Структура личности

На первом этапе формирования личности осваиваются программы поведения, связанного с удовлетворением биологических (физиологических) потребностей, таких как сон, удовлетворение голода, жажды. Родители, воспитатели буквально "дрессируют" нас: где надо спать, как готовиться ко сну, что надо делать, проснувшись, где и как надо есть.

Эти первичные установки создают основу для реализации уже собственно человеческого поведения, с которым и связан следующий этап формирования личности. Освоения того минимального "ролевого репертуара", который необходим для поддержания жизни человека в той культурной среде, в которой он имел счастье (или несчастье) появиться на свет. Так мы постепенно приобретаем жизненный опыт, осваивая различные социальные "роли": пассажиров в транспорте, покупателей в магазине, учеников в школе, пользователей бытовыми приборами и техникой... Завершает процесс социализации профессиональное образование и подготовка, дающие нам возможность не только вести самостоятельный образ жизни, но и делать свой вклад в развитие социального опыта, заниматься творчеством.

Освоение программ социального опыта на каждом из этапов всегда сопровождается какими-то переживаниями: что-то нам нравится, что-то не получается, что-то мы делаем с охотой, а чего-то начинаем избегать, что-то становится важным и ценным. Иначе говоря, социализация сопровождается выработкой у личности оценочного отношения, предпочтений, ценностных ориентаций. Эти ценностные установки и ориентации образуют несколько слоев, образующих своеобразную структуру личности:

– бессознательные ценностные ориентации;

– сознательно принимаемые предпочтения;

– сознательно культивируемые отношения и предпочтения;

– ценностные установки, выражающие мировоззренческое отношение личности к миру в целом, к другим людям, к самому себе.

Выделенные уровни и слои различаются но своей устойчивости и подвижности. Наиболее устойчивы глубинные пласты личности, наиболее подвижны, изменчивы – наружные, ролевые. Различаются они и по времени формирования. Раньше других закладываются наиболее глубокие пласты, определяемые, как уже говорилось, отношением к ребенку окружающих его людей. Именно они обеспечивают единство внутренней жизни, интеграцию и целостность личности, выступая как ее ядро или "стержень". Затем в детстве и в молодости формируется собственно характер, конкретизирующий избирательность ориентаций личности. Со зрелостью приходит дифференциация и усиление ролевых ориентаций. Распад и угасание личности происходят в обратном порядке. Таким образом, наиболее устойчивой является наиболее глубокий уровень ориентаций личности, практически не изменяющийся с момента его формирования. Человек может сменить род занятий, профессию, место жительства, семью, уехать на другой конец земли, но от самого себя ему не уйти, и везде, в любой ситуации он будет воспроизводить свое отношение к миру, себе и другим людям. Изменить что- то в этих представлениях может только какая-нибудь очень сильная жизненная встряска, заставляющая человека радикально пересмотреть свое отношение к жизни.

При всех отличиях выделенных слоев и уровней структуры личности, их природа едина – они выступают как результат освоения определенных видов деятельности и формирования отношения к ним. Динамика неповторимой целостности установок и ориентаций личности определяет поведение человека тем, что исключает одни возможные мотивы, выводя па первый план другие. Сначала человек действует для того, чтобы просто поддерживать свое существование, а затем он начинает поддерживать существование, чтобы действовать, осуществляя свое назначение и призвание.