать, чтобы опять же не обидеть клиента, а повысить его верность вашей фирме?

Идея борьбы элементов сознания в системе личности человека (и общества) представляется достаточно убедительной и продуктивной. По крайней мере, за столетие ее существования она не утратила интереса к ней со стороны профессионалов и всех людей, кто изучает психологию, подкупая своей простотой и убедительностью. Можно считать, что, какой бы моделью сознания вы ни руководствовались, его элементы, формы могут одновременно присутствовать в сознании и находиться в состоянии борьбы. Те из них, которые представляются наиболее важными, значимыми, цепными, в наибольшей степени определяют поведение субъекта. Ведущая форма сознания требует и соответствующих аргументов: так, правовая форма требует аргументации правового характера, научная требует научной аргументации и доказательств, моральное сознание воспринимает нравственные категории как аргументы для оправдания или изменения поведения и т.п. Задача сторон коммуникаций — правильно спрогнозировать ведущий элемент или фактор сознания и осуществлять коммуникацию и аргументацию на этой основе.

Модель сознания "окна Джогари"

Как известно большинству из людей на основании наблюдений за собственным поведением, мы не только склонны реагировать на заявленное ОГЛАВЛЕНИЕ того, что другой человек говорит нам, но и интерпретировать различные тонкие намеки на "истинный" смысл послания — язык тела, силу голоса, модуляцию, эмоциональную интенсивность, форму сообщения и выбор времени. Одно и то же сообщение несет как явный, так и скрытый смысл. Иногда они могут противоречить друг другу. Нередко мы, чтобы сохранить лицо, говорим одно, а доводим до сведения окружающих что-то иное. Двойные послания не несут никаких чрезмерных сложностей, если отправитель знает о них и может избежать непонимания. Более серьезные осложнения возникают в тех случаях, когда двойное послание отражает ту часть личности, о которой он не подозревает.

Чтобы проиллюстрировать это, очень полезно представить себе, что личность состоит из нескольких частей (рис. 3.3). Правая сторона окна, квадранты 1 и 3, — это тс наши части, которые мы демонстрируем окружающим. Верхняя сторона окна, квадранты 1 и 2, — это те наши части, о которых мы знаем. Итак, квадрант 1 представляет наше открытое "Я" (open self), о котором мы знаем и которое хотим представить окружающим, даже незнакомым. Квадрант 2 представляет собой наше тайное "Я" (concealed, or hidden self) — те части нашей личности, которые мы сознательно и намеренно пытаемся утаить от окружающих. Если какую-либо группу попросить анонимно заявить о некоторых таких вещах, которые они обычно скрывают от окружающих, то типичные ответы указывают па опасные области, существования которых мы обычно стыдимся: это чувства и импульсы, которые мы считаем асоциальными или несогласующимися с нашим образом своего "Я"; воспоминания о событиях, где мы потерпели поражение или поступили не в соответствии с нашими стандартами; и — самое главное — чувства по отношению к окружающим и реакции на других людей, которые мы считаем невежливым или обидным демонстрировать. Например, работник может считать, что его босс сделал ужасный доклад на важной конференции, который приведет к падению объема продаж, но чувствует, что должен удержать эту реакцию в себе и сделать боссу комплимент, чтобы "не ранить сто чувства и не разозлить его". Успешная взаимная забота о "сохранении лица" заставляет нас скрывать большую часть наших непосредственных межличностных реакций, чтобы мы могли сохранить те "Я", о которых заявляем. Мы увидим, что преднамеренная обратная связь закладывает начала глубоких укоренившихся культурных правил.

Квадрант 3 на рис. 3.3 — это наше "слепое пятно", оно относится к тем вещам, которые мы бессознательно скрываем от самих себя, хотя это — часть нашей личности и мы сообщаем о ней окружающим. "Я не злюсь", — говорит босс на повышенных тонах, и его лицо наливается краской, а кулак стучит по столу. "Эти конференции проходят для меня очень спокойно", — говорит администратор, в то время как его руки дрожат, голос хрипит и он безуспешно пытается положить таблетку транквилизатора дрожащими руками в рот. "Меня не волнует мнение окружающих", — говорит менеджер, а потом чувствует себя обиженным, если окружающие не замечают его работу и не хвалят его за нее.

У каждого из нас есть чувства и черты, которые, как мы верим, не являются неотъемлемой частью нас самих; но мы не замечаем, как сами доводим многие подобные чувства до сведения окружающих. Может случиться "утечка", и эти чувства станут заметными для окружающих.

Квадрант 4 — это наше по-настоящему бессознательное "Я", о котором не знаем ни мы сами, ни окружающие пас люди. Примерами этого "Я" будут глубоко подавленные чувства и импульсы, тайные таланты и умения и непроверенный потенциал. Для наших целей очень важно различать три области бессознательного "Я": 1) подавленные знания или чувства, основанные на психологической защите; 2) молчаливое знание, области бессознательного, которые легко открываются, как только мы освещаем их (например, культурные представления, па основании которых мы действуем); 3) скрытые потенции, области знания, умений и чувств, которые находятся в латентном состоянии, поскольку они никогда не требовались и не проявлялись. Наличие этой области проявляется при чрезвычайных эмоциональных обстоятельствах или когда мы позволяем себе проявить настоящее творчество. Когда консультант пытается помочь клиенту расшифровать, кем же тот является на самом деле, иногда будет вполне уместным, если консультант создаст условия, способствующие выходу скрытых областей на поверхность. Однако если мы имеем дело с бессознательным, то должны понимать, что вторгаемся в личные сферы, которые не должны исследовать, если у нас нет соответствующей медицинской подготовки или если клиент на самом деле не хочет обсуждать эти вопросы с консультантом.

Необходимо понимать, что те сообщения, которые мы посылаем, и те, которые мы не посылаем, отражают сложность нашей психологической натуры. Мы не только сознательно управляем "сохранением лица", но и "допускаем утечку" тех сообщений, которые не осознаем, и утаиваем те сообщения, которые могут очень глубоко задеть окружающих, если мы все-таки решим обнародовать их.

Модель сознания по Джогари приведена па рис. 3.3.

Рис. 3.3. Модель сознания "окна Джогари"